С короткозамкнутым ротором с учетом влияния эффекта вытеснения тока
(см. табл. 9. 32)
Р2ном = 30 кВт; U1ном = 220/380 В; 2р = 6; I1ном = 59,16 А;
I'2ном = 54,05 A; x1 = 0,586 Ом; x'2 = 0,697 Ом; х12п = 22,31 Ом;
с1п = 1,026; r1 = 0,179 Ом; r'2 = 0,092 Ом; sном = 0,026
№ п/п | Расчетная формула | Раз-мерность | Скольжение s | |||||
0,8 | 0,5 | 0,2 | 0,1 | Sкр = =0,072 | ||||
ξ = 6361 hc (9.245) | - | 1,79 | 1,41 | 0,89 | 0,63 | - | ||
- | 0,89 | 0,65 | 0,28 | 0,08 | 0,03 | - | ||
мм | 16,6 | 19,1 | 24,6 | 29,1 | 30,5 | 30,5 | ||
- | 1,67 | 1,45 | 1,18 | 1,01 | ||||
- | 1,51 | 1,37 | 1,14 | 1.008 | ||||
Ом | 0,311 | 0,285 | 0,261 | 0,247 | 0,245 | 0,245 | ||
- | 0,75 | 0,81 | 0,91 | 0,96 | 0,98 | 0,99 | ||
- | 2,63 | 2,74 | 2,83 | 2,89 | 2,9 | 2,9 | ||
- | 0,95 | 0,96 | 0,98 | 0.99 | 0,99 | |||
Ом | 1,376 | 1,398 | 1,42 | 1,432 | 1,434 | 1,434 | ||
Ом | 0,694 | 0,741 | 0,909 | 1.633 | 2,86 | 3,1 | ||
Ом | 2,656 | 2,678 | 2,698 | 2,712 | 2,715 | 2,715 | ||
А | 138,4 | 136,7 | 135,5 | 96,3 | 92,1 | |||
А | 140,4 | 138,8 | 135,6 | 121,8 | 97,8 | 93,6 |
57. Активное сопротивление обмотки ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока [ v расч = 115° С, p115 = 10-6/20,5 Ом•м; bс/ bп = l; f 1 = 50 Гц];
по рис. 9.73 hc = hп - (hш + h'ш) = 32,5 - (0,7 + 0,3) = 31,5 мм;
ξ = 2πhс = 63,61 hc = 63,61•0,0315 = 2;
по рис. 9.57 для ξ = 1,95; = 1,95 находим φ = 0,89;
по (9.246)
hr = hc / (1+φ) = 0,0315/(1+0,89) = 0,166 м = 16,6 мм;
по (9.253), так как (0,5 • 8,07) < 16,6 < (25 + 0,5 • 8,07) (см. рис. 9.73)
= 138 мм2,
где
= 7,66 мм;
по (9.247)
kr = qс/qr = 231/138 =1,67
(qc - по п. 33 расчета);
по (9.257)
= 1,47
(по п. 45 расчета r'c = rс = 34,42 • 10-6 Ом; r2 = 48,48•10-6 Ом). Приведенное сопротивление ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока
r'2ξ = Кr r'2 = 1,47 • 0,092 = 0,311 Ом.
58. Индуктивное сопротивление обмотки ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока по рис. 9.58 для ξ = 2 (см. п. 57 расчета) φ' = kд = 0,75; по табл. 9.27, рис. 9.52, а, ж (см. также п. 47 расчета) и по (9.262)
= 0,95
где
|
по п. 47 расчета λп2ξ = λп2 – Δ λп2ξ = 2,39 - 0,30 = 2,63
Δλп2ξ=λ'п2(1-kд)=
= 0,30
по (9.261) — см. также п. 47 расчета
х'2ξ = х'2 Кх = 0,697 • 0,95 = 1,376 Ом.
59. Пусковые параметры по (9.277) и (9.278)
х12п = kμ x12 = 1,52 • 14,68 = 22,31 Ом;
c12п = 1 + = 1,026
60. Расчет токов с учетом влияния эффекта вытеснения тока:
по (9.280) для s =1
Rп = r1 + c1п r'2ξ/s = 0,179 + 1,026 • 0,135 = 0,694 Ом;
Хп = х1 + c1п x'2ξ = 0,586 + 1,026 • 1,376 = 2,656Ом;
по (9.281)
= 138,4 А;
по (9.283)
= 140,4 А.
Расчет пусковых характеристик с учетом влияния вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния
Расчет проводим для точек характеристик, соответствующих s = 1; 0,8; 0,5;0,24;0,2; 0,237; при этом используем значения токов и сопротивлений для тех же скольжений с учетом влияния вытеснения тока (см. табл. 9.37).
Данные расчета сведены в табл. 9.38. Подробный расчет приведен для s = 1.
Таблица 9.38. Расчет пусковых характеристик асинхронного двигателя
с короткозамкнутым ротором с учетом эффекта вытеснения тока
и насыщения от полей рассеяния (см. табл. 9.33)
Р2ном = 30 кВт; U1 = 220/380 В; 2р = 6; I1ном = 59,16 A; I'2ном = 54,05 А;
х1 = 0,586 Ом; х'2 = 0,697 Ом; х12п = 21,31 Ом; r1 = 0,179 Ом;
r'2 =0,092 Ом; sном = 0,026; СN = 1,023
№ п/п | Расчетная формула | Раз-мерность | Скольжение s | |||||
0,8 | 0,5 | 0,2 | 0,1 | sкр=0,072 | ||||
kнас | — | 1,35 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,05 | 1,08 | |
Fп.ср = 0,7 | А | |||||||
ВФδ = Fп.ср 10-6 / (1,6 δ CN) | Тл | 3,42 | 3.38 | 3,05 | 2.63 | 2.02 | 1,91 | |
kδ = f (ВФδ) | — | 0,66 | 0,68 | 0,72 | 0,75 | 0,87 | 0,88 | |
c1 = (tz1 - bш)(1 - kδ) | мм | 3,74 | 3,52 | 3,08 | 2,75 | 1,43 | 1,32 | |
λп1нас = λп1 - Δ λп1нас | — | 1,29 | 1,3 | 1,32 | 1,33 | 1,41 | 1,42 | |
λД1 = kδ λД1 | — | 1,16 | 1,19 | 1,26 | 1,32 | 1,54 | 1,54 | |
х1нас = х1 ∑ λ1нас / ∑ λ1 | Ом | 1,084 | 1,094 | 1,112 | 1,127 | 1,187 | 1,192 | |
с1п = 1 + х1нас / х12п | — | 1,012 | 1,012 | 1,012 | 1,012 | 1,013 | 1,013 | |
с2 =(tz2 – bш2)(1 - kδ) | мм | 5,95 | 5,6 | 4,9 | 4,37 | 2,27 | 2,1 | |
λп2ξнас = λп2ξ - Δλп2нас | — | 2,26 | 2,26 | 2,27 | 2,28 | 2,35 | 2,36 | |
λД2 = kδ λД2 | — | 1,13 | 1,17 | 1,23 | 1,29 | 1,49 | 1,51 | |
х'2ξнас = х'2 ∑ λ2ξнас / ∑ λ2 | Ом | 1,163 | 1,177 | 1,194 | 1,208 | 1,267 | 1,272 | |
Rп.нас = r1 + c1п.нас r'2ξ / s | Ом | 0,694 | 0,739 | 0,9 | 0,629 | 2,861 | 3,1 | |
Хп.нас = х1нас + с1п.нас х'2ξнас | Ом | 2,26 | 2,28 | 2,32 | 2,35 | 2,47 | 2,48 | |
I'2нас = U1 / | А | 160,3 | 158,2 | 152,4 | 132,9 | 100,5 | 95,5 | |
I1нас = I'2нас | А | 162,3 | 160,2 | 154,4 | 134,6 | 96,6 | ||
k'нас = I1нас / I1п (сравнить с принятым в п.1 kнас) | — | 1,32 | 1,27 | 1,24 | 1,09 | 1.05 | 1,06 | |
I1* = I1нас / I1ном | — | 5,2 | 5,1 | 4,8 | 4,3 | 3,2 | 3,1 | |
М* = | — | 0,78 | 1,9 | 1,1 | 2,1 | 2,4 | 2,6 |
|
61. Индуктивные сопротивления обмоток. Принимаем kнас = 1,35:
по (9.263)
= 4488 А
по (9.265)
=1,023;
по (9.264)
= 3,42 Тл
Пo рис. 9.61 для ВФδ = 3,42 Тл находим kδ = 0,66.
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения:
по (9.266)
сЭ1 = (tz1 – bш1)(1 – kδ) = (16 – 3,7)(1 – 0,66) = 3,74;
по (9.269)
= 0,53
[hк = = 2,95 мм (см. рис. 9.73)];
по (9.272)
λп1нас = λп - Δλп1нас = 1,82 – 0,53 = 0,29.
Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения по (9.274)
λД1нас = λД1 кδ =2,60 • 0,66 = 1,16.
Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора с учетом влияния насыщения по (9.275)
= 1,084 Ом
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки ротора с учетом влияния насыщения и вытеснения тока:
|
по (9.271) (см. п. 47 и 58 расчета)
= 0,532
где по (9.270)
сЭ2 = (t2 - bш)(1 - kδ)= (16 – 3,7)(1 - 0,66) = 5,95
(для закрытых пазов ротора hш2 = h'ш + hш = 0,3 + 0,7 = 1 мм);
по (9.273)
λп2нас = λп2ξ - Δλп2нас = 2,79 - 0,532 = 2,26.
Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния ротора с учетом влияния насыщения по (9.274)
λД2нас = λД2 кδ = 2,81 • 0,66 = 1,13.
Приведенное индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения по (9.276)
= 1,163 Ом;
по (9.278)
с1П = 1 + = 1,012
здесь х12п по (9.277).
62. Расчет токов и моментов:
по (9.280)
Rп.нас = r1 + c1п.нас = 0,179 + 1,012 • 0,135/1 = 0,694 Ом;
Хп.нас = Х1нас + с1п.нас х'2ξнас = 1,084 + 1,012 • 1,163 = 2,26 Ом;
по (9.281)
= 160,3 А
по (9.283)
= 162,3 А;
Кратность пускового тока с учетом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения
Iп* = = 5,2
Кратность пускового момента с учетом влияния вытеснения тока и насыщения по (9.284)
Мп* = = 0,78
Полученный в расчете коэффициент насыщения
= 1,32
отличается от принятого kнас =1,35 менее чем на 3 %.
Для расчета других точек характеристики задаемся kнас, уменьшенным в зависимости от тока I1 (см. табл. 9.37);
принимаем при
s = 0,8 kнас = 1,27;
s = 0,5 kнас = 1,24;
s = 0,2 kнас = 1,06;
s = 0,1 kнас = 1,01.
Данные расчета сведены в табл. 9.38, а пусковые характеристики представлены на рис. 9.75.
63. Критическое скольжение определяем после расчета всех точек пусковых характеристик (табл. 9.38) по средним значениям сопротивлений x1нас и х'2ξнас, соответствующим скольжениям s = 0,2... 0,1:
по (9.286)
SКР = = 0,0,725
после чего рассчитываем кратность максимального момента: М*max = 2,5 (см. табл. 9.38).
Спроектированный асинхронный двигатель удовлетворяет требованиям ГОСТ как по энергетическим показателям (КПД и сos φ), так и по пусковым характеристикам.
Тепловой расчет
64. Превышение температуры внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри двигателя по (9.315)
Δυпов1 = К = 85,3 ºС
[по табл. 9.35 К = 0,18; по (9.313)Р'э.п = kp Pэ1 =1,07•1880•2•0,163/0,818 = 801 Вт, где из табл. 9.36 для s = sном находим Рэ1 = 1880 Вт; по рис. 9.67, б а 1 = 98 Вт/м2 ºС; kp = 1,07]
65. Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора по (9.316)
=
=3,8ºC
[по (9.317) Пп1 = 2hпк + b1 + b2 = 2 • 31,6 + 10,2 + 14 = 84,4 мм = 0,084 м; для изоляции класса нагревостойкости F λэкв = 0,16 Вт/м2, по рис. 9.69 для d/dиз = 1,5/1,585 = 0,95 находим λ'экв = 1,5 Вт/(м2•°С)].
66. Перепад температуры по толщине изоляции лобовых частей по (9.319)
=0,70 ºС
[по (9.314)
Р'э.л1 = kp Pэ1 = 1209 Вт;
Пл1 = Пп1 = 0,084 м; bиз.л1 max = 0,05 мм].
67. Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри двигателя по (9.320)
= 34,6 ºС
68. Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри двигателя по (9.321)
=[(85,3+3,8) •2•0,163
+ (0,70 + 34,6) •2•0,246] / 0,818 = 52,8 ºС
69. Превышение температуры воздуха внутри двигателя над температурой окружающей среды по (9.322)
= 2600 / (1,22•22) = 96,8 ºС
[по (9.326)
∑Р'в = ∑Р' - (1 - К)(Р'э.п1 + Pст.осн) - 0,9• Рмех = 3890 - (1 - 0,19) • (801+584) - 0,9 • 186 = 2600Вт,
где по (9.324)
= 3702 + (1,07 - 1)(1880 + 806) = 3890 Вт;
∑P = 3702 Вт из табл. 9.36 для s = sном; по (9.327) sкop = (πDa + 8Пр)(l1 + 2lвыл1) = (π • 0,392 + 8 • 0,41)(0,163 + 2 • 0,0543) = 1,22 м2, где по рис. 9.70 Пр = 0,41 м для h = 225 мм; по рис. 9.67, б а в = 22 Вт/(м2 •°С) для Dа = 0,392 м].
70. Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой окружающей среды по (9.328)
= 52,8 + 968 = 62,48° С.
71. Проверка условий охлаждения двигателя.
Требуемый для охлаждения расход воздуха по (9.340)
= 1,08 м3/c
[по (9.341)
km = m' = 2,5 = 4,94
Расход воздуха, обеспечиваемый наружным вентилятором, по (9.342)
Q'в =0,6 D3а = 0,6•0,3923 = 1,56 м3/c.
Нагрев частей двигателя находится в допустимых пределах.
Вентилятор обеспечивает необходимый расход воздуха.
Вывод: спроектированный двигатель отвечает поставленным в техническом задании требованиям.