Использование ИКТ-технологий в образовании.




Развитие процессов информатизации школы и системы образования в целом невозможно без новейших информационных и коммуникационных технологий (ИКТ. Информационные технологии - система процедур преобразования информации с целью ее формирования, организации, обработки, распространения и использования.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.

Цель использования компьютерных технологий – способствовать интенсификации учебного процесса, повышать мотивацию учения, то есть повысить мысленную активность учащихся, пробуждать их творческие способности.

Сущность понятий гипертекстовых и мультимедийных технологий.

Гипермедиа состоит из узлов, которые являются основными единицами хранения информации и могут включать в себя страницы текста, графику, звуковую информацию, видеоклипы и т. д. Пользователь может добавлять или изменять информацию в узле или создавать свои собственные узлы информации.

Достоинства гипертекста:

- служит средством поддержки интеллектуальной деятельности;

- не требует формализации знаний, а позволяет представить их в виде некоторых единиц, например, модуля;

- практически не ограничивает области применения и направления деятельности: может быть инструментом анализа изучаемых объектов, может использоваться при редактировании, рецензировании, комментировании;

- организует информацию по чисто семантическим критериям, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды;

- гипертекстовые технологии – средство охвата аспектов проблемы, идей и подходов к ее решению, аргументов и фактов;

- концепция гипертекстовых систем расширяет инструментарий письма, включая в него средства для динамического представления, структурирования и манипулирования идеями (не столько словами или текстами в чистом виде, сколько их смыслом);

Мультимедиа - это:

- технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

- информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

- компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

- компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

- особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим школьным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.

Использования ИКТ в учебной деятельности.

Интерактивность средств информатизации образования означает, что школьникам и учителям предоставляется возможность активного взаимодействия с этими средствами, например, в виде учебного диалога, одним из участников которого является средство информатизации образования. Это является одним из наиболее значимых преимуществ мультимедиа-средств.

Цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) называют информационные ресурсы, используемые в образовательных целях. Под цифровыми образовательными ресурсами понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе. ЦОР – это представленные в цифровом формате фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для учебного процесса.

В наборе цифровых образовательных ресурсов можно условно выделить следующие блоки:

· интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, модели и анимации;

· демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагменты;

· тексты – параграфы текста, тексты со звуком, таблицы - представляют собой иллюстрированные тексты в цифровой форме, предназначенные, прежде всего, для повторения материала учебника;

· материалы для учителя.

Например, урок выполнения заданий с последующей компьютерной проверкой. Урок-исследование. Учитель формулирует темы исследований, помогает учащимся на этапах планирования и проведения экспериментов. Учащиеся самостоятельно проводят исследование, используя компьютерную модель.

Урок-компьютерная лабораторная работа. Для проведения такого урока необходимо разработать бланки лабораторных работ, располагая задания по мере возрастания их сложности. Вначале следует предложить задания ознакомительного характера, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого и исследовательского характера. При ответе на вопрос или при решении задачи учащийся может поставить необходимый компьютерный эксперимент и проверить свои соображения. Эти уроки особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Подобные уроки можно проводить при изучении свойств материалов, при расчете количества материала для изготовления изделий, при изучении кулинарии, электротехники и др.

Мультимедиа способствует:

1. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации.

2. Повышению мотивации школьников к учению.

3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых.

4. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.

Кроме этого к числу преимуществ использования мультимедиа в общем среднем образовании можно отнести:

· одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

· возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно;

· визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;

· визуализация объектов и процессов микро- и макромиров.

В качестве основных положительных аспектов можно выделить:

· совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;

· введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

· внесение изменений в системы обучения большинства традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой;

· повышение эффективности обучения в школе за счет его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

· организация новых форм взаимодействия в процессе обучения;

· изменение содержания и характера деятельности школьника и учителя;

· совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования.

К числу отрицательных аспектов можно отнести свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. Сложные способы представления информации отвлекают учеников от изучаемого материала. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения. Наконец, чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

3.Задание:

На основе примерных программ по «Технологии» разработайте учебно-тематическое планирование по одному из направлений.

На основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования коллективом авторов (В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, О.А. Кожина) разработана примерная учебная программа по предмету «Технология», которая позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета; дает примерное распределение учебных часов по разделам и является основой для составления рабочих и авторских учебных программ.

Рабочие учебные программы составляются с учетом национально-регионального компонента, специфики учебного заведения, наличия материально-технической базы, информационно-методического обеспечения.

Одним из обязательных компонентов рабочей программы является учебно-тематическое планирование.

 

Учебно-тематическое планирование по технологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: