ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Памятка для студента 4 курса лечебного факультета
Вид практики: Помощник врача стационара - терапевта
Продолжительность практики: 2 недели.
Базы практики: отделения терапевтического профиля ГУЗ РОКБ, Областной кардиологический диспансер, БСМП г.Рязань, терапевтические отделения в мед. организациях по месту жительства.
Цель практики:
Главной целью практики является изучение работы врача терапевта - стационара.
Получить знания и умения:
- знание основ организации терапевтической стационарной помощи населению, организационных основ работы врача терапевтического отделения, принципов медицинского обслуживания больных в стационаре, основных обязанностей врача стационара, правил обследования больных, госпитализированных в терапевтическое отделение, принципов лечения наиболее часто встречающихся заболеваний,
- умение разбираться в структурной организации больницы, проводить обследование и вести историю болезни, оценить полученные при обследовании больных данные, формулировать предварительный диагноз, наметить план обследования, оценить результаты лабораторных и инструментальных исследований, формулировать клинический диагноз,
- знание и умение выполнять основы деонтологии, психотерапии, осуществлять индивидуальный подход к больному.
В период практики студент работает в палатах в качестве помощника врача под непосредственным руководством врача отделения и общим руководством заведующего отделением. Рабочий день студента соответствует распорядку работы врача отделения, помощником которого он является, но не менее 6 часов в день и, кроме того, выполняет 2 суточных дежурства. Помимо лечебной работы студент принимает участие в клинических и клинико-анатомических конференциях, производственных совещаниях.
|
ПЕРЕЧЕНЬ
навыков, осваиваемых студентами 4 курса лечебного факультета во время
практики «ПОМОЩНИК ВРАЧА СТАЦИОНАРА - терапевта»
№№ | Наименование работы | Обязат. объем | Выпол- нено |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. | Ведение больных в стационаре Заполнение историй болезни Дежурства в отделении Доклады на врачебных конференциях Участие во врачебных и патолого- анатомических конференциях Присутствие на рентгенологических исследованиях Присутствие на УЗИ Оценка протоколов УЗИ Участие в проведении физиопроцедур Измерение артериального давления Выполнение анализов: крови, мочи, кала Выполнение: внутривенных инъекций внутримышечных инъекций Участие в переливаниях крови Участите в плевральных пункциях Дуоденальные зондирования Промывания желудка Определение группы крови и резус-фактора Постановка очистительной клизмы Запись и расшифровка ЭКГ Интерпретация спирограмм Присутствие на патолого-анатомическом вскрытии Беседы на медицинские темы Лекции на медицинские темы Выпуск сан.бюллетеней (на группу) | 8-12 2-3 2-5 4-10 1-2 1-3 1-2 |
В стационаре студент ведет 5-8 больных, проводит их обследование, ежедневно делает обходы, заполняет истории болезни, делает по согласованию с лечащим врачом назначения, выполняет лечебные, диагностические и другие манипуляции. В течение производственной практики по терапии студент должен:
|
- участвовать в рентгенологическом обследовании больных;
- выполнять под руководством врачебного персонала лечебных и физиотерапевтических процедур, назначаемым больным;
- участвовать в ночных дежурствах в больнице в качестве помощника дежурного врача;
- участвовать в оказании первой помощи при состояниях, угрожающих жизни больного, острых отравлениях;
- знакомиться с выпиской и хранением медикаментов, организацией работы отделения и специальных кабинетов;
- знакомиться с порядком оформления и выдачи листов по временной нетрудоспособности и различной медицинской документацией;
- участвовать в производственных совещаниях;
- присутствовать на патолого-анатомических вскрытиях;
- ознакомиться с методикой своевременного выявления туберкулеза у взрослых и детей, методикой учета больных туберкулезом и отчетностью о них;
- проводить санитарно-просветительскую работу по плану отделения.
Количественным минимумом следует считать освоение следующих навыков:
- пальпации, перкуссии, аускультации;
- внутривенные вливания лекарственных веществ;
- внутривенные капельные введения жидкостей;
- чтение электрокардиограмм;
- чтение рентгенограмм грудной полости;
- проведение физиотерапевтических процедур: электрофореза лекарственных веществ, индуктотермии, УВЧ, парафиновых аппликаций;
- оценка протоколов гастроскопии, УЗИ сердца и органов брюшной полости;
Приведенное перечисление касается лишь того необходимого минимума практических навыков, без освоения которых студент не может получить зачета по производственной практике. Студент должен участвовать во всех диагностических и лечебных манипуляциях у больных, которые находятся в стационаре в период его практики.
|
Оформление дневника:
- Данные знакомства с базой: количество подразделений, количество коек в больнице, перечислить подразделения, оснащенность больницы (паспорт мед. организации), контингент больных;
- затем характеристика отделения, в котором работает студент: количество палат, число коек в отделении и непосредственно в палате (палатах), которую курирует студент, контингент больных, организация работы подразделения, оснащенность отделения, дополнительные кабинеты и т.д.
- Листок проведения вводного инструктажа по технике безопасности – подпись студента и должностного лица, ведущего инструктаж.
ЛИСТОК учета вводного инструктажа.
Дата инст-руктажа | Наименование подразделения, в которое направляется инструктируемый | Фамилия И. 0. и должность инструктирующего | Подпись |
Инструктирующего | Инструктируемого | ||
- Каждый день работы должен подписываться врачом, заверенной личной печатью врача;
- В дневнике студент кратко описывает всю проделанную им за день работу, отмечая, чем обогатились его знания и опыт за указанный день, какая прочитана литература.
- Отдельно охарактеризовывается работа: 1) в стационаре, 2) на дежурствах, 3) санпросветработа, 4) в рентгенографическом и физиотерапевтическом отделениях, 5) участие во врачебных и клинико-анатомических конференциях.
- Дневник не может быть собранием копий выписок из историй болезней. В каждом случае поставленный диагноз должен быть кратко обоснован – указаны клинические и лабораторные симптомы, которые привели к данному диагнозу. В трудных случаях должны быть изложены соображения о возможных диагнозах и желательно всё же высказать мнение, который из диагнозов вероятнее. Могут быть высказаны соображения о причинах заболевания в данном конкретном случае. Общие рассуждения об этиологии и патогенезе данной болезни не требуются.
- Необходимы соображения студента о лечении (независимо от того, совпадает ли это с проводившимся лечением) и обоснование этих соображений.
- При описании работы в стационаре студент должен отразить приобретенные практические навыки в методике исследования больного (анамнез, осмотр, перкуссия, аускультация, пальпация), лабораторных анализах (мочи, кала, мокроты, желудочного сока, дуоденального содержимого, крови, пунктатов и др.), медицинских манипуляциях (инъекции – подкожные, внутримышечные, внутривенные, промывание желудка, дуоденальное зондирование, очистительные клизмы, подготовка больных к рентгеноскопии и рентгенографии и др.), составлении медицинской документации (историй болезни, листки назначений, рецепты, оформление бюллетеней, медицинских справок, посыльных листов в ВТЭК, а также участие (присутствие) на секциях умерших.
- Отражается также участие в обходах больных, врачебных и клинико-анатомических конференциях, выполнение дежурств. Необходимо кратко охарактеризовать больных, с которыми ознакомился за день с приведением развернутого диагноза заболевания.
- При описании дежурств в стационаре необходимо описать всю проделанную работу по оказанию помощи больным.
- Участие в санпросветработе должно быть охарактеризовано в дневнике с указанием видов и тематики проведенной работы (лекции, беседы, санбюллетени, витрины, стенды и др.).
- Во время работы студент должен помнить о соблюдении врачебной тайны, деонтологии. В соответствующих разделах делает записи о УИРС, замечаниях и пожеланиях об улучшении производственной практики.
Примерный образец заполнения дневника по терапии:
Дата | Содержание выполненной работы |
20 июня 21 июня | Принял палату, познакомился с историями болезни. 4 больных. 1 койка свободна. Обход с врачом, курирующим палату: 1) б-я 28 лет, 5 день лечения. Д-з: бронхиальная астма, атопическая, тяжелая форма. Обострения купируются системными глюкокортикоидами. В течение последних суток приступы не возникали. Начато снижение дозы глюкокортикоидов. 2) Б-я 40 лет, 14 –й день лечения. Д-з: пневмококковая пневмония в нижней доле справа. Физикальных признаков уплотнения легочной ткани не выявляется. Жалоб нет. Остается увеличенная СОЭ. Лечение антибиотиками закончено. Получает индуктотермию, делает дыхательную гимнастику. Течение болезни без осложнений и существенных особенностей. 3) Б-я 32 лет, 20-й день лечения. Д-з: бронхоэктатическая болезнь, обострение. Проведено 5 санационных бронхоскопий. Достигнута ремиссия. Оформлен выписной эпикриз. 4) …… Поступила больная 37 лет с жалобами на боль в левой половине грудной клетки при дыхании и кашле, кашель с выделением небольшого количества мокроты, повышение температуры до 39 град. Состояние средней тяжести. Слева в нижних отделах грудной клетки притупление перкуторного звука, бронхиальное дыхание. На рентгенограмме интенсивное затемнение нижнего легочного поля. Диагноз: пневмония в нижней доле слева, вероятно, пневмококковая. Назначены исследования …. Назначено лечение …. Обход остальных больных с врачом (отразить изменения в состоянии и самочувствии больных) …… |
Кроме того:
Ø какие документы оформлял - количество, с оформлением каких документов познакомился – количество,
Ø какие данные лабораторных и инструментальных исследований – лабораторных, рентгенограммы и др.,- оценивал
Ø в каких диагностических и лечебных мероприятиях курируемых больных принимал участие (присутствие при рентгенологических исследованиях, эндоскопии, перечислить каких, количество. Выполненные самостоятельно манипуляции.) и т.д.
УИР. Примерные темы::
· анализ заболеваемости по отдельным нозологическим формам за определенный период времени по материалам отделения;
· описание отдельного наблюдения больного с краткой литературной справкой по соответствующей нозологии;
· анализ результатов лечения каким-либо средством или комплексом средств отдельных заболеваний или группы заболеваний по материалам отделения;
· сообщение о результатах исследований, проведенных по заданию какой-либо кафедры университета.
· реферат на актуальную тему.
Учебно-исследовательская работа.
Наименование работы (темы) -----------------------------
Содержание: цель, задачи ----------------------------------
Характер работы (реферат, клиническое наблюдение и пр.)-------
Сообщение на конференции (дата, назначение)----------------------
Руководитель практики
от мед. организации -------------------------- (Фамилия,имя,отчест.)
Дата ----------- (подпись)