Чувства и эмоции : упражнения




· Слово «эмоции» происходит от латинского слова emoveo, и означает «потрясаю, волную».

· Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?

Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:

– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.

Как справиться с плохим настроением
Цель занятия: Развить умение самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Оборудование:
• Альбомные листы
• Цветные карандаши, фломастеры.
Содержание занятия.
Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую себя хорошо». Воспроизведите их в своём воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надёжное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете. Нарисуйте это место и назовите эти ощущения.
У
пражнение «Мусорное ведро»
Психолог показывает мусорное ведро и просит несовершеннолетних объяснить, что, по их мнению, символизирует мусорное ведро. Ребятам предлагается написать на листочке все плохое, негативные моменты из своей жизни. Психолог направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросить что-то из своей жизни, и предлагает представить, что они что-то выбрасывают за ненадобностью. Это может быть человек, какой-нибудь предмет, место или чувство. Изобразить это надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро.
Ребята описывают негативные моменты своей жизни, комментируя и задавая вопросы, они изучают выбор каждого. Психолог помогает группе идентифицировать свои чувства и общие темы. Для одних это может быть вполне реальное разочарование, например, от бесполезного подарка. Другие будут описывать абстрактные понятия, такие как ненужные взаимоотношения.

Упражнение «Что будет если...?»
Цель: Коррекция самооценки
Содержание: ребенку предлагается придумать что будет если все те ожидания, которые от него ждут не сбудутся, а потом что будет если они сбудутся.
Примечания: психолог должен эти ожидания утрировать, что бы показать их абсурдность.

Релаксация и рефлексия. Нарисовать образ с каким ты сейчас себя ассоциируешь? (краски или карандаши)

 

Задание "Знатоки чувств”. Поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. Если человек в течение десяти секунд не называет нужное слово, то он выбывает из конкурса. Радость, печаль, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции. II. Прибытие на первую станцию "Мимика человека”. Мы прибываем на первую станцию. 1. Скажите, как мы выражаем свои эмоции? – А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает? – Что помогает это определить? Мимика выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции. 2. Задание "Изобразите ту или иную эмоцию на лице”. · Изобразите с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость. · Что изменялось в выражении лица? Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ и бровей. Вывод: каждый изображает по-своему, потому что каждый из вас – уникален. Лев Николаевич Толстой в сочинениях 85 раз описывал оттенки выражения глаз и 97 раз оттенки улыбок, раскрывающих эмоциональное состояние человека. 3. Задание "Понимаете ли вы язык мимики?” Перед вами 9 выражений лица, в которых художник закодировал девять эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать. (Работа с таблицей чувств). 4. Задание "Изобрази, угадай эмоцию”. (Работа с пиктограммами). На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке. IV. В пути. 1. Задние «Цепь ассоциаций». Это связь между словами и представлениями. Участники берут карточки с написанными на них названиями эмоциональных состояний. Каждый по очереди читает слово на карточке, а остальные по очереди называют свои ассоциации. 2. СитуацииДетям предлагаются различные ситуации. Они должны подобрать на каждую ситуацию эмоцию, которая отражает данное событие. 1. Покупка желанной игрушки (радость). 2. Не удалось лисе съесть колобка (злость). 3. Фокус (удивление). 4. Мальчик пришел с соревнований с победой (радость, гордость). 5. Папа целый день чистил снег на даче (усталость). 6. Девочка потеряла деньги на хлеб (горе). 3. Задание "Волшебный магазин”. Инструкция: «Представьте, что в классе возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь, дружба. Желающие могут приобрести в магазине любые подобные вещи и при этом оставить в нем неприятные чувства». Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на негативные переживания выбрать чувства, которые он хочет иметь. Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое? Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства. Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки. Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями. Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда. V. Прибытие на вторую станцию "Артистическая”. 1. Давайте подумаем, как еще люди выражают свои эмоции? Представьте, что вы пришли в цирк, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомнили, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье. Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и выражать их можно по-разному: как мы уже говорили с помощью выражения лица (или в мимике). Например, когда вы пытаетесь понять, что же происходит на арене цирка, и как это у фокусника все получается, ты можешь привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: "Ничего себе!”, "Здорово!” и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса. И наконец, когда ты, восхищаешься артистом, хлопаешь в ладоши, аплодируешь, ты выражаешь свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (или в пантомимике, т.е. в выразительных движениях всего тела). Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию. 2. Разыгрывание этюдов. Различные ситуации. Задание: изобразить ситуацию с помощью мимики и жестов. Фокус (этюд на выражение удивления). Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой ящик кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака. Золушка (этюд на выражение печали). Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку. В лесу (внимание – страх – радость). Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы услышал он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг, это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость). VI. В пути. «Думы людей искусства» А можно ли узнать, о чем думал и что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения? а) Отрывки из стихотворений. Какие чувства хотел передать автор? Какие чувства вы переживали, слушая читаемые стихи? Какие, по вашему мнению, чувства переживали другие учащиеся класса? Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.   Солнце встало, алмазы сияют вокруг, Луч упругий в них радостно скачет, Дремлет луг, но послышалось пение вдруг, В лозняках горько иволга плачет. Ступишь шаг, утопает, как в вате, нога, И ласкаются росные травы. Заливные луга! Заливные луга! Вы прекрасней зелёной дубравы. б) Репродукции картин. Какие эмоциональные состояния, чувства хотел передать художник? (репродукции представлены в виде компьютерной презентации). в) Отрывки из музыкальных произведений. Прослушайте музыкальные фрагменты. Вербально обозначьте те эмоциональные состояния, которые возникли под действием прослушанной музыки. VII. Прибытие на третью станцию "Командная”. Мы сейчас будем работать по командам. Для того чтобы определить, кто в какой команде выберете одну из цветных карточек. (Разбивка по цветам: красный, желтый, зеленый, оранжевый). Задание: составьте чувство радости из вырезок журналов. Работа по командам – 4 команды. Каждая команда из вырезок из газет и журналов на заготовленном овале лица составляет чувство "радость”. Реквизит: клей, вырезки из журналов частей лица, овал лица. Каждая команда демонстрирует свой шедевр. Инструкция: "Перед вами лежат вырезанные из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица: лица, брови, носы, улыбки. Ваша задача – выбрать овал для лица и приклеить на него выбранные вами части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли сказать: "Все эти лица радостные”. Приступайте к работе. VIII. В пути. Игра “Разноцветная радуга” Эта игра помогает определить свое состояние и настроение в данный момент. Детям предлагается выбрать цвет, который им нравится больше всего в данный момент. И потом зачитываем характеристики данного цвета. Пытаемся разобраться, что именно вызвало у нас то или иное состояние. Цвет Эмоциональное состояние
Красный Восторг
Оранжевый Радость, веселье
Желтый Светлое, приятное настроение
Зеленый Спокойствие, уравновешенность
Синий Грустное настроение
Фиолетовый Тревожное, напряженное состояние
Черный Упадок сил, уныние
Белый Равнодушие (трудно сказать)

 

Делаем с детьми вывод, что цветовые предпочтения меняются в зависимости от состояния души.

 

Упражнение: "Букет приятных событий”, "Ромашка”.

А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных событий.

На лепестках вам нужно написать: Я радуюсь, когда…Я счастлив, когда…Я весел, когда…

В центре: Я радуюсь, когда…(желтый). Я счастлив, когда…(красный). Я весел, когда…(оранжевый).

Далее скрепляем и получаем букет цветов – приятных событий.

IX. Прибытие на заключительную станцию "Изобразительная”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: