Футбол как новая мировая религия




Д. Никишин

Футбол как новая мировая религия
Сегодня очень интересно наблюдать за таким феноменом нашей жизни как футбол. Вроде бы обычная игра, которая приносит удовольствие, - бегай себе всласть, пинай мячик и никаких забот. Но всё - таки обыватель замечает, что футбол постоянно упоминается - по радио, по телевизору, в повседневной болтовне людей между собой, о нём пишут стихи и прозу, слагают песни, в конце концов, им бредят. Впрочем, о чём только в XXI веке не говорят, и что может быть особенного в футболе?

Конечно же, как игра футбол изучен вдоль и поперёк - существует бесконечное множество тренерских концепций тактики действий футболистов на поле (например, дубль - вэ бразильцев, каттеначио итальянцев), выявившие великие таланты (Лев Яшин, Пеле, Марадона). Поэтому было бы любопытно обратиться к футболу не столько как к игре, но как к особому культурному феномену, и, прежде всего, рассмотреть такой вопрос: а не является ли современный футбол религией социоцентрического толка, причём не религией отдельного общества, этноса, а мировой религией?

Для начала определимся с понятиями. Во-первых, что такое религия? Ответов предостаточно, но зафиксируем внимание на одном, наиболее важном для нас, предложенном и обоснованном ещё В. С. Соловьёвым: "религия - это связь человека и человечества с безусловным средоточием всего существующего (Абсолютом)".
Однако указанное понятие религии ещё до конца не раскрыто, ибо необходимо обратиться к тому, что она должна в себя включать. Обычно выделяют следующие составляющие: это - идеология + организация + культ + идея избранности +символы. Каждую из этих категорий мы последовательно изложим и рассмотрим ниже, доказывая насколько религиозен футбол - так, на наш взгляд, доступнее понять то, о чём будем повествовать.

Идеологичность футбола первоначально формируется за счёт активности субъекта и понимается в буквальном смысле, без какой-либо смысловой нагруженности. Футбол был прежде всего игрой. Постепенно смысл обретала игра - в ней увидели попытку уйти от сложной действительности, наполненной бесконечными страданиями, разочарованиями, неустроенностью и незавершённостью бытия. Игру хотели отделить от сферы серьёзного, но получилось наоборот - "серьёзное стало игрой". Оказалось перспективнее говорить о том, что "футбол - это жизнь", а у жизни, как известно, должен быть смысл. Начались поиски "ради чего", к активности стала подключаться рефлексия, разрозненные идеи нужно было соединить в систему. Раз бежать от реальности невыгодно (у отшельников нет радости футбола - это игра коллективная, командная), то ничего не оставалось, как принять её и жить ей. В результате обнаружили, что футбол способен удовлетворять насущные потребности человека: волю к жизни, волю к власти и даже волю к смерти; в футболе нашли прекрасный и достойный повод для выплескивания своих эмоций радости и огорчения, сострадания и гнева, любви и ненависти. Ради этой игры люди начали жертвовать собой (гибель болельщиков на стадионе), принимать мучения за веру (травмы и гибель футболистов в самом расцвете сил), но никогда не останавливались - стремление к удовольствию неискоренимо. Напротив, ощущение опасности и тайны ещё более влечет в глубины футбола (чем больше препятствий - тем сильнее кайф от достижения наслаждения). Благодаря такому духовно-практическому отношению закладывалась специфическая ценностная значимость футбола в социальной общности, как совместной деятельности "во имя чего-то", точнее ради нахождения Абсолюта.

Итак, идеология в футболе творилась как сакральное отношение, когда человек служит святыне (т.е. футболу) всем своим существом, видя в приобщении к ней смысл собственного существования.

Очевидно, что следующим шагом должно быть закрепление идеологии с помощью специальных организаций, которые бы в свою очередь постоянно транслировали её в социум, в сознание людей, в их взаимоотношения, заставляя себе подчиняться. Такую роль в футбольном хозяйстве выполняет Федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) - строго иерархизированная организация, возглавляемая президентом и помогающими ему вице - президентами. Она имеет несколько дочерних структур (например, УЕФА), которые последовательно проводят в жизнь инструкции и директивы ФИФА. Невыполнение и саботаж последних грозит отлучением от неё. Но это так сказать "невидимая церковь": её боятся, но никто не видит. Немногие знают, где она вообще находится, но, даже зная место расположения штаб - квартиры ФИФА, мало кто туда заходит (да и не всех пускают). Словом, от неё никто "не фанатеет". Обратное наблюдается на периферии. Для простого люда гораздо интереснее посещать центральные городские храмы и соборы (стадионы, где проходят игры), а по большим религиозным праздникам совершать паломничества к святым местам (игры Лиги Чемпионов или Чемпионата Мира). Стадион - вот подлинная церковь Царства Футбола на земле, потому что именно здесь человек более всего сопричастен Абсолюту, непосредственно принимая участие в его создании.

Однако следует отличать поведение субъектов в церкви космоцентрической религии, где они ощущают смирение и покорность перед высшим авторитетом, от взаимодействий "прихожан" на стадионе, где в буйстве сознательных и бессознательных эмоций, чувств и желаний они совершают "экстазирование", то есть, выходя за пределы наличного бытия, преодолевая его. Возникает ощущение беззаботности и остаётся лишь одно осуществление бытия, но люди счастливы пока идёт игра. Они стремятся к повторению этого состояния, поскольку оно не только прелестно, но и олицетворяет собой завершённость, совершенность. Здесь нет становления, то есть футбол - это уже рай, причём на земле.

Безусловно, что сложившаяся и утвержденная идеология требует выражения в определённых обрядовых и ритуальных практиках, а иначе отношение к идеалу может выветриться. Поэтому необходимо закладывается, с помощью указанных организаций, система культа.

Главное предназначение ФИФА и управляемых ею структур - регулярное проведение грандиозных, феерических, размашистых культовых празднеств с участием огромного числа последователей.Самое крупное и особо чтимое - Чемпионат Мира. Все проводимые игры на футбольном поле можно считать специальной подготовкой ради этого ритуального действа. Цель любого индивида, преданного футболу - попасть на величественный карнавал, участвовать в священнодействии.

 

Идеология, организация, культ, идея избранности - все эти составляющие понятия религии немыслимы без последней, завершающей и закрепляющей части - без системы символов, благодаря которой мы получаем наглядное изображение того, во что верим. И если для нас футбол - это поиск Абсолюта, явление смыслонаполненности бытия, то любой предмет, принадлежащий к футбольной сфере, должен выражать, символизировать это. Мяч, ворота, трава, поле, трибуны, стадион и т.д. и т.п. - во всём видится смысл, зовущий к свершениям во имя Абсолюта.

Особой символичностью наделяются футболисты. Их поведение, жесты, мимика, чувства, эмоции, их обмундирование (футболки, трусы, гетры, бутсы), их облик (цвет кожи, волос, глаз и т.д.) - всё это в сознании обывателя обязательно что-то значит, что-то имеет под собой смысл.

Современный футбол с необходимостью эзотеричен, полон тайн и загадок, а символы призваны упрощать его понимание и непосредственно вести к Абсолюту. Поэтому они, в отличие от своих носителей, более постоянны. Стоит кумиру миллионов Диего Марадоне оказаться замешанным в допинговом скандале и тут же его образ теряет сверхъестественную ауру как несоответствующий символическому идеалу. Непосвящённое массовое сознание быстро его забывает, находя для своих нужд другого Великого Пророка, и только правоверные будут продолжать свято чтить чудесную игру аргентинца. Однако можно обнаружить и обратное: постоянство носителя и стихийное рождение символов. Тот же Марадона: всё, что он творил на зеленом газоне навсегда останется образцом для будущих поколений поклонников футбола, благо сохранились исторические свидетельства. Такое диалектическое взаимодействие символа и его носителя идёт только на пользу системе (религии, футболу, символов), не позволяя ей разрушиться.

Итак, подведём итоги нашим размышлениям. Современный футбол безусловно является социоцентрической религией, где имеет место все её (религии) составляющие: идеология, организация, культ, идея избранности, символы. Как правильно отмечает Д.В. Пивоваров подобная "религия возникает с необходимостью, ибо она отвечает массовой потребности в укреплении солидарности членов определённой социальной общности, основывается на интуиции, вызывающих доверие представительных фактах и рационально-идеологическом доказательстве". Хорошо это или плохо - не нам судить, мы всего лишь описали то, что наблюдается. В конце концов, каждый из нас религиозен по-своему и во что верить - дело личное. Главное - не лгать своей совести.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: