Тема Фигура человека в движении




КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема урока: «Человека в движении».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели деятельности учителя: закрепление навыков рисования человека в движении; выработка уверенности в своих возможностях; эстетическое воспитание.

Планируемые результаты

Личностные:

- формировать положительное отношение к учению;

- развивать наблюдательность, воображение;

- воспитывать эстетическую культуру, эстетический вкус.

Предметные:

- способствовать формированию образной и зрительной памяти,

- развивать навык изображения человека в разных позах и движении;

- воспитывать внимательность, аккуратность при работе с материалами и принадлежностями.

Оборудование:

- для учителя: карандаш, бумага А4, краски, презентация-сопровождение, музыка.

- для учащихся: краски, карандаши, альбом, гуашь, фломастеры, ластик, мелки.

Этапы урока Методы и приемы Время Деятельность учителя Деятельность уч-ся УУД
Организационный момент. 1 мин. -Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, я желаю вам хорошей работы на уроке. Теперь можете присесть. Приветствовать учителя. Умение сконцентрироваться на работу.
Мотивационный. Словесный: слово учителя, беседа, фронтальный опрос. 3 мин. - Давайте вспомним тему третий четверти. («О чем говорит искусство»). Скажите, какая тема была на предыдущем уроке? («Изображения характера человека: мужской образ»). С помощью чего можно показать характер человека на рисунке? (красок разных цветов и оттенков). Что вы рисовали? (изображение доброго и злого героя из знакомых сказок). Какие цвета вы использовали, чтобы изобразить доброго персонажа? (светлые, яркие). А злого? (темные, тусклые). Хорошо. Вспоминать, отвечать на вопросы, оценивать свои знания. Умение самостоятельно определить круг учебных задач.
Постановка учебной задачи и ее решение. Эвристический вопрос схема-опора. 3 мин. - Ребята, посмотрите и скажите, что это? (Слайд 1). (Картины, рисунки). А что на них изображено? (люди). А что они делают? Просто ли они стоят? Каждый занят своим делом, да? (Приглашается мальчик из класса, предлагается ему встать ровно, как солдатику, затем присесть на стул. Одновременно учитель делает зарисовку фигурки схематично на доске с пояснением). - А вот как вы думаете - в чем разница между позами и движением? Человек едет на лыжах, бежит, катается на коньках…Покажи нам это. Молодец! Садись. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Человек в движении). Чем мы будем заниматься? (Учится рисовать людей в движении). Анализировать. Аргументировать свое мнение. Самостоятельно формулировать тему урока, цели. Умение самостоятельно определить круг учебных задач. Умение наблюдать, делать выводы, рассуждать, внимательно следить за материалом, доказывать.
Решение частных задач. Словесный: слово учителя. Демонстрационный. Объяснение. Инструктаж. Практическая работа. 1 этап. 2 мин. 3 мин. 1 мин. 20 мин. - Сегодня на уроке мы с вами научимся схематично изображать различные позы и движения. (Слайд 2) Эти схемы художник держит в голове, или использует в набросках - дополнительных вспомогательных линий, чтобы легче работать над изображением фигуры. А вам будет удобней рисовать такие схемки, если есть во такой «помощник» - фигурка вырезанная из картона и все её части крепятся подвижным креплением (в тех местах где точки-суставы). Всем вам в конце урока я подарю такого помощника. Еще мы с вами попробуем постепенно одевать наших человечков. Совместная работа - рисовать на доске и одновременно комментировать. (Слайды 3-5). (можно приглашать учеников из класса, по очереди, ученик принимает нарисованную позу или движение, или наоборот, зарисовывается та поза или движение которое показывает ученик). Затем показать, как можно «одеть» человечка. Физминутка -Немного отдохнем, прежде чем начать рисовать. Ваша задача нарисовать человека в движении. Используем простой карандаш, а когда «оденете» своего человечка, можно разукрасить его одежду карандашами, мелками или красками, как захотите. Приступайте, если что, поднимайте руку, я подойду. Воспринимать новую информацию, запоминать, слушать. Умение следовать и усваивать практические приемы работы. Умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, формировать ответственное творческое отношение к работе.
Итог урока. Рефлексия. 5 мин. У вас всех очень красивые работы получились. Поставьте все свои работы на эту парту, чтобы весь класс смог увидеть их. Молодцы, ребята! - Как вы думаете, справились ли вы с работой? Что показалось вам сложным? - Сейчас я раздам вам наших помощников. Оценивать свои достижения и достижения других ребят. Подводить итог урока. Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников.
Домашнее задание. 1 мин. - Приводим в порядок свое рабочее место, не торопимся. Спасибо за урок, вы молодцы! Записывать домашнее задание. Приводить в порядок рабочее место. Умение запоминать и удерживать в памяти задание.

 

Тема Фигура человека в движении

Цели

· углубление знакомства с видами изобразительного искусства – графикой,

· закрепление навыков рисования человека в движении,

· выработка уверенности в своих возможностях,

· эстетическое воспитание.

Оборудование и пособия для педагога:

1. Терминологический словарь (ТС)

2. Рисунок наскального изображения сражающихся лучников (Морелла-ла Вилла, Испания)

3. Копии произведений Ф.П.Толстого. «Улица провинциального города» и фрагмент силуэта «В атаку»

4. Лист с портретами людей, выполненными педагогом методом силуэта

5. Лист с силуэтами фигур людей, выполненных педагогом

6. Кисть и вода для демонстрации технологии работы

для учащихся:

1. Альбомный лист

2. Палитра – пол-листа

3. Акварель темного цвета

4. Кисть

5. Вода

6. Бумажная салфетка

Используемая литература

1. Кузнецова Э.В. Искусство силуэта.Л.,1970, 132с.

2. Кузнецова Э.В. Федор Толстой. 1783-1873. Ленинград. «Художник РСФСР», 1981, 78с.

План

1. Организационный момент. 1 м

2. Сообщение темы и цели занятия. 1 м

3. Изложение нового материала. Диалог об истории возникновения силуэтных изображений, об их достоинствах. 15 м

4. Самостоятельная работа на альбомном листе. 8 м

5. Требования к выполнению теста. 1 м

6. Самостоятельное выполнение тестового задания. 15 м

7. Подведение итогов. 3 м

8. Организационный конец занятия. 1 м

Ход занятия

Вопрос. Согласно научным данным первые люди появились на нашей планете 4 – 5 млн. лет назад. Интересно, а когда появились изображения человека?

Предполагаемый ответ. По мнению археологов, 8 – 10 тыс. лет тому назад. В те времена жизнь человека была полна опасностей. Огромные мамонты, страшные ящеры населяли землю. Опасности грозили со всех сторон. Но человек наделен разумом. Покидая опасное место, древние люди думали о своих сородичах и, не умея писать, оставляли на скалах рисунки, рассказывающие о подстерегающих опасностях, о пережитом.

Таково изображение сражающихся лучников (рис.1) на одной из скал в Испании. Подобные изображения встречаются во многих местах. Рисунки представляют собой изображения людей и животных, выполненные несмываемыми красками, прекрасно сохранившимися до наших дней.

 

Рисунок 1

Вопрос. Что же сообщал древний художник?

Предполагаемый ответ. Скорее всего, здесь предупреждение дружественным племенам, которые возможно пришли бы на это место, о том, что где-то близко затаились враги, было сражение. Враги вооружены луками. Это изображение – предупреждение – осторожно!

Вопрос. Как изображены люди?

Предполагаемый ответ. В виде теневых профилей, без проработки деталей внутри контуров. Спустя тысячелетия в древнем Китае была изобретена бумага. И подобными теневыми профилями, вырезанными из бумаги, китайцы украшали свои жилища уже в 1 веке до н.э. Позже это искусство переняли в Японии, а в 18 веке рисованием и вырезанием силуэтов (ТС) увлеклись в Европе.

Вопрос. А почему – силуэт? Что это за слово?

Предполагаемый ответ. В 18 веке французский министр финансов Этьен де Силуэт заметил, что государственная казна быстро уменьшается. Силуэт установил, что знать тратит казенные деньги на заказы своих парадных портретов видным художникам. Портреты стоили баснословно. Министр немедленно выпустил указ, которым запрещалось расточительство. Было предложено делать портреты попроще – в виде теневых профилей. Силуэт и сам увлекся рисованием подобных портретов. Стены в его замке были разрисованы теневыми профилями гостей. Силуэт просто подводил их к стене напротив источника света и собственноручно обводил контур.

Некий шутник в ответ на указ нарисовал теневой профиль самого Силуэта в карикатурном виде – в парике с тощей косицей, с длинным гордо поднятым носом. Франция потешалась. Но мало-помалу художники заметили, что изображения информативны. Теневым профилем можно передать не только внешний облик, но и характер и настроение человека, его профессию, занятия, наконец, эпоху, в которую он жил.

Подобные изображения стали называть силуэтами.

Вопрос. Назовите известного русского художника первой половины 19 века, работавшего в жанре силуэта.

Предполагаемый ответ. Федор Петрович Толстой (1783 – 1873) – медальер, скульптор, общественный деятель, современник А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, О.А.Кипренского. Толстой поднял жанр силуэта на подлинно художественную высоту. Его силуэты выполнены с реалистической выразительностью и достоверностью. Работы Толстого представляют не только художественный, но и историко-культурный интерес.

Вопрос. Что же это за работы?

Предполагаемый ответ. По тематике их можно разделить на две группы – батальные и исторические сцены и сцены труда и быта.

Вопрос. Вот одна из картин (рис.2). Посмотрите внимательно, что здесь изображено?

 

Рисунок 2

Предполагаемый ответ. Перед нами бытовая зарисовка. Улица провинциального города. Окраина. Из сторожевой будки вышел будочник с алебардой, и очевидно объясняет конному военному, как проехать к начальнику. Поодаль бежит трубочист в характерной одежде с метлой и ведром, его преследует собака. Фонарщик пришел подлить масла в фонарь. У его ног бидон. Неподалеку женщина-простолюдинка в тулупе и платке прогуливает перед завтраком на санках барского ребенка.

А вот другая работа Толстого (рис.3) – батальная сцена. Мы видим военных на конях. Как умело художник передал движения коней и всадников. И все это черными силуэтами на белой бумаге.

 

Рисунок 3

Вопрос. Как выполнял Ф.П.Толстой свои силуэты?

Предполагаемый ответ. Из черной бумаги вырезал фигуры и наклеивал их на белый лист. Иногда фигуры вырезал из желтой бумаги и наклеивал на черную.

Но этому процессу предшествовало тщательное обдумывание и рисование, поиски удачных контурных линий. Некоторые фигуры перерисовывались по нескольку раз, пока не возникала единственно верная линия, удовлетворявшая художника.

Вопрос. Где можно полюбоваться силуэтами Федора Толстого?

Предполагаемый ответ. В Русском музее, что на площади Искусств.

Вопрос. А как добраться от школы до музея?

Предполагаемый ответ. На метро от станции «Электросила» до станции «Невский проспект» с выходом на канал Грибоедова. По Невскому дойти до улицы Бродского и повернуть к площади Искусств. Перейти площадь, и войти в чугунные ворота Русского музея.

Вопрос. А где в наше время используются силуэтные изображения?

Предполагаемый ответ. В книжных иллюстрациях, в эмблемах предприятий, например, «Хлебный Дом», в рекламе.

Вопрос. Итак, как можно подытожить то, о чем мы рассуждали?

Предполагаемый ответ. Метод силуэта – метод древний, он оригинален и информативен (рис.4 – 8).

 

Рисунок 4

 

Рисунок 5

 

Рисунок 6

 

Рисунок 7

 

Рисунок 8

Вопрос. Перед вами лист белого цвета. При каком условии силуэт будет на ней отчетливо виден?

Предполагаемый ответ. При использовании темной краски. Иначе говоря, при соблюдении контраста (ТС).

Вначале надо изобразить главное движение (учитель рисует мокрой кистью на доске), а затем уже рисовать все остальное.

Нарисуйте на альбомном листе хотя бы две фигуры, например, танцора, футболиста, прыгуна или боксера, то есть, человека в движении.

Замечательно, порисовав, вы убедились, что это задание вам по силам!

Поэтому теперь вы получите лист со специальным тестом в двух вариантах (рис.9 - 10). Слева я нарисовала кистью некие линии, которые надо перерисовывать, дополняя другими, до получения узнаваемой человеческой фигуры в самых разных движениях.

 

Рисунок 9

 

Рисунок 10

Потребуется воображение, внимательность, аккуратность и, конечно же, фантазия. Можно попробовать вначале на палитре.

В конце занятия педагог вывешивает все работы в два ряда по вариантам, и дети наглядно убеждаются в удивительных возможностях графики, в разнообразии силуэтов, возникающих из одной исходной линии.

Примеры выполнения тестов на рис.11 и 12.

 

Рисунок 11

 

Рисунок 12


 

 

       
       
       
       
       
       

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: