Доходным домом раньше называли многоквартирное жилое здание для сдачи в аренду. Такие дома сформировали в 1830–40-е годы отдельный тип европейской архитектуры, а к началу XX века стали одним из основных видов городского жилья. Название зданий было обусловлено функцией: их строили для получения дохода.
В России первые доходные дома появились в Петербурге в XVIII веке. Их строили из дерева и покрывали штукатуркой.
Типичная планировка доходных домов часто выстраивалась иерархично: первые этажи занимали владельцы модных салонов и ресторанов, на вторых заседали конторские служащие, на третьих селились промышленники и банкиры. Верхние этажи отводились разночинным жильцам статусом ниже, а мансарды и чердаки сдавали богеме, студентам и отставным военным.
Внешний вид доходного дома мог отражать новые архитектурные веяния. В Петербурге проектировали дома в разных стилях – неомавританском (Александра Мурузи), псевдорусском (Николая Басина), «кирпичном» (купчихи Львовой).
Темпы возведения доходных домов были очень высокими. К примеру, в 1845 году доходный дом фабриканта Жукова в 4 этажа, на углу Гороховой и Садовой, был построен за 50 дней, правда без внутренней отделки.
Строились и 5-6-этажные здания. Их размещали вплотную друг к другу. Вместе с ними появились и дворы-колодцы с необычными арками и воротами.
К строительству доходных домов привлекались известные архитекторы, а дома получали названия по именам своих первых владельцев. Нумерация домов и названия улиц в Санкт-Петербурге появились лишь при генерал-губернаторе Федоре Трепове – в царствование Александра II. До этого извозчики возили к «именным домам».
Для поиска будущих жильцов домовладельцы пользовались специальными рекламными изданиями, расклеивали объявления на окнах или воротах домов. В них в свободной форме сообщалась информация о квартире.
|
Состоятельные горожане заселялись в доходные дома «по протекции», обращаясь к своим родственникам, знакомым или сослуживцам с просьбой о передаче квартиры в случае, если они собираются с неё съехать.
В обязанности домовладельцев входил надзор за жильцами, для чего заводились специальные «Домовые книги». Они должны были уплачивать городские сборы, заботиться о мощении, освещении и чистоте улиц и дворов, отвечать за функционирование дождевой канализации и даже за поднятие из петербургских рек и каналов затонувших судов, если дом находился на набережной. Но вот благоустройство квартир в обязанности домовладельца никак не входило.
В доходном доме обычно проживало от 50 до 500 человек. В деревянных домах – от 5 до 50 человек.
В центре города, в солидных и респектабельных доходных домах аристократы, высшие офицеры, знаменитости, предприниматели и крупные чиновники снимали целые этажи «барских квартир» со всеми удобствами. Семьи самих домовладельцев нередко проживали в одной из таких квартир. Квартиры, обогреваемые каминами, были с двумя лестницами – парадной, нарядно оформленной и выходившей на улицу, и чёрной, выходившей во двор, для прислуги и торговцев-разносчиков. Прислугу размещали в кухне и комнатах возле чёрной лестницы.
Сочетание парадных лицевых фасадов с тесными дворами-колодцами стало своеобразной чертой архитектуры Петербурга того времени.
|
Позднее дома оснащались самыми совершенными системами коммуникаций:
встроенными лифтами
паровым отоплением
электричеством
телефонами
гаражами
Как правило, многие из них оборудовались своей электростанцией, котельной, прачечной, мусоросжигательной печью, снеготаялкой. В цокольных этажах зданий размещались магазины. Внутреннее устройство помещений дорогих доходных домов отличалось высокой функциональностью, продуманностью планировок и представлялось архитекторам того времени просто идеальным образцом будущих многоквартирных городских зданий.
Один из многих известных из доходных домов повышенной комфортности – дом Фёдора Лидваля, построенный на Каменноостровском проспекте, д.1. Он стал настоящим эталоном жилого дома в стиле «северный модерн». Архитектурное решение связало уличное и внутриквартальное пространство открытым озеленённым двором-курдонером. Сочетание «готических» окон, отделки корпусов цветной штукатуркой, художественного металла, скульптурных барельефов птиц, зверей и растительных мотивов выделило это здание в число красивейших памятников зодчества и достопримечательностей Санкт-Петербурга.