После войны советские моряки продолжали трудную военную службу, обеспечивая безопасность судоходства по морям, рекам и озерам, они выходили на траление минных заграждений. Особенно велика была опасность подрыва на минах в мелководном Балтийском море, в северо-западной части Чёрного моря, на Дунае, в юго-восточной части Баренцева моря и в районе Новоземельских проливов. Только в Финском заливе военно-морские силы Германии, Финляндии, а также Советского Союза поставили почти 67 тыс. мин разных типов. В зоне действия Северного флота тралению подлежали 38 закрытых для мореплавания районов общей площадью около 10 тыс. квадратных миль. На протяжении 1930 км судоходной части Дуная было поставлено свыше 3300 мин, что создавало среднюю плотность заграждений до 1,6 мины на каждый километр.
Одним из таких героев был мой прадедушка Мазов Василий Александрович (1927-1996 гг.).
В 1944 г. – был призван на военную службу по Комсомольскому набору
1945 г. – 1951 г.г. – службу проходил на Черном море
Мой прадедушка служил на тральщике в звании старший матрос. Он был специалистом службы Х (химической службы), затем перешёл в трюмную команду боевой части № 5. Службу проходил на трофейном немецком тральщике в отдельном дивизионе тральщиков г. Севастополь (рисунок 4).
Команда тральщика вместе с прадедушкой после окончания войны забрали тральщик в Германии и совершили переход вокруг Европы на Черное море, к месту службы (рисунок 5).
Шесть лет (с 1945 до 1951 г.) прадедушка Мазов В.А. разминировал Черное море (рисунок 6).
Процесс разминирования (рисунки 7-9) состоял в следующем: способ траления морских мин и устройство для его осуществления, согласно которому в районе постановки мин судном-буксировщиком осуществляют буксировку
|
Рисунок 4. Тральщик в бухте Севастополя
Рисунок 5. Переход вокруг Европы к месту службы г. Севастополь
Рисунок 6. Разминирование
Рисунок 7. Процесс разминирования
гидродинамического трала, имитирующего гидродинамическое поле корабля, с помощью поля которого производят дистанционное уничтожение (подрыв) мин. Гидродинамический трал является неконтактным тралом, представляющим собой водоизмещающее морское средство, подобное кораблю или подводной лодке (Военно-морской энциклопедический словарь. М.: Военное изд., 2008, стр.835-836 - прототип).
Основными недостатками известного способа и средств являются:
- необходимость наличия буксировщика с большой тягой на гаке;
- уязвимость буксировщика со стороны вытравливаемых мин;
- практическая одноразовость этих тралов, вследствие их повреждения после каждого взрыва мин;
- большие габариты и плохая управляемость, не позволяющие осуществлять буксировку трала вблизи грунта, на мелководье и в направлениях, перпендикулярных к береговой черте;
- низкая эффективность уничтожения придонных мин.
Рисунок 8. Подводная мина приводит к гибели тральщика
Рисунок 9. Гибель тральщика
К 1953 году траление было в основном закончено. Советские моряки в очередной раз проявили исключительное мужество и профессионализм, обеспечив безопасность судоходства на всех морях, озерах и реках страны.
К сожалению, это не значит, что в морях, реках и озёрах не осталось мин. По некоторым оценкам, количество мин, установленных только в Балтийском море, может достигать 150 000. Из них от 30 000 до 50 000 было обезврежено и учтено.
|
Страны Балтийского моря постоянно ведут обезвреживание мин, обнаруженных на морском дне, только лишь в период с 1996 по 2009 год было уничтожено более 800 мин. Около 35 000 мин могут оставаться в Финском заливе до сих пор. Кроме того, не известно, сколько осталось на дне неразорвавшихся авиационных бомб, торпед, ракет и прочих взрывных устройств.
За проявленный героизм мой прадедушка был награжден медалью «За победу над Германией» (рисунок 10).
Рисунок 10. Медаль «За победу над Германией»
Заключение
По итогам Второй мировой войны Советский Союз получил итальянские, немецкие и японские корабли и большое количество технической документации.
Мужество и героизм моряков в годы Великой Отечественной войны были высоко оценены правительством: более 350 тыс. матросов, старшин, офицеров и адмиралов были награждены орденами и медалями, около 600 морякам присвоено звание Героя Советского Союза, 7 военных моряков удостоены звания Героя Советского Союза дважды, 78 кораблей удостоены почетного наименования гвардейских, 238 кораблей награждены боевыми орденами.
После войны советские моряки продолжали трудную военную службу, обеспечивая безопасность судоходства по морям, рекам и озерам, они выходили на траление минных заграждений. Особенно велика была опасность подрыва на минах в мелководном Балтийском море, в северо-западной части Чёрного моря, на Дунае, в юго-восточной части Баренцева моря и в районе Новоземельских проливов. Только в Финском заливе военно-морские силы Германии, Финляндии, а также Советского Союза поставили почти 67 тыс. мин разных типов. В зоне действия Северного флота тралению подлежали 38 закрытых для мореплавания районов общей площадью около 10 тыс. квадратных миль. На протяжении 1930 км судоходной части Дуная было поставлено свыше 3300 мин, что создавало среднюю плотность заграждений до 1,6 мины на каждый километр.
|
Список источников
1. Ладинский Ю. В. На фарватерах Балтики. — Военные Мемуары. — Москва: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1973. — 160 с.
2. Ачкасов В. И., Басов А. В., Сумин А. И. и др. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. — Москва: Воениздат, 1988. — 607 с. — ISBN 5–203–00527–3
3. Монаков М. С. Главком (Жизнь и деятельность Адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова). — М.: Кучково поле, 2008. — 704 с. — (Библиотека клуба адмиралов). — 3500 экз. — ISBN 978-5-9950-0008-2