III период (Кульминация творчества 1836-1844)




Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)

Значение в музыкальной культуре

Михаил Иванович Глинка сыграл особую роль в истории русской культуры:

· В его творчестве завершился процесс формирования национальной композиторской школы. Он вошел в историю как первый русский композитор-классик.

· В лице М.И.Глинки русская музыка впервые выдвинула композитора мирового уровня.

В музыкальном творчестве М.И.Глинка выразил идейные устремления своего времени. Его произведения проникнуты патриотизмом («Отчизне посвятим души прекрасные порывы»).

.

Биография

I период (Детство и юность 1804-1823 гг.)

Родился будущий композитор 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его прадед был шляхтичем из рода Глинки герба Тшаска — Викторин Владислав Глинка. После потери Речью Посполитой Смоленска в 1654 году В. В. Глинка принял российское подданство и перешёл в православие. Царская власть сохранила за смоленской шляхтой земельные владения и дворянские привилегии, включая прежние гербы.

 

Самыми сильными впечатлениями детских лет для Михаила оказались:

- русские крестьянские песни (они были «первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку»),

- крепостной оркестр дяди, который он «любил более всего» (мальчиком Глинка играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал),

- пение церковного хора,

- звон колоколов сельской церкви.

 

С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер.

 

Благотворное влияние на Глинку оказало пребывание в Петербургском Благородном пансионе (1817-1822), где его воспитателем был В.Кюхельбекер, будущий декабрист. Обучение протекало в атмосфере пылких политических и литературных споров с друзьями, причем кое-кто из близких Глинке людей после разгрома восстания декабристов оказался среди сосланных в Сибирь. Недаром Глинка был подвержен допросу относительно связей с «бунтовщиками».

 

В Санкт-Петербурге Глинка брал частные уроки у видных музыкальных педагогов, в том числе у Карла Цейнера и Джона Филда, а затем у Ш.Майера.

 

В художественном формировании будущего композитора немалую роль сыграла русская литература с ее интересом к истории, творчеству, жизни народа. Глинка непосредственно общался с А.Пушкиным, В.Жуковским, А.Дельвигом, А.Грибоедовым, В.Одоевским, А.Мицкевичем.

Разнообразными были и музыкальные впечатления. Он часто бывал в театрах, посещал музыкальные вечера, музицировал в 4 руки с братьями Виельгорскими, А.Варламовым.

 

Главные творческие достижения молодого Глинки связаны с жанром романса.

 

II период (Профессиональное становление 1830 – 1835 )

В это время немало ярких художественных импульсов композитору дали путешествия:

- летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывал в Пятигорске и Кисловодске. Знакомство с музыкой народов Кавказа оставило значительный след в творческом сознании композитора и отразилось в его позднейших произведениях на восточную тематику,

- в 1830 году он отправился в Италию, где познакомился с В.Беллини, Г.Доницетти, увлекся итальянской оперой, на практике изучал искусство bel canto,

- в июле 1833 года Глинка отправился в Берлин (по пути заехал в Вену). В Берлине он стал серьезно заниматься гармонией и контрапунктом под руководством известного теоретика Зигфрида Дена.

 

С 1824 по 1828 год Михаил работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения.

 

В 1829 году М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

 

Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей.

 

III период (Кульминация творчества 1836-1844)

Этот период ознаменован созданием оперы «Жизнь за царя». Одновременно с ней появляются романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл «Прощание с Петербургом», первый вариант «Вальса-фантазии», музыка к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский». Около 6 лет Глинка работал над второй оперой – «Руслан и Людмила» (на сюжет поэмы Пушкина, поставлена в 1842).

После успешной постановки оперы «Жизнь за царя» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Несколько лет он занимался активной педагогической деятельностью. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине, где отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артемовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и украинским композитором.

 

На эти же годы приходятся бурные отношения Глинки с Екатериной Керн, дочерью пушкинской музы – Анны Керн.

 

IV период (Поздний период творчества 1845-1857)

Переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринял новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он поехал во Францию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который стал почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.

 

В 1845 году Глинка отправился в Испанию. Там Михаил Иванович изучал традиционную культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года Глинка закончил увертюру «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию — «Ночь в Мадриде».

В Варшаве было создано гениальное «русское скерцо, «Камаринская».

 

Пребывание на родине в этот период было непродолжительным. В 1851 году Глинка возвратился в Санкт-Петербург, где давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар с такими певцами как Н.К.Иванов, О.А.Петров, А.Я.ПетроваВоробьёва, А.П.Лодий, Д.М.Леонова и другими. Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа. Бывал у М. И. Глинки и А.Н.Серов, в 1852 году записавший его «Заметки об инструментовке» (опубликованы 4 года спустя). Часто приезжал А. С. Даргомыжский.

 

Среди незавершенных замыслов этих лет остались программная симфония «Тарас Бульба» и опера-драма «Двумужница» (по А. Шаховскому).

Весной 1856 года Глинка отправился в последнюю заграничную поездку в Берлин. Здесь он умер 3 февраля 1857 года, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры Петербурга.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: