В Российской Федерации наряду с формирующейся системой работы с детьми с отклонениями в развитии и поведении функционирует стройная система специальных образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Создаются и действуют специальные образовательные учреждения. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее коррекционное учреждение) I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, для коррекции и компенсации отклонений в психофизическом развитии, получение общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. С ними проводятся фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и совершенствования навыков произношения в ходе всего образовательного процесса. Для глухих детей со сложной структурой дефекта в составе образовательное учреждение I вида организуются классы, работа в которых строится по специальным учебным планам.
Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различнуюстепень недоразвития речи) и позднооглохших (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовке к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе. Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих детей позднооглохших детей создаются два отделения: 1 – для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2 – для воспитанников с глубоким недоразвитием слуха.
|
Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушением зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте; общий срок обучения – 12 лет. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4), для продолжения лечения зрения. При необходимости может быть организовано совместное обучение незрячих и слабовидящих детей.
Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. В 1-е отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. Во 2-е отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В случае устранения речевого дефекта воспитанники с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательной учреждение общего типа.
|
Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата с целью восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечение коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности. Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в развитии после получения начального общего образования.
|
Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Трудовое обучение в Х-ХI классах при наличии производственной базы носит характер углубленной трудовой подготовки.
Для детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, совершивших правонарушения, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, достигшим к моменту совершения правонарушения одиннадцатилетнего возраста и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специальные закрытые образовательные учреждения, учредителями которых могут быть только органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Таким образом, в Российской Федерации существуют организации и образовательные учреждения специализированной помощи детям с проблемами в развитии:
1. Под ведомством Министерства специального и общего образования РФ:
- специальные дошкольные учреждения или специализированные группы в дошкольных учреждениях общего типа;
- специальные (коррекционные) школы;
- специальные школы-интернаты;
- специальные детские дома;
- специализированные классы в общеобразовательных массовых школах;
- коррекционные кабинеты;
- логопедические пункты;
- специальные закрытые образовательные учреждения.
2. Под ведомством Министерства здравоохранения РФ:
- специализированные ясли;
- дома ребенка;
- детские поликлиники;
- отделение детских больниц;
- детские санатории;
- центры комплексной патологии.
3. Под ведомством Министерства труда и социального развития РФ:
- дома интернаты для инвалидов;
- реабилитационные центры.
Резюме
Таким образом, предметом исследования коррекционной педагогики является процесс обучения и воспитания детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, испытывающими временные адаптационные трудности и сложности в освоении образовательных программ. Она призвана помочь в решении следующих задач:
1. Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.
2. Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в развитии и девиациями в поведении.
3. Выявить ведущие тенденции в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
4. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
5. Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы.
6. Определить организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
7. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками и девиациями в поведении.
К основным категориям коррекционной педагогики относят формирование, развитие, отклоняющееся развитие, коррекция развития, воспитание, обучение, образование, отклоняющееся поведение, коррекция, коррекция поведения, коррекционная методика.
Существуют общепедагогические принципы, имеющие значение в организации и проведении коррекционной работы и группа собственно коррекционно-педагогических принципов, создающих базу для педагогической коррекции отклоняющегося поведения и развития детей и подростков.
В РФ создаются и действуют специальные образовательные учреждения для детей и подростков с нарушениями в развитии.
Список литературы
1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики/ А.Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А.Сластенина.-М.: «Академия», 2004. -272с.
2. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь/Сост. Н.В.Новотворцева.- СПб.: КАРО,2006.-144с.
3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/Б.П.Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова.- М.: «Академия»,2001.-160с.
4. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике/ И.П. Подласый.-М.: ВЛАДОС,2002.-352с.
5. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ И.В. Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова.- М.: «Академия»,2001.-160с.
6. Специальная психология/Л.И.Аксенова, Б.А.Аохипова, Л.И.Белякова и др; Под ред. Н.М.Назаровой.- М.: «Академия»,2004.-400с.
Вопросы для самопроверки:
- Что является предметом исследования коррекционной педагогики?
- Каковы основные задачи коррекционной педагогики?
- Перечислите и охарактеризуйте группу собственно коррекционно-педагогических принципов?
- Какова структура государственной системы коррекции, социальной поддержки и защиты детей и подростков с проблемами в развитии?