Понятие о литературном языке и языковой норме




Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

I. Методический блок

Методическая разработка занятия

 

Тема:Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

 

 

1. Учебные цели:

Знать: определение основных единиц языка, понятие литературный язык и языковая норма, культура речи; основные требования к речи медицинского работника

Уметь: отличать грамотную речь от безграмотной, классифицировать ошибки, допу-щенные в речи, строить речевые высказывания с учетом культуры речи, преобразовывать монологическую речь в диалогическую и наоборот;

I. Информационный блок

 


Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою порой.

Он нужен мне, как небо, каждый миг

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне.

И мир открылся в них.


Преподаватель: Осознание важности русского языка в деятельности будущих медицинских работников потребовало введения в учебный план колледжа дисциплины «Русский язык и культура речи». Рабочая программа предусматривает 34 часа и по окончании курса - дифференцированный зачет, включающий в себя тестирование и итоговое сочинение.

В современном языкознании принято разграничивать понятия «язык» и «речь».

Язык определяется как система знаков.

Знак – это условное обозначение чего-либо, то есть что-то, что мы можем воспринимать (например, красный сигнал светофора), и то его значение, о котором договорились, условились. Именно договорённость и превращает какой-либо предмет. Действие, изображение в знак.

Но язык – это не просто знак, а система знаков. Система состоит из отдельных элементов и связи между ними. Так, светофор – это система регулирования дорожного движения. У него есть три элемента: красный, желтый и зеленый сигналы. Каждый элемент имеет свое значение и связь с другими элементами. Если бы существовал только один элемент, системы бы не было: один элемент не смог бы функцию регулирования дорожного движения. Если бы все время горел только красный свет, то никакого движения не было бы.

Язык не просто совокупность знаков, он представляет собой систему, имеющую определенную структуру (строение). Элементы, составляющие эту структуру, существуют не сами по себе, они связаны друг с другом и образуют единое целое. Знак является членом определенной знаковой системы.

Язык как система имеет свою функцию – он является средством общения.

Речь – это язык в действии, это использование всех элементов языка и связей между ними. Речь существует в двух формах – устной и письменной.

Устная речь создается в момент говорения, поэтому основным ее признаком является неподготовленность, импровизация.

Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника. Поэтому у автора есть возможность обдумать, подготовить свое высказывание.

Понятие «речь» включает в себя как сам процесс говорения, так и результат этого процесса (рассказ, письмо). Речь служит средством выражения мыслей и чувств человека.

Речь зависит от многих параметров:

  1. От того, с кем мы общаемся, каковы отношения между собеседниками: дружеские, нейтральные, официальные.
  2. Время и место коммуникации. Жизнь человека распадается на будни и праздники, на работу и отдых. Каждый из этих временных отрезков тесно связан с определенными событиями и возможными типами бесед. Значит, каждый из носителей языка интуитивно ощущает, как зависят тема и характер общения от времени и места, в которое оно происходит.
  3. Тема общения. Серьезный разговор на важную тему вряд ли будет вестись с шутливыми интонациями.

Т.о. ситуация общения влияет на то, как мы говорим. Если даже один из параметров ситуации (партнеры, цель, форма общения) изменится, речевые средства будут использоваться по-другому.

 

 

Основные единицы языка.

Язык – это система, а всякая система состоит из отдельных элементов связанных между собой. Язык состоит из «единиц языка».

  1. Фонема – это звук, который мы слышим и произносим. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение.
  2. Морфема - это минимальная смысловая единица языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут.
  3. Слово – основная единица языка. Слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них. Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно.
  4. Словосочетание – это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух и более сов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь.
  5. Предложение – это единица языка, которая служит для выражения мыслей, эмоций, ощущений.

Мельчайшие единицы языка складываются в более крупные, но единицы языка отличаются друг от друга не только размерами. Главное их отличие не количественное, а качественное (различие в их функции, назначении).

Каждая единица языка занимает свое место в системе и выполняет определенную функцию.

 

Преподаватель: В современной науке появился термин ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ, экология слова, языка. Такую же задачу (беречь, охранять правильную речь) мы поставим перед собой с первого нашего занятия и до зачета.

Понятие о литературном языке и языковой норме

Высшей формой национального русского языка является литературный язык. Современный русский литературный язык – это нормированный язык, обслуживающий культурные потребности народа, это язык государственных актов, науки, печати, радио, театра, художественной литературы.

Языковой нормой принято считать правила употребления слов, грамотных форм, правила произнесения и правописания, действующие в данный период развития литературного языка. Для утверждения и закрепления действующей нормы серу-ют справочники, словари, книги по грамматике, Норма не является чем-то застывшим. Она меняется и в лексике, и в грамматике, и в произнесении, и в правописании.

Норма – это система правил, свод законов языка, по которым строится правильная, грамотная речь.

Выделяют различные типы норм:

  1. Фонетические – это нормы произношения звуков современного русского литературного языка (сви[т]ер), постановки ударения в словах (звони`шь) и соблюдения правильной интонации.
  2. Лексико- фразеологические – это нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении (напр., дворовый. Новый дворовый назначен кучером у молодого барина.) и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении (пожилой человек, не «пожилая лошадь»).
  3. Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи и при спряжении глаголов (горячий кофе, свежая мозоль).
  4. Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций (словосочетаний и предложений).
  5. Стилистические нормы – это владение умением использовать в том или ином функциональном стиле присущие ему языковые средства.

 

Норма может быть строго обязательной и не строго обязательной. Строго обязательная норма не допускает никаких вариантов, разрешая только один способ употребления той или иной языковой единицы. Нарушение этой нормы расценивается как слабое владение языком. Не строго обязательная норма допускает варианты, разрешая несколько способов выражения языковой единицы.

Речь человека является правильной, если он соблюдает языковые нормы.

Речевое мастерство – это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения. Говорящие или пишущие с т.зр. речевого мастерства оценивают речь друг друга двумя оценками: хуже, лучше.

Ярким примером речевого мастерства служат художественные произведения выдающихся русских писателей. Их работа с черновиками, переписывание заново страниц своих произведений, т.е. создание на основе прежних вариантов новых, говорят о кропотливой работе, направленной на улучшение выразительности текстов.

Уместность и неуместность выбора языковых средств для создания большей выразительности изучается в культуре речи.

 

Словари: Существуют классификации словарей по различным осно­ваниям.

По числу языков в словаре выделяют словари:

- одноязычные (описывают лексику одного языка);

- двуязычные (например, русско-белорусский словарь, англо­русский словарь);

- многоязычные (например, Словарь славянской лингвисти­ческой терминологии - термины переводятся на 11 славянских язы­ков и 3 западноевропейских).

По назначению словари делятся на:

- научные (созданы для научных целей, например: историчес­кие, обратные, частотные);

- учебные (созданы для учебных целей, например: словарь грамматических трудностей русского языка, орфоэпический сло­варь);

- переводные (созданы для сопоставления и перехода из од­ной языковой системы в другую, например: русско-белорусский словарь, русско-английский словарь).

По способу описания единиц словари делятся на:

- общие (содержат многоаспектное описание слова, например, толковые словари: занимают главное место в лексикографии лю­бого языка, в них наиболее полно представлена лексическая систе­ма языка);

- специальные (раскрывают лишь отдельные аспекты слов или отношений между ними):

словари омонимов, синонимов, антонимов, паронимов (опи­сывают системные связи слов на уровне их лексических значений);

этимологические словари (объясняют происхождение слова, его исконное значение);

словари иностранных слов (объясняют значение заимство­ванных слов, которые до конца не усвоены русским языком и осоз­наются как иноязычные);

диалектные словари (отражают лексику и фразеологию ка­кого-либо одного диалекта или всех диалектов данного языка);

исторические словари (рассматривают лексику, бывшую в употреблении в тот или иной исторический период);

словари новых слов (содержат новые слова, новые выраже­ния и новые значения слов, не вошедших в ранее изданные слова­ри; слова, которые вызывают затруднения в произношении, толко­вании и понимании, а также определении их происхождения при чтении газет и журналов, прослушивании радиопередач, просмот­ре телепрограмм);

словари жаргонов и арго (рассматривают жаргонную и арго­тическую лексику);

фразеологические словари (раскрывают значение фразеоло­гизмов, указывают источник их возникновения и условия исполь­зования в речи);

орфоэпические словари (содержат информацию о правиль­ном, соответствующем литературной норме произношении слов и форм слов русского языка и постановке ударения в них);

орфографические словари (дают правильное написание слов и их грамматических форм);

морфемные словари (содержат списки корней, суффиксов, префиксов русского языка, отражают их сочетаемость);

словообразовательные словари (построены по гнездовому принципу, вершина гнезда - непроизводное слово - и все слова, которые от него образованы);

обратные словари (слова расположены в алфавитном поряд­ке конечных букв слова, удобны для изучения вопросов словооб­разования данного языка, изучения грамматических признаков ча­стей речи);

грамматические (отражает словоизменение: склонение суще­ствительных, прилагательных, местоимений, числительных и спря­жение глаголов; слова расположены в обратном алфавитном по­рядке, каждое слово имеет при себе грамматическую помету и ин­декс, отсылающие к «Грамматическим сведениям», где даны об­разцы склонения и спряжения);

частотные (отражают частотность употребления слов, тем самым характеризуют активный словарный запас языка);

словари лексической сочетаемости (словарные статьи содер­жат заголовочное слово - существительное, прилагательное, гла­гол - и описание возможностей его сочетаемости);

словари правильностей / трудностей (например, «Словарь несклоняемых слов» Н.П. Колесникова (1978 г.), «Управление в русском языке» Д.Э. Розенталя (1981 г.), «Грамматико-орфографи-ческий словарь» А.В. Текучева и Б.Т. Панова (1976), «Словарь труд­ностей русского языка» Д.Э. Розенталя, М.А.Теленковой (к 1987 г. выдержало 6 изданий) и др.);

словари языка писателей (самым крупным словарем языка писателей является «Словарь языка Пушкина», в котором содер­жится более 21 000 слов, употребленных А.С. Пушкиным в худо­жественных произведениях, очерках, заметках, письмах и т. д.; сло­ва расположены в алфавитном порядке, указаны значения слов в эпоху поэта, дается справка о частоте использования того или ино­го слова).

По единице лексикографического описания выделяют словари:

- с единицей меньше слова (например, словарь морфем);

- с единицей равной слову (например, орфоэпический словарь);

- с единицей больше слова (например, словарь фразеологизмов).

По порядку расположения материала выделяют словари:

- алфавитные (информация располагается в алфавитном по­рядке);

- идеографические (информация располагается по тематичес­кому принципу, например, Словарь эпитетов русского литератур­ного языка, Тематический русско-болгарский словарь);

- ассоциативные (информация располагается по смысловым ассоциациям, например, Словарь ассоциативных норм русского языка А.А. Леонтьева).

 

В зависимости от отбора слов и объекта описания словари делятся на энциклопедические и лингвистические (филологические).

 

Сегодня на занятии мы с вами обратимся к понятию «культура речи» и разговор о нормах русского литературного языка - еще один шаг вперед на пути к овладению навыками культурной, правильной речи - как устной, так и письменной, поговорить о вариантах нормы и закрепить ваши знания и умения по теме.

 

3. Речевая зарядка.

Задание студентам: «У вас на столах приготовлены высказывания о русском языке. Еще раз внимательно прочитайте тему занятия, выберите понравившееся вам высказывание и обоснуйте соответствие его к теме занятия».

Слово - одежда всех фактов, всех мыслей. М. Горький

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. Гоголь

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н. Гоголь

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Паустовский

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И. Тургенев

Слово - великое оружие жизни. В. Ключевский

Слово - полководец человечьей силы. В. Маяковский

Русскую речь надо охранять и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна. Рина Зеленая

Выступления студентов.

 

II. Теоретическая часть.

 

Есть такая притча. У знаменитого человека был слуга Эзоп. Он был очень умный и удивлял всех своим умом. Однажды в доме великого господина собрались гости оценить, правда ли Эзоп так умен, как утверждает хозяин. Позвали Эзопа и сказали: «Вот тебе много денег, пойди и принеси то, что является в жизни самым главным и важным». Эзоп ушел, через некоторое время возвращается с подносом. На нем что-то лежит, закрытое салфеткой. Гости замерли в ожидании. Эзоп поднимает салфетку, а на подносе лежит... язык. Изумлению гостей не было предела. «Разве это самое важное в жизни?» «Да, - ответил Эзоп, - язык это самое важное и прекрасное в жизни. Языком мы говорим слова любви, нежности, дружбы. Языком мы говорим слово МАМА». «Хорошо, вот тебе еще деньги и принеси самое ужасное, что есть на земле». Эзоп ушел. Возвращается. В руках поднос, накрытый салфеткой. Поднимает салфетку, а на подносе лежит. язык. «Да язык - это самое ужасное в мире. Языком мы говорим слова ненависти, можем обидеть человека, языком мы говорим слово ВОЙНА, СМЕРТЬ, БОЛЬ, РАНА, УВЕЧЬЕ».

Вот такая короткая, но очень содержательная притча.

И мне кажется, что главная заповедь медицинского работника «НЕ НАВРЕДИ!» относится не только к медицинским манипуляциям, методам лечения и обследования, но и к речи медицинского работника: «НЕ НАВРЕДИ СЛОВОМ ПАЦИЕНТУ!»

 

Александр Иванович Куприн говорил: «Русский язык в умелых и опытных устах - красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен».

Сегодня общество предъявляет высокие требования к молодым специалистам. В современном мире нужны грамотные, высококвалифицированные, эрудированные специалисты.

Грамотное владение языком, культурой речи, постоянное ее совершенствование особенно важно для вас, так как вы должны стремиться занять достойное место в обществе, стать хорошим специалистом и уважаемым человеком.

А.П. Чехов, признанный мастер языка, в заметке о красноречии писал: "Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, были в то же время и лучшими ораторами. Цветами красноречия был усыпан путь ко всякой карьере".

 

А в деятельности медицинского работника также важно грамотно и красиво говорить?

(ДИСКУССИЯ)

Для медицинского работника язык - это мостик в общении с пациентом.

 

 

Анкетирование студентов. Заданы вопросы:

1. Важно ли медицинскому работнику грамотно и правильно говорить?

А) да

Б) нет

В) не знаю

2. Помогут ли знания русского языка и норм произношения в общении с
пациентами?

А) да

Б) нет

В) другое (не всегда)

 

По результатам анкетирования: Высказыванием древних врачевателей, которые говорили: «Три оружия есть у врача: СЛОВО, РАСТЕНИЕ, НОЖ».

 

Но иногда в жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда слышим неправильную речь и видим ошибки в написании. Вы встречались с такими случаями?

(ДИСКУССИЯ)

Нарушение норм русского литературного языка мешает общению.

«Нормы русского литературного языка».

 

Норма - единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений); правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

 

Правильная речь требует соблюдения норм литературного языка:

• Орфоэпической;

• Словообразовательной;

• Морфологической;

• Лексической;

 

• Стилистической;

• Орфографической;

• Пунктуационной.

 

Характерные особенности норм литературного языка:

• Относительная устойчивость,

• Распространенность,

• Общеупотребительность,

• Общеобязательность,

• Соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

 

Различают три степени нормативности:

- норма 1-й степени - строгая, жесткая, не допускающая вариантов (только А);

- норма 2-й степени - нейтральная, допускающая равнозначные варианты (А =

Б);

- норма 3-й степени - подвижная, допускающая использование разговорных и устаревших форм (А = Б устар.).

Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой.

Языковые нормы - явление историческое. Изменение литературных норм может быть обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Кого, например, сейчас называют АБИТУРИЕНТОМ? Каждый ответит: «Того, кто поступает в высшее или среднее специальное учебное заведение». А известно ли вам происхождение этого слова? Оно было заимствованно в 19 веке из немецкого языка. Немецкое АЫптеш. восходит к среднелатинскому аЫшпепз, -пйв-«собирающийся уходить». Вот, оказывается, какое противоречие: тот, кого называют абитуриентом, должен уходить, покидать, а не приходить, поступать куда-либо. В чем же дело? Действительно, в «Толковом словаре» Д.Н. Ушакова, первый том которого вышел в 1936 году, читаем: абитуриент - «учащийся среднего учебного заведения, который держит выпускные экзамены». Как видите, семантика слова соответствует его этимологическому значению. В дальнейшем абитуриентами стали называть не только тех, кто поступал в высшее учебное заведение, так как оба эти понятия в большинстве случаев относятся к одному лицу. Изменение, происшедшее со словом абитуриент, отражены во втором издании «Словаря современного русского литературного языка», вышедшего в 1991 году. Вот как представлено в нем это слово:

АБИТУРИЕНТ. 1. Устар. Учащийся, оканчивающий среднее учебное заведение; выпускник.

1. Тот, кто поступает в высшее или среднее учебное заведение. Списки абитуриентов.

Следовательно, норма употребление слова абитуриент изменилась. Со временем изменяется и произношение.

Проведем небольшое исследование. Задача - посмотреть, как изменилась норма произношения сочетания ЧН и не нарушаете ли вы ее.

 

Задание 1. Прочитайте слова, соблюдая норму произношения

Задание 2. Пользуясь таблицей, определите, сколько слов из 12-ти сохраняют прежнее произношение (ШН), сколько имеют равные варианты (ШН) и (ЧН), у какого количества слов побеждает произношение (ЧН). Сделайте вывод, в каком направлении изменяется данная норма.

 

Слово Толковый словарь русского языка 1935-1940 Орфоэпический словарь русского языка 1983 год
Будничный шн чн и доп. шн
Булочная шн шн и доп. чн
Закусочная шн чн
Игрушечный шн чн
Нарочно шн шн
Порядочно шн шн и чн
Порядочный шн шн и чн
Сливочный шн доп. устар. шн
Яичный шн шн
Яблочный шн доп. шн
Ильинична шн шн
Никитична шн шн

 

Вывод........................

Работа с таблицей «Нормы русского литературного языка»

1. Орфоэпическая. Единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова. НОВОРОЖД Е ННЫЙ, ДИСПАНС Е Р, МЕДИКАМ Е НТЫ.

Предлагаю пройти небольшой тест на знание орфоэпической нормы (разминка).

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

1. эксперт

2. чистильщик

3. завидно

4. дефис

2. Укажите пару слов, в которых варианты ударения различают их смысл.

1. брОня - бронЯ

2. Искра - искрА

3. флЕйтовый - флейтОвый

4. допИтый - дОпитый

3. В каком слове ударение падает на первый слог?

1. Баловать

2. Мастерски

 

3. Кремень

4. Кухонный

 

4. В каком слове ударение падает на второй слог?

1. Сведущий

2. Коклюш

3. Лососёвый

4. Средства

5. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный?

1. муЗей

2. Тесты

3. акаДемик

4. Тема

 

2. Словообразовательная норма.

Словообразовательная норма определяет порядок соединения частей слова, образования новых слов. (СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА, ПО-НОВОМУ,

МИЛОСЕРДИЕ, НЕБЕЗЫНТЕРЕСНЫЙ)

 

Задание. Кто тут лишний с точки зрения словообразования?

Перед вами три слова: тень, парта, игла. Все - существительные женского рода. Непроизводные. Образуют производные - тенек, парточка, иголка. Получается, что с точки зрения словообразования, они вполне справедливо включены в один ряд? Если вы так думаете, вы ошибаетесь: есть здесь одно лишнее! Посмотрите: тень - тенистый; игла - иглистый.

 

(Учтите: производные от них должны быть общеупотребительными, а не придуманными вами неологизмами!) Тень, парта, игла

Грязный, зеленый, дальний, грубый. Работа, коса, помощь, защита.

3.Морфологическая норма - это норма словоизменения при склонении
именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и
определения родовой принадлежности.

Задание. Юношам выписать из списка существительные мужского рода. Девушкам - женского рода.

Авеню, абсцесс, печень, аэрозоль, бандероль, врач, вуаль, такси, какаду, кольраби, кофе, леди, лосось, мозоль, иваси, пенальти, пони, салями, тюль, цеце, шампунь.

 

4. Лексическая норма - это норма, определяющая правильность выбора
слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление
его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках (свободная вакансия, моя автобиография).

 

Задание. Объясните лексическое значение медицинских терминов перкуссия, тахикардия, абсцесс, асфиксия.

 

Есть пятьдесят способов сказать слово ДА и пятьдесят способов сказать слово НЕТ, а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ. Б. Шоу

- О КАКОЙ НОРМЕ ИДЕТ РЕЧЬ?

5. Орфографическая норма - это правила обозначения слов на письме. Она включает в себя правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов (МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ, СЕСТРИНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ, ФЕЛЬДШЕР)

Запишите под диктовку.

Имейте в виду, если словосочетание «в течение одиннадцати минут» писать подряд непрерывно в продолжение двух часов, то вследствие этого упражнения в следующий раз и впоследствии на протяжении всей будущей жизни не сделаешь здесь ни одной ошибки.

6. Стилистическая норма регулирует отбор определенных слов, форм слов, предложений в зависимости от ситуации общения и отношения говорящего (пишущего) к тому, о чем говорится или пишется.

Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки.

Отрывок из рассказа М. Зощенко «Три документа». Заявление Константина Печенкина

Заявление

Состоя в вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социально-опасным преступником, который, подойдя ближе, велел снять зимнее с барашковым воротником пальто. Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, заявив, что при мне нет казенных денег, а если бы они были, то я не отдал бы и лучше смерть... В каком стиле написано заявление?

 

Знаки препинания служат нотами при чтении.

А. П. Чехов

- О КАКОЙ НОРМЕ ИДЕТ РЕЧЬ?

 

7. Пунктуационная норма - исторически сложившаяся и теоретически осмысленная система постановки знаков препинания в письменной речи.

 

КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ! КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ!

ОТРЫВАТЬСЯ, НЕЛЬЗЯ СБЛИЖАТЬСЯ! ОТРЫВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ, СБЛИЖАТЬСЯ!

 

8. Синтаксическая норма предписывает правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Включает в себя правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.

 

Упражнения

Упражнение 1. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор. (Слова, которые использовал автор, см. в конце упражнения.)

Человек... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им... (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он... (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь... (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения,... (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он... (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни,... (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может... (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий. (Марш.)

Примечание: нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.

 

Упражнение 2. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание; мотивируйте свой выбор.

1. На месте небольшого завода... (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть... (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал... (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила... (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух... (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в... (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже... (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров... (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно... (любому, всякому, каждому), что даже самые... (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные)... условия работы еще не... (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось... (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни... (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 8. Этот... (недостаток, порок, дефект) в детали можно... (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса... (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 10. В новом отеле... (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на... (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

Упражнение 3. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения (примеры взяты из художественных и публицистических произведений).

 

1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки. 2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки. 3. Лихачей неизменно встречает авария. 4. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают вРоссии и за рубежом. 5. Наша область славится возделыванием, хороших оренбургских платков. 6. В транспортировке кормов участвует семь подвод.

Коммуникация ( общение) имеет большое значение в работе медицинской сестры. Даже если медицинская сестра от природы коммуникабельна, важно, чтобы она умела анализировать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствования профессиональной деятельности.

Навыки общения в сестринском деле не следует считать чем-то само собой разумеющимся. То, как мы общаемся с людьми в обычных житейских ситуациях, может оказаться неприемлемым в ситуации, связанной с оказанием помощи пациенту. Часто общение медсестры с больным происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физические или психологические трудности. Поэтому, медицинским работникам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку больным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: