Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А Я
И Т О Г О В А Я
А Т Т Е С Т А Ц И Я
Программа
Итогового междисциплинарного экзамена
По направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование»
Магистерской программе «Профессиональное образование»
Воронеж 2012
Издана по решению
учебно-методического совета ВГПУ
Составители:
руководитель магистерской программы «Профессиональное образование»,
зав. каф. технологических и естественнонаучных дисциплин ВГПУ,
профессор, доктор физико-математических наук В. М. Зеленев;
доцент каф. технологических и естественнонаучных дисциплин ВГПУ,
кандидат педагогических наук Н. Ф. Бабина;
заслуженный деятель науки, профессор кафедры общей и социальной педагогики ВГПУ, доктор педагогических наук Е. П. Белозерцев;
декан физико-математического факультета ВГПУ, доцент, кандидат
физико-математических наук М. Г. Карпов
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» магистерской программе «Профессиональное образование» / сост. В. М. Зеленев [и др.]. – Воронеж: ВГПУ, 2012. - 23 с.
Издание представляет собой программу государственного итогового междисциплинарного экзамена.Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» (магистратура), по программе подготовки «Профессиональное образование».
УДК 378.146-26:62
Пояснительная записка
Программа итогового междисциплинарного экзамена разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр»), Положения об итоговой государственной аттестации выпускников магистратуры ВГПУ, по программе «Профессиональное образование».
|
Целью итоговой государственной аттестации является выявление уровня теоретической и практической подготовки выпускников магистратуры к решению профессиональных задач и ведения научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях.
Выпускник магистратуры должен знать:
· современные тенденции развития образовательной системы;
· современные парадигмы и проблемы технологического образования;
· методологические основы организации педагогического процесса по технологической подготовке учащихся;
· содержание дисциплин учебного плана, педагогические технологии и методики обучения;
· особенности разработки, организации и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, а также методику анализа результатов их использования в образовательных заведениях различных типов;
· этапы конструирования, логику исследования; виды экспериментов, их назначение, современные методы научного исследования;
· методы и приемы качественного и количественного анализа результатов исследования;
· методику обучения исследовательской деятельности;
· принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса;
|
· критерии инновационных процессов в образовании;
· современные методики и технологии организации и реализации качественного образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;
· принципы использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности;
· потенциал и особенности управленческого процесса, а также методы стратегического и оперативного анализа управляемой системы;
· стратегии просветительской деятельности, программы и цели популяризации научных знаний и культурных традиций.
Выпускник магистратуры должен уметь:
· анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
· использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
· адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу;
· осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие;
· внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся;
· интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность;
· выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании;
· проектировать образовательный процесс на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях с использованием современных методик и педагогических технологий;
|
· самостоятельно разрабатывать программы опытно-экспериментальной и исследовательской работы с использованием современных методов науки;
· интерпретировать результаты исследования и планировать их использование при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;
· проектировать и вовлекать обучающихся в исследовательскую работу;
· проектировать просветительские программы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий для формирования художественно-культурной среды.
Выпускник магистратуры должен владеть:
· методикой реализации методических моделей, технологий, приемов обучения и методикой анализа результатов образовательного процесса с использованием современных технологий и в образовательных заведениях различных типов;
· современными методами научного исследования в профессиональном образовании;
· способами осмысления и критического анализа научной информации, различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования;
· способами пополнения профессиональных знаний на основе использования различных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры;
· навыками совершенствования и развития своего научного потенциала;
· готовностью использовать полученные результаты исследования при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;
· способностью организовать и руководить опытно-экспериментальной и исследовательской работами обучающихся;
· методикой развития у обучающихся познавательной деятельности, твopчecкoго мышления в процессе решения конструкторско-технологических задач;
· готовностью реализовывать просветительские программы для повышения культурно-образовательного уровня различных групп населения;
· индивидуальными и групповыми технологиями принятия решений и творчески их использует в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт.
В процессе итогового государственного междисциплинарного экзамена выпускник должен продемонстрировать владение следующими компетенциями:
в области педагогической деятельности:
· способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
· готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
· способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);
· способен руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);
в области научно-исследовательской деятельности:
· способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
· готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);
· готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);
в области методической деятельности:
· готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
· готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);
в области управленческой деятельности:
· готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);
· готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);
· готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);
· готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);
в области проектной деятельности:
· готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);
· способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);
владеет готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);
в области культурно-просветительской деятельности:
· способностью изучатьи формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17;
· готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);
· способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);
· готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);
· способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового государственного междисциплинарного экзамена
Порядок проведения экзамена регламентируется положением об итоговой государственной аттестации выпускников магистратуры ВГПУ и доводится до сведения магистров не позднее, чем за полгода до его начала.
Содержание вопросов и заданий итогового государственного междисциплинарного экзамена соответствует разделам из различных учебных дисциплин по программе подготовки магистров «Профессиональное образование». Экзаменационные билеты состоят из двух вопросов и задания на проверку сформированности компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) магистр).
На подготовку к государственному междисциплинарному экзамену отводится не менее 5 дней. Предусмотрены групповые и индивидуальные консультации. Результаты аттестационных испытаний определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления протоколов заседаний ГЭК.
Подготовка выпускника считается соответствующей требованиям ФГОС ВПО, если он в ходе ИГЭ продемонстрировал знания, умения и компетенции, свидетельствующие о его готовности (способности) решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера, что соответствует оценке «удовлетворительно» и выше в действующей балльной системе оценок.
Выпускники, не согласные с результатами испытания, могут подать письменное заявление об апелляции в апелляционную комиссию только по процедурным вопросам не позднее следующего рабочего дня после прохождения аттестационного испытания. Апелляция рассматривается не позднее двух рабочих дней со дня ее подачи в соответствии с утвержденным вузом порядком проведения государственных итоговых испытаний.
Лицам, завершившим освоение ООП и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям ФГОС ВПО при прохождении экзаменационного испытания, назначаются повторные испытания (не более двух раз) не ранее, чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения ИГЭ впервые.
Выпускникам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительно причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть представлена возможность пройти итоговые испытания без отчисления из вуза.
Вопросы по педагогике
1. Образование как историко-культурное наследие.
Характеристика понятия «образование». Образование как феномен истории. Образование – феномен культуры. Нормативное определение понятия «образование». Историко-педагогическая, социально-педагогическая, религиозно-педагогическая, психолого-педагогическая, литературно-педагогическая, философско-педагогическая составляющие в гуманитарной науке об образовании. Ваше понимание и пример.
2. Педагогика как гуманитарная наука о развивающемся человеке в развивающемся образовании.
Традиционное и инновационное представление о предмете педагогической науки. Особенности педагогики как гуманитарной науки. Современные направления исследования в педагогике.
3. Модернизация основного общего образования.
Сущность модернизации образования. Концептуальные основы модернизации основного общего образования. Характеристика Федерального государственного образовательного стандарта. Основная образовательная программа образовательного учреждения.
4. Профессиональное образование – социокультурный институт.
Профессиональное образование в ряду фундаментальных институтов общества (семья, производственные структуры, наука и др.). Признаки социокультурного института профессионального образования. Профессиональное образование – субъект становления цивилизационного рынка.
«Всемирная декларация о высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры». О непрерывном профессиональном образовании и роли вуза.
5. Профессиональное образование – достояние личности.
Смысл и цель профессионального образования – Человек. Ступени развития профессионализма: функциональная грамотность, профессиональная квалификация, компетентность, профессиональная культура. Профессиональное воспитание.
6. Начальное профессиональное образование: идеология, содержание, технология.
Организационно-педагогические основы, задачи, принципы начальной профессиональной подготовки. Содержание начального профессионально-технического образования. Формы и методы общетехнической и специальной подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования.
7. Среднее профессиональное образование: идеология, содержание, технология.
Характеристика, проблемы и перспективы развития среднего профессионального образования. Структура и основные направления развития среднего профессионального образования. Технология подготовки специалистов в средней профессиональной школе.
8. Высшее профессионально-педагогическое образование: история, теория, содержание, технология.
Вуз в системе профессионального педагогического образования. История становления высшего профессионального образования. Теоретические основы обучения взрослых. Модернизация высшего образования в контексте Болонских соглашений. Конечный результат деятельности высшего профессионально-педагогического образовательного учреждения.
9. Научно-педагогическая школа: сущность, признаки.
Пример конкретной научно-педагогической школы: история, основные идеи, ценности для российского образования.
10. Целостный образ и смысл жизнедеятельности учителя: история вопроса, проблемы современной теории и образовательной практики.
11. Студент как субъект учебной деятельности и самообразования.
Особенности развития личности студента. Понятие учебной деятельности, её структура. Студент как субъект учебной деятельности. Психологические основы обучения студентов. Мотивация учебной деятельности студентов.
Факторы, влияющие на успеваемость. Проблемы успеваемости и снижения отсева студентов.
12. Психолого-педагогические условия повышения эффективности учебной деятельности студента.
Влияние способов коммуникативных воздействий преподавателя и типа взаимоотношений с обучаемыми на эффективность учебного процесса. Изучение личности студента в практике высшей школы (исследуемые показатели, методы исследования и их характеристика).
13.Профессионально-педагогическая деятельность, формы и методы обучения. Понятие о профессионально-педагогической деятельности. Пять ступеней профессионализации по степени овладения профессией. Компоненты педагогической культуры педагога профессиональной школы. Методы профессионального (производственного) обучения. Формы организации производственного обучения.
14. Физико-математический факультет ВГПУ как социально-педагогическая система или как культурно-образовательная среда.
Основные понятия. Ваш вариант описания факультета как системы или среды.
15. Воронеж как культурно-образовательная среда.
Основные понятия. Воронеж как университетский город, культурно-образовательная среда, отчий край: сущность, элементы, современное состояние, перспективы развития. Ваш вариант описания города как культурно-образовательной среды.
Вопросы по технологическому образованию
1. Компетентностный подход в организации образовательного процесса, его взаимосвязь с традиционным обучением.
Болонский процесс, его цели и задачи. Компетентностный подход как подход, определяющий результативно-целевую направленность обучения. Компетенции и компетентность. Принципы компетентностного подхода, его взаимосвязь с традиционным обучением. Методика формирования профессиональных компетенций.Введение компетентностного подхода в технологическое образование.
2. Технологическая культура и ее роль в жизни общества и человека. Характеристика технологической культуры и роль человека в ее становлении. Структурные составляющие технологической культуры. Суть интегрального выражения уровня технологической культуры. Роль технологической среды в интеллектуально-духовном и профессиональном развитии человека. Динамика взаимодействия человека и технологической среды. Особенности профессионального самоопределения и развития личности в технологически насыщенном мире.
3. Место технологической подготовки школьников в системе общего образования и её роль в становлении развитой творческой личности.
Сущность технологической подготовки. Подготовка школьников к трудовой деятельности в условиях конкуренции на рынке труда. Дать определение предметной области «Технология». Цели технологической подготовки. Деятельностный характер обучения.
4. Универсальные культуры и их становление.
Антропологическая культура, как один из этапов развития универсальных культур. Раскрыть понятие «культура». Материальные и духовные формы культуры. Объективные предпосылки возникновения антропологической культуры. Социально-политическая предпосылка. Антропологизм и его философия. Христианская антропология и антропология Эпохи Возрождения. Роль антропологической культуры в появлении многих научных открытий.
5.Творчество в жизни человека. Творчество и творческие способности. Структура творческой деятельности. Роль педагога в развитии творческих способностей учащихся. Этика творчества. Творческая личность в коллективе.
6. Системный подход к творческо-контрукторской деятельности. Алгоритмические и неалгоритмические методы решения творческих задач. Место дизайна в проектной культуре. Цель дизайна. Технический дизайн. Основные средства композиционного построения. Свет и цвет в дизайне. Дизайн как художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов. Методы обучения художественному конструированию.
7. Наука и промышленные технологии. Концепция исторической динамики научного познания Т. Куна.
Наука и научно-технические революции. Технологии, обусловленные научно-техническим прогрессом. Современные тенденции взаимосвязи науки и производства. Концепция динамики научного знания, научных традиций и научных революций Т. Куна. Этапы развития науки.
8. Комплексный педагогический эксперимент, особенности его организации и проведения.
Виды комплексного эксперимента. Главные отличия эксперимента. Отбор и распределение испытуемых по группам. Техника рандомизации. Критерии формирования экспериментальных групп. Этапы эксперимента. Разработка программы эксперимента. Экспертиза программы. Методы сбора экспериментальных данных. Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента. Роль и значение комплексного психолого-педагогического эксперимента.
9. Статистические закономерности и их параметры.
Определение статистических закономерностей. Закономерности максвелловского и больцмановского типа. Примеры. Понятие математического ожидания. Коэффициент асимметрии, эксцесс. Дисперсия и методика её расчёта. Использование статистических закономерностей в педагогических измерениях.
10. Понятие креативности.
Формирование креативности в процессе профессиональной подготовки. Значение креативности для оригинального решения исследовательских задач.
11. Основные задачи дополнительного образования детей на современном этапе.
Особенности дополнительных образовательных программ. Организация и проведение занятий в учреждениях дополнительного образования. От чего зависит выбор технологий и методик обучения? Роль внеучебной работы в реализации стратегии просветительской деятельности учреждения.
12. Использование ИКТ-технологий в образовании.
Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Особенности реализации ИКТ-технологий. Интернет в учебном процессе. Дистанционное обучение. Методика организации занятий с использованием ЦОР, гипертекстовых и мультимедийных технологий (на конкретном примере). Методика формирования коммуникативных компетенций.
13. Нормативные правовые акты, регулирующие продолжительность и особенности режима рабочего времени педагогических работников.
Охрана труда педагогических работников. Аттестация педагогических работников. Права и обязанности участников образовательного процесса. Ответственность участников образовательного процесса.
14. Блочно-модульные технологии структурирования и изучения учебного материала.
Характеристика и особенности блочно-модульных технологий. Функции педагога при использовании блочно-модульных технологий. Проблемно-модульные технологии. Методика структурирования учебного материала по модулям и организация занятий по блочно-модульным технологиям.
15. Творческий проект как средство развития у школьников познавательной активности и творческой самостоятельности на уроках технологии (привести пример).
Метод проектов как ведущий метод технологического обучения. Определение метода проектов, его цели и задачи. Исторические предпосылки развития метода проектов в мировой и отечественной педагогической практике. Место проектов в учебной программе. Методика организации занятий и руководство проектной деятельностью учащихся. Роль учителя при выполнении проектов. Дидактические подходы к организации и выполнению творческих проектов. Деятельность учителя и учащихся по выполнению проекта. Комплексные проекты.
6. Основная литература
1. Адаптивное управление в сфере воспитания: сб. науч. трудов / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. — М. - Тверь: Виарт, 2007. — 124 с.
2. Белозерцев, Е. П. Образование: как изучать и понимать (тезисы к фундаментальной теме) [Электронный ресурс]: монография / Е. П. Белозерцев, В. Я. Барышников. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 967 Кб). — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2010. — 92 с. — (Ученые ВГПУ - магистрантам, аспирантам, молодым преподавателям). — Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. — Доступ из локальной сети ФБ ВГПУ. — (Adobe Acrobat Reader 4.0. — <URL:https://www.vspu.ac.ru/download/lib/B/B1_2011_03.pdf>).
3. Бессонов Б. Н. История и философия науки: учебное пособие для вузов / Б. Н. Бессонов. - М.: ЮРАЙТ, 2010 [Электронный ресурс]. – (https://www.biblioclub.ru/book/57924/).
4. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 169 с. – (https://www.biblioclub.ru/84922_Lichnostnyi_i_kompetentnostnyi_podkhody_v_obrazovanii_problemy_integratsii.html).
5. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика [Электронный ресурс]: электронный учебник / В. Р. Веснин. — Электрон. дан. — М.: КНОРУС, 2009. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). — Загл. с контейнера. — В надзаг.: Информационные технологии в образовании.
6. Головина Г. В. Деловая культура руководителя: учеб.-метод. пособие / Г. В. Головина, А. А. Прокопчук. — М.: Литера, 2010. — 160 с.
7. Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее / Т. Гордон. - М.: "Ломоносовъ", 2010. - 433 с. – (https://www.biblioclub.ru/73990_Kurs_effektivnogo_prepodavatelya_Kak_raskryt_v_shkolnikakh_samoe_luchshee.html).
8. Горохов В. Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX - начале ХХ столетия: сравнительный анализ / В. Г. Горохов. — М.: Логос, 2010. — 376 с.
9. Долгосрочная муниципальная целевая программа "Молодежь (2010-2014 годы)": утв. постановлением администрации гор. округа город Воронеж от 14 дек. 2009 г. № 252 // Берег. — Воронеж. — 2009. — № 143. — С. 13-14.
10. Долгосрочная муниципальная целевая программа "Патриотическое воспитание детей и молодежи городского округа город Воронеж (2010-2014 годы)": утв. постановлением администрации гор. округа город Воронеж от 14 дек. 2009 г. № 253 // Берег. — Воронеж. — 2009. — № 143. — С. 14-15.
11. Завалько Н. А. Эффективность научно-образовательной деятельности в высшей школе / Н. А. Завалько. - 2-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. - 142 с. (https://www.biblioclub.ru/83133_Effektivnost_nauchno_obrazovatelnoi_deyatelnosti_v_vysshei_shkole.html).
12. Зеленев В. М. Теоретические основы педагогических измерений [Электронный ресурс]: учебно-метод. пособие / В. М. Зеленев [и др.]. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 20,6 Мб). — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. — 254 с. — (Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. — Доступ из локальной сети ФБ ВГПУ. — Adobe Acrobat Reader 4.0. — URL:https://www.vspu.ac.ru/download/lib/Z/Z2_2009_12.pdf).
13. Исаев Е. И. Введение в антропологию образования: монография / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. – Биробиджан, 2012.
14. История философии [Электронный ресурс]: курс лекций / сост. А. Н. Шимина, Г. Д. Сысоев, Ю. И. Борсяков, В. М. Лукьянов; под ред. проф. Н. Д. Шимина. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,2 Мб). — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2011. — 152 с. — (Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. — Доступ из локальной сети ФБ ВГПУ. — Adobe Acrobat Reader 4.0. — <URL:https://www.vspu.ac.ru/download/lib/I/I1_2011_03.pdf).
15. Кропоткин С. К. Образование и общество / С. К. Кропоткин. – М.: Лаборатория книги, 2010. - (https://www.biblioclub.ru/book/87518_Obrazovanie_i_obschestvo.html).
16. Куркин Е. Б. Организационное проектирование в образовании / Е. Б. Куркин. — М.: НИИ школьных технологий, 2008. — 400 с.
17. Ласковец С. В. Методология научного творчества: учебное пособие / С. В. Ласковец. - М.: Евразийский открытый институт, 2010 [Электронный ресурс]. - (https://www.biblioclub.ru/book/90384/).
18. Лиферов А. П. Корпоративное образование и управление человеческими ресурсами в различным деловых культурах / А. П. Лиферов. — М.: Изд. дом РАО, 2010. — 302 с.
19. Масленников, В. А. Организация воспитательной работы / В. А. Масленников // Высшее образование в России. — М. — 2009. — № 12. — С. 75-79.
20. Новые ценности образования / науч. ред. Н. Крылова. — М.: Школа самоопределения, Вып. 1(47): Качество образования: позиция педагога, 2011. — 122 с.
21. Орехова Т. Ф. Организация здоровьетворящего образования в современной школе / Т. Ф. Орехова. - 2-е изд., стереотип - М.: Флинта, 2011. - 355 с. –(https://www.biblioclub.ru/83453_Organizatsiya_zdorovetvoryaschego_obrazovaniya_v_sovremennoi_shkole.html).
22. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев [и др.] / под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 368 с.
23. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В. А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
24. Романовский А. Г. Социально-психологические основы построения процесса управления коммуникативными отношениями: моногр. / А. Г. Романовский, В. А. Друзь, И. А. Юрьева. — Харьков: НТУ ХПИ, 2008. - 240 с.
25. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике / Н. Л. Селиванова. — М.: УРАО ИТИП, 2010. — 168 с.
26. Солнцева Н. В. Управление в педагогической деятельности: учебное пособие / Н. В. Солнцева. - М.: Издательство «ФЛИНТА», 2012. - 115 с. -
(https://www.biblioclub.ru/115131_Upravlenie_v_pedagogicheskoi_deyatelnosti_Uchebnoe_posobie.html).
27. Старикова Ю. С. Основы дизайна. Конспект лекций: учебное пособие / Ю. С. Старикова. - М.: А-Приор, 2011. - 112 с. [Электронный ресурс]. - (https://www.bibloclub.ru).
28. Трайнев В. А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики / В. А. Трайнев, С. С. Мкртчян, А. Я. Савельев. - 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 391 с. –(https://www.biblioclub.ru/83406_Povyshenie_kachestva_vysshego_obrazovaniya_i_Bolonskii_protsess_Obobschenie_otechestvennoi_i_zarubezhnoi_praktiki.html).
29. Ушаков Е. М. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е. М. Ушаков. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Кнорус, 2011. — 584 с.
30. Федоров В. А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Профессиональное образование (по отраслям)" / В. А. Федоров, Е. Д. Колегова. — М.: Академия, 2008. — 208 с.
31. Цирульников А. Инновационные комплексы в сфере образования: рекомендации по созданию и управлению / А. Цирульников, А. Русаков, М. Эпштейн. — М.: Издат. А. М. Кушнир, 2009. — 224 с. — (Школа для всех).
32. Шадриков В. Д. Профессиональные способности / В. Д. Шадриков. -М.: Университетская книга, 2010. - 319 с. – (https://www.biblioclub.ru/84786_Professionalnye_sposobnosti.html).
33. Шмелева С. А. Основы профессиональной адаптации в педагогической деятельности [Электронный ресурс]: учебно-метод. пособие по спецкурсу / С. А. Шмелева. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 2,5 Мб). — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008. — 144 с. — Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. — Доступ из локальной сети ФБ ВГПУ. — (Adobe Acrobat Reader 4.0. — <URL:https://www.vspu.ac.ru/download/lib/S/Sh1_2009_5.pdf>).
34. Юкаева В. С. Управленческие решения: учеб. пособие / В. С. Юкаева. — 4-е изд. — М.: Дашков и Ко, 2009. — 324 с.
35. Юревич А. В. Наука в современном российском обществе / А. В. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2010 [Электронный ресурс]. – (https://www.bibloclub.ru).
36. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова // Классный руководитель. — М. — 2010. - № 5. - С. 75-128.
Дополнительная литература
1. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.
2. Бабина Н. Ф. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие для студентов 3 курса физ.-мата отделения «Технология и предпринимательство» / Н. Ф. Бабина. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – 183 с.
3. Бабина Н. Ф. Основы исследований в технологическом образовании: учебное пособие / Н. Ф. Бабина. – Воронеж: ВГПУ, 2005. - 118 с.
4. Белозерцев Е. П. Образование: Историко-культурный феномен / Е. П. Белозерцев. – СПб, 2004. – 700 с.
5. Жердеев Е. В. Художественное осмысление объекта дизайна / Е. В. Жердеев. - М., 2001. – 197 с.
6. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
7. Канке В. А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В. А. Канке. - 2-е изд., испр. - М.: Логос, 2006. — 368 с.
8. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А. Ю. Козырева. – Пенза: Научно-методический центр Пензенского гор. отдела образования, 1994. – 341 с.
9. Новиков А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: Эгвес, 2004. - 119 с. – (https://www.biblioclub.ru/82780_Obrazovatelnyi_proekt_metodologiya_obrazovatelnoi_deyatelnosti_.html).
10. О работе высших учебных заведений по повышению роли вузовской науки в обеспечении качества подготовки специалистов: решение коллегии Рособразования от 10.04.2007 № 6 // Официальные документы в образовании: информационный бюллетень: журнал / Учредитель: Фирма "Частное образование". — М., 2007. — № 16. — С. 32-38.11. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков [и др.] / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
12. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
13. Пидкасистый П.И. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности: учебно-методическое пособие / П. И. Пидкасистый, Н. А. Воробьева. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 192 с. –(https://www.biblioclub.ru/93274_Podgotovka_studentov_k_tvorcheskoi_pedagogicheskoi_deyatelnosti_Uchebno_metodicheskoe_posobie.html).
14. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. – 432 с.
15. Репринцев Д. Д. Проблемы правового регулирования труда преподавателей вузов / Д. Д. Репринцев // Право и образование. — М., 2009. — № 9. — С. 35-44.
16. Рунге В. Ф. Основы теории и методологии дизайна: учеб.пособие / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. - М.: М3 Пресс; Соц.-полит. мысль, 2005. — 368 с.
17. Рябков В. М. Антология форм просветительной культурно-досуговой деятельности в России (первая половина ХХ в.): учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. 071401- Социально-культурная деятельность / В. М. Рябков. — Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007. — 870 с.
18. Рябков В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ века): учеб. пособие для студ., обучающихся по спец. 071401 "Социально-культурная деятельность": в 2-х ч. / В. М. Рябков. — Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007.
19. Сериков В. В. Общая педагогика. Избранные лекции / В. В. Сериков. - Волгоград, «Перемена», 2004.
20. Симоненко В. Д. Основы технологической культуры: книга для учителя / В. Д. Симоненко. – Брянск: Изд–во БГПУ, 1998.
21. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие / С. Д. Смирнов.- М.: «Академия», 2001.
22.Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие / Ю. Г. Фокин. - М.: 2002.
23. Шамова Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. Третьяков, Н. Капустин / под ред. Т. И. Шамовой. — М.: