Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.
Учёные опросили 25-летних и 65-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т.п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Варианты ответа | % отвечавших | |
25-летние | 65-летние | |
В экологической организации | ||
В благотворительной организации, помогающей больным, бездомным | ||
В организациях местного самоуправления | ||
В профессиональных объединениях | ||
В политической партии, политическом движении | ||
Ни в какой |
23 |
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | Бóльшая доля 65-летних опрошенных готова участвовать в деятельности благотворительной организации, помогающей больным, бездомным, чем в деятельности организаций местного самоуправления. |
2) | Равные доли 65-летних опрошенных могут безвозмездно принимать участие в деятельности организаций местного самоуправления и в деятельности политической партии, политического движения. |
3) | Доля тех, кто может безвозмездно принимать участие в деятельности благотворительной организации, помогающей больным, бездомным, больше среди 25-летних, чем среди 65-летних. |
4) | Бóльшая доля 65-летних опрошенных готова безвозмездно принимать участие в деятельности профессиональных объединений, чем в деятельности экологической организации. |
5) | Равные доли опрошенных каждой группы не готовы безвозмездно участвовать в деятельности ни одной общественной организации (объединении, инициативной группе и т.п.). |
Ответ: ___________________________.
24 |
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | В стране Z правительство подавляет инициативу граждан. |
2) | Политическая система страны Z нуждается в демократизации. |
3) | Люди старшего возраста более заинтересованно относятся к участию в политической жизни общества. |
4) | Для большинства молодёжи страны Z важно участие в профессиональных объединениях. |
5) | Молодёжь страны Z трудно упрекнуть в полном безразличии к социальным проблемам. |
Ответ: ___________________________.
25 |
Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Экономический кризис затронул не только финансовые рынки, но и производственную сферу экономики. (Б)По данным статистики существенно сократилось производство в автомобильной отрасли. (В)Уже нет сомнений, что кризис окажется затяжным.
Определите, какие положения текста
1) | отражают факты |
2) | выражают мнение |
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: | А | Б | В |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. |
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (26–31) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите текст и выполните задания 26–31.
Функция масс в демократии заключается не в том, чтобы управлять, а в том, чтобы оказывать давление снизу на управителей. Массы могут выражать несогласие с проводимым политическим курсом, на митингах и демонстрациях высказывать иные предложения, на встречах со своими представителями–парламентариями — давать оценку их работе. И именно благодаря этому давлению на власть осуществлён серьёзный прогресс в обществе; плохо ли, хорошо ли, но управители вынуждены считаться с народными нуждами и стремлениями.
Большим затруднением теперешнего политического положения является то, что ещё малообразованные и недостаточно сознательные массы недостаточно влиятельны для политиков. Таким образом, широко распространённое массовое образование и способность масс к высказыванию своего мнения необходимы для лучшего оказания давления на тех, кто управляет от имени народа и зачастую использует его недостаточную проницательность. Эти управители будут вести себя иначе, если им придётся иметь дело с более образованными избирателями; избиратели будут больше оказывать на них влияние, с ними они вынуждены будут считаться при принятии политических решений, избирателей труднее будет обмануть популистам и нечестным политикам.
Все политические свободы: свобода печати, право собраний, право ассоциаций и гарантии индивидуальной свободы, на которые опирается всеобщее голосование и которые рассматриваются как гарантии свободы, являются, прежде всего, формами или орудиями воздействия общества на власть.
(Адаптировано по М. Я. Острогорскому)
26 |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27 |
Какую функцию, по мнению автора, выполняют массы в демократии? Назовите функцию и приведите из текста три примера её выполнения.
28 |
Что, по мнению автора, способствует осуществлению серьёзного прогресса в обществе? Какое пояснение своего мнения приводит автор? В чём автор видит затруднение «теперешнего политического положения»?
29 |
Автор полагает, что «все политические свободы являются формами или орудиями воздействия общества на власть». С опорой на текст и обществоведческие знания укажите три проявления политических свобод в современном обществе.
30 |
Подвергавшиеся произволу администрации своих предприятий рабочие долгое время протестовали против своего положения путём порчи станков и оборудования. Наконец, был создан отраслевой профсоюз, который начал организовывать массовые акции протеста, обращаться к депутатам парламента, в правительство страны. Правительство и администрация предприятий удовлетворили ряд требований рабочих. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам ответить на вопрос.
31 |
Автор пишет, что «управители будут вести себя иначе, если им придётся иметь дело с более образованными избирателями». Согласны ли Вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.