Учетная политика бюджетного учреждения.
Учетная политика бюджетного учреждения предусматривает:
1. Организационно-технический раздел.
2. Методический раздел (Инструкция №70Н).
Организационно-технический раздел находится в компетенции руководителя и главного бухгалтера учреждения, в него входят:
1. Организация бухгалтерского учета в учреждениях. В зависимости от объема учреждения могут быть следующие варианты:
1.1. организация бухгалтерской службы в качестве структурного подразделения;
1.2. наличие в штате главного бухгалтера;
1.3. централизованная бухгалтерия.
2. График документооборота (чаще всего график документооборота представлен таблицей, в которой указаны ответственные лица, документы и сроки составления и сдачи документов).
3. Порядок проведения инвентаризации (обязательная инвентаризация, и инвентаризация по решению руководства).
4. Рабочий план счетов.
5. Применение унифицированных форм первично-учетной документации.
6. Порядок формирования инвентарных номеров.
7. Раскрытие вопросов, связанных с регистрами бухгалтерского учета.
8. Порядок организации учета при наличии филиала:
8.1. централизованный;
8.2. децентрализованный.
9. Используемый на бюджетном предприятии программный продукт.
10. Хранение документов и номенклатура дел.
В компетенции руководителя и главного бухгалтера находятся:
Первичные Регистры Главная Отчетность
учетные документы учета книга
В методическом разделе бюджетные учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны раскрывать вопросы, связанные с организацией калькуляционной работы (т.е. каким образом осуществляется определение себестоимости).
Общая структура и порядок применения Плана счетов субъектами бюджетного учета.
|
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете» бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 №70Н (далее Инструкция).
Государственная учетная политика реализуется настоящей Инструкцией через:
- план счетов бюджетного учета;
- порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах учета;
- порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;
- корреспонденцию счетов бюджетного учета (приложение №1);
- иные вопросы бюджетного учета.
-
Все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами, приведенными в приложении №2 к настоящей Инструкции.
Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении №3 к настоящей инструкции.
Новый бюджетный План счетов.
Бюджетный План счетов состоит из пяти разделов.
Раздел 1 «Нефинансовые активы» | Сведения обо всех основных средствах, о непроизводственных (земля, недра и т.п.) и нематериальных активах, о начисленной амортизации (понятие «износ» больше не применяется), о материалах, готовой продукции и о капитальных вложениях. Категория «Малоценные предметы» из Плана счетов исключена. |
Раздел 2 «Финансовые активы» | Объединяет в себе информацию обо всех денежных средствах и документах учреждения, о его финансовых вложениях (депозиты, акции других предприятий, ценные бумаги), а также обо всех видах дебиторской задолженности, включая бюджетную. |
Раздел 3 «Обязательства» | Учет всех видов кредиторской задолженности предприятия. |
Раздел 4 «Финансовый результат» | Предназначен для отражения положительной либо отрицательной разницы между доходами и расходами учреждения. Помимо результатов деятельности за текущий год в этом разделе показываются финансовые итоги предыдущих лет, доходы будущих периодов и сведения по кассовому исполнению бюджета. |
Раздел 5 «Санкционирование расходов бюджетов» | Предназначен для фиксирования информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательствах, а также о бюджетных ассигнованиях. Главным образом вести учет на счетах данного раздела будут распорядители бюджетных средств и казначейства. |
Раздел «Забалансовые счета» | Новые позиции. В частности, предусмотрены счета для учета обеспечений исполнения обязательств, государственных и муниципальных гарантий, расчетных документов, ожидающих исполнения. |
Всего в новом Плане около 2000 счетов. По сути, абсолютное большинство счетов представляет собой не синтетические, а субсчета первого, второго и третьего порядка.
Счета нового Плана счетов.
|
Счета Плана счетов состоят из 26 разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:
• 1-17 разряд – код классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов (КБК).
• 18 разряд – код вида деятельности:
0 - при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности,
1 - бюджетная деятельность,
2 - предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход,
3 - деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений;
• 19-21 разряд – код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
• 22-23 разряд – код аналитического учета Плана счетов бюджетного учета;
• 24-26 разряд – код Классификации операций сектора государственного управления.
Разряды 18-23 Образуют Код счета бюджетного учета.
Разряды 24-26 Образуют Классификацию операций сектора государственного управления
|
Формирование счета на основе Бюджетной классификации расходов:
1. Главный распорядитель бюджетных средств: 1, 2, 3 – знаки.
2. Раздел: 4,5 знаки.
3. Подраздел: 6,7 знаки.
4. Статья: 8, 9, 10 знаки.
5. Программа: 11, 12, 13, 14 знаки.
6. Вид расходов: 15, 16, 17 – знаки.
7. Источник финансирования: 18 знак.
8. Синтетический счет: 19, 20, 21 знаки.
9. Аналитический счет: 22, 23 знаки
10. Классификация операций сектора гос. управления: 24, 25, 26 знаки. (См. Приложение №2 и Приложение №3 к концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации).
Классификация операций сектора государственного управления:
Код | Наименование показателя. |
Доходы | |
Расходы | |
Поступления нефинансовых активов | |
Выбытие нефинансовых активов | |
Поступление финансовых активов | |
Выбытие финансовых активов | |
Увеличение обязательств | |
Уменьшение обязательств |
Каждый код предусматривает подкод. Например код 100: 110 «Налоговые доходы»; 120 «Доходы от собственности»; 170 – доходы от операций с активами.
В отличии от коммерческого учета к каждому счету учитывающего имущество, денежные средства, дебиторскую и кредиторскую задолженность открыты по два счета, на которых надо развернуто фиксировать изменение стоимости имущества, движение денежных средств и изменение дебиторской и кредиторской задолженности.
Например,
Д-т Счет 0 0 101 01 000 К-т
Дебет счета 0 0 101 01 000 – Это счет 0 0 101 01 310 | Кредит счета 0 0 101 01 000 – Это счет 0 0 101 01 410 |
Пример 1. Расшифруем следующие счета Плана счетов бюджетного учета.
Счет | Номер |
Материальные запасы | 0 0 105 00 000 |
Продукты питания | 0 2 105 02 000 |
Увеличение стоимости ГСМ | 0 3 105 03 340 |
Уменьшение стоимости строительных материалов | 0 1 105 04 440 |
Первый знак 0 (1-17 разряды) во внимание не принимаем.
Расшифровка.
Первая цифра | Номер разряда по Плану счетов | Значение разряда | Расшифровка |
Первая цифра: для счета (0 0 105 00 000) 2 для счета (0 2 105 02 000) 3 для счета (0 3 105 03 340) 1 для счета (0 1 105 04 440) | 18 разряд Плана счетов | Код вида деятельности. | 0 – четко отнести данное имущество к определенному виду деятельности (бюджетное, предпринимательское, полученное за счет целевых средств или безвозмездно) в конкретном случае нельзя. 2 – данное имущество относится к предпринимательской, или иной приносящей доход деятельности. 3 – данное имущество получено за счет целевых средств и безвозмездных поступлений. 1 – данное имущество предназначено для бюджетной деятельности |
Следующие три знака: (0 0 105 00 000) (0 2 105 02 000) (0 3 105 03 340) (0 1 105 04 440) | 19-21 разряд Плана счетов | Код синтетического учета Плана счетов (см. Пр.1) | 105 – счет Материальные запасы. |
Следующие два знака: 00 для счета (0 0 105 00 000) 02 для счета (0 2 105 02 000) 03 для счета (0 3 105 03 340) 04 для счета (0 1 105 04 440) | 22-23 разряды | Код аналитического счета | 00 – обобщающий счет «Материальные запасы» 02 – Счет Продукты питания 03 – Счет Горюче-смазочные материалы 04 – Счет Строительные материалы |
Последние три знака: 340 для счета (0 3 105 03 340) 440 для счета (0 1 105 04 440) | 24-26 разряды | Классификация операций сектора государственного управления (См. Пр.2.) | 340 – означает увеличение горюче-смазочных материалов на складе у бюджетного учреждения. 440 – означает уменьшение строительных материалов на складе у бюджетного учреждения. |
Ответ.
Счет | Номер | Полная расшифровка счета. |
Материальные запасы | 0 0 105 00 000 | Счет материальные запасы в обобщающем «чистом» виде. |
Продукты питания | 0 2 105 02 000 | Счет продукты питания, предназначенные для предпринимательской и прочей, приносящей доход деятельности. |
Увеличение стоимости ГСМ | 0 3 105 03 340 | На данном счете фиксируется поступление в распоряжение бюджетного учреждения ГСМ, за счет целевых средств и безвозмездных поступлений. (Дебет счета 0 3 105 03 000). |
Уменьшение стоимости строительных материалов | 0 1 105 04 440 | На данном счете отражается использование строительных материалов в результате бюджетной деятельности учреждения. (Кредит счета 0 1 105 04 000). |
Формы учета, применяемые в бюджетных организациях Мемориально-ордерные формы учета
Мемориал-ордер №1 – накопительная ведомость по кассовым операциям (форма 381).
М-О №2 – накопительная ведомость по движению бюджетных средств на субсчетах 090, 091, 097, 100, 101, 102 (форма 381).
М-О №3 – накопительная ведомость по движению средств, полученных за счет внебюджетных источников на субсчетах 110, 111, 114, 115, 118 (форма 381).
М-О №4 – накопительная ведомость по расчетам чеками из лимитированных книжек (форма 323).
М-О №5 – свод расчетных ведомостей по з/п и стипендиям (форма 405).
М-О №6 – накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и клиентами (форма 408).
М-О №8 – накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами (форма 386).
М-О №9 – накопительная ведомость по выбытию и перемещению (форма 438).
М-О №10 – накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных предметов (форма 438).
М-О №11 – свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания (форма 398).
М-О №12 – свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания (форма 411).
М-О №13 – накопительная ведомость по расходу материалов (форма 396).
М-О №14 – накопительная ведомость по доходам, прибылям, убыткам (форма 409).
М-О №15 – свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей в детских учреждениях (форма 406).
По остальным операциям и операциям «сторно» составляются отдельные мемориальные ордера формы 274, которые нумеруются, начиная с номера 16 за каждый месяц.
Записи в мемориальные ордера осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня (по получении первичного учетного документа), как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.
Для отражения фактических расходов по кодам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации применяется расшифровка к мемориальному ордеру формы 803.
Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем, а при централизации учета – кроме того, и руководителем группы учета.