За годы реализации программ и планов развития в муниципальной системе образования произошли следующие качественные изменения:
· -создана нормативно-правовая база в функционирования и развития муниципальной системы образования;
· - приобретен опыт распределения финансовых средств;
· - повышена степень доступности качественного образования посредством создания базовых школ, образовательных округов и реализации программы «Школьный автобус»;
· - сформированы предпосылки для введения предпрофильной подготовки и профильного обучения;
· - введены новые подходы оценки качества образования выпускников посредством участия в эксперименте по проведению ЕГЭ;
· - осуществлен переход дошкольников и учащихся начальной ступени образовательных учреждений на программы нового поколения;
· - улучшены условия для развития одаренных детей, в том числе через систему олимпиад, творческих конкурсов, интеллектуальных марафонов;
· - в образовательных учреждениях созданы воспитательные системы;
· - произошло повышение эффективности воспитательной работы и социализации личности обучающихся;
· - созданы и развиваются новые модели управления образованием на школьном и районном уровне, управление образованием приобретает государственно-общественный характер;
Действующая Программа развития муниципальной системы образования на 2011-2013 г.г., как и все предыдущие, ориентирована на результат. Ожидаемыми результатами Программы должны стать:
· обеспечение гарантий равного доступа населения к качественным образовательным услугам в соответствии с их потребностями на всех ступенях образования
· Рост доли учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании до 99% и сохранение доли учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании на уровне 100%
· Рост доли учащихся, сдавших ЕГЭ по обязательным предметам с результатом не ниже 70 баллов до 31%
· Рост активности участия школьников в предметных олимпиадах всех уровней
· Сохранение количества старшеклассников, обучающихся на профильном уровне в пределах 80%;
· Увеличение доли учащихся МОУ, пользующихся услугами школьного автотранспорта до 7%
· Увеличение доли учащихся, получающих образовательную услугу в базовых МОУ до 88%
· Увеличение средней наполняемости классов в городских и сельских школах
· Увеличение количества образовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства до 88%
· Увеличение количества компьютеров, приходящихся на 100 учащихся.
· Увеличение доли учреждений, полностью укомплектованных педагогическими кадрами до75%
· Увеличение количества педагогов, прошедших повышение квалификации (в том числе по преподаванию предметов духовно-нравственной и краеведческой направленности)
· Увеличение охвата детей разными формами дошкольного образования с 68% до 70%, сократив количество детей, ожидающих места в МДОУ до 58%
· Увеличение доли педагогических работников, принимающих участие в конкурсах педагогического мастерства, отборах на получение поощрений за инновационную деятельность регионального и федерального уровней до 4%
· Сохранение доли общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в средствах массовой информации, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности на уровне 100%
· Увеличение количества общеобразовательных учреждений, имеющих свои, регулярно обновляемые (не реже двух раз в месяц) сайты в сети Интернет до50%
· Дальнейшее развитие системы ГОУ
Большинство из этих задач достигнуто уже сегодня,на промежуточном этапе.
Но состояние системы образования наряду с достижениями позволяет выявить целый ряд проблем. Это такие проблемы как:
1. Низкий уровень качества и доступности предоставляемых населению образовательных услуг
· Острая нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях
· Не полное соответствие качества услуг, предоставляемых ОУ, запросам современного общества и постоянно растущим требованиям со стороны родителей
2. Низкий показатель качества образовательных результатов обучающихся
· Низкий средний балл по результатам ЕГЭ по большинству предметам
3. Несоответствие условий предоставления образовательных услуг стандартам качества
· Низкие показатели материально-технической базы (растущий износ зданий, отсутствие или несоответствие современным требованиям кабинетов и учебного оборудования)
· Несоблюдение норм наполняемости классов в городских ОУ, несоответствие числа школ и обучающихся в них детей на селе и, как следствие, увеличение затрат на одного ученика
· Понижение престижа профессии учителя и преподавателя, отток квалифицированных кадров в другие, более высокооплачиваемые, сферы и отрасли деятельности, и, как следствие, недостаток педагогических кадров, особенно специалистов-предметников на селе (информатика, английский язык, музыка)
4. Несовершенство управления муниципальной системы образования
· Слабое использование ОУ сети Интернет
· Неэффективное включение сообщества родителей, деловых кругов, финансовых партнеров, инвесторов и др. в управление образовательной сферой общества;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сегодня перед муниципальной системой образования стоит задача соответствовать не только уровню социально – экономического развития района и потребностей населения, но и перспективным, стратегическим целям развития государства.
Стратегические ориентиры задачи, стоящие перед системой общего образования России, определяются пятью основными направлениями развития общего образования, обозначенными в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА»:
1. Обновление образовательных стандартов.
2. Система поддержки талантливых детей.
3. Развитие учительского потенциала.
4. Современная школьная инфраструктура.
5. Здоровье школьников.
По каждому из направлений предстоит целенаправленная работа.
1. В направлении «Обновление образовательных стандартов»:
внедрение образовательных стандартов в начальной школе началось с 1 сентября 2011 года, в связи с чем необходимы:
· усовершенствование материально- технической и методической базы (приобретение новых учебников, современного оборудования)
· систематическая курсовая подготовка и переподготовка учителей, заместителей директоров по УВР в начальной школе и самих руководителей ОУ
· расширение системы независимой оценки качества образовательных достижений при переходе с начальной ступени на основную ступень обучения;
· обеспечение системы мер, повышающих результативность подготовки учащихся к независимой оценке качества (тематические проверки, совещания руководителей, работа методических советов);
· разработка новых образовательных программ начальной школы, внесение изменений в программы развития ОУ, усовершенствование нормативно-правовой базы школ
· разработка и реализация инновационных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями:
- разработка методических рекомендаций по структурной организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений для детей с ослабленным здоровьем, детей-инвалидов;
- разработка и внедрение новых учебных планов (в т.ч. ускоренного индивидуального обучения), учебных программ, интегрированных курсов, педагогических технологий для индивидуальных, групповых и классно-урочных форм обучения больных детей, детей-инвалидов.
· тесное взаимодействие с МДОУ в целях осуществления преемственности детский сад - начальная школа
2. В направлении «Система поддержки талантливых детей»:
· осуществление комплексных подходов по поддержке дальнейшего развития одаренных в области интеллектуальной, творческой и спортивной деятельности (система олимпиад, творческих испытаний, конкурсов, соревнований);
· разработка и внедрение модели дистанционного образования учащихся с особыми образовательными потребностями на базе общеобразовательных учреждений;
· организация специальных лагерей, сборов, школ для одаренных школьников;
3. В направлении «Развитие учительского потенциала»:
· реализация различных технологий повышения квалификации педагогических кадров;
· разработка системы мер по внедрению новой модели аттестации педагогических кадров
· активизация педагогов по участию в профессиональных конкурсах
4. В направлении «Развитие современной школьной инфраструктуры»:
· расширение практики деятельности Управляющих советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и общественности в управлении образовательными учреждениями;
· реализация программ «Школы полного дня»;
· Улучшение материально- технической базы и улучшение качества услуг, предоставляемых МАУ «Школьные перевозки»
5. В направлении «Здоровье школьников»:
· расширение использования новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
· разработка и внедрение комплексных профилактических программ, направленных на здоровьесбережение школьников: профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений;
· введение 3–его часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений;
· организация Института правильного питания
· урегулирование межведомственного взаимодействия учреждений образования и здравоохранения, в медицинском сопровождении учащихся ОУ и воспитанников МДОУ;
· обновление механизмов и регламентов отслеживания и поддержки здоровья детей, профилактической работы по предупреждению и выявлению заболеваний;
· продуктивная работа кабинетов здоровья в школах
Перспективы развития МДОУ:
Несмотря на лаконичность обозначенной перспективы дошкольного образования в президентской инициативе «Наша новая школа», предусматривается развитие МДОУ по следующим направлениям:
· развитие образовательных услуг в МДОУ;
· вовлечение детей дошкольного возраста, неохваченных организованным дошкольным образованием в социокультурное образовательное пространство МДОУ (индивидуальные консультации с узкими специалистами и педагогическими работниками);
· расширение модели общественного участия в управлении МДОУ;
· совершенствование психолого – педагогической поддержки участников образовательного процесса в МДОУ.
Всё это, безусловно, требует серьёзных изменений в муниципальной образовательной системе, а именно: в создании условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, в изменении состояния кадровых ресурсов ОУ, в создании эффективной управленческой команды при сохранении здоровья учащихся. Только такая образовательная политика сможет вывести образовательные учреждения района на совершенно новый качественный уровень, отвечающий социальному заказу общества в предоставлении учащимся оптимальных возможностей для получения качественного образования при эффективном расходовании ресурсов муниципального образования.
Это под силу коллективной мысли и работе органов управления, педагогов, общественности, в ходе которой рождаются продуктивные взвешенные идеи.