Урок музыки
Класс
Тема: Балет «Щелкунчик» в творчестве П.И. Чайковского.
Цель: знакомство с балетом «Щелкунчик» в творчестве П.И. Чайковского.
Задачи:
- формировать умение слушать классическую музыку;
- развивать музыкальную память;
- развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку;
- воспитывать уважение и интерес к творчеству русских композиторов.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, фортепиано, ноты.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Проверка подготовки к уроку.
Актуализация знаний
- Каких русских композиторов вы знаете?
- Какие классические произведения русских композиторов вы можете назвать?
Постановка учебной задачи
Прослушивание фрагмента балета «Щелкунчик» «Танец феи Драже».
- Кто узнал музыкальное произведение? Как оно называется?
- Кто автор музыки сказки-балета «Щелкунчик»?
- Правильно. А теперь подумайте и сформулируйте цель сегодняшнего урока.
Объяснение нового материала
Данный этап урока проходит в форме беседы.
Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Родился в 1840 году в городе Воткинске Удмуртской АССР.
– Какие музыкальные произведения были созданы композитором? (Ответы учащихся)
Он сочинил большое количество произведений: «Времена года»; «Детский альбом», куда он поместил 24 пьесы для маленьких любителей музыки; оперы; 3 балета: «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
– Какое литературное произведение послужило основой для балета «Щелкунчик»? (Ответы учащихся)
Основой для балета «Щелкунчик» послужила детская сказка немецкого писателя Э.Т. Гофмана об удивительных приключениях девочки Клары, которые приснились ей после весёлого праздничного вечера новогодней ёлки. Как часто бывает и в народных сказках, реальная жизнь переплетается с вымыслом и фантастикой. Клара, её брат и их родители, гости, приглашённые на праздник, старый фокусник – всё это реальные персонажи балета. А щелкунчик, король мышей, игрушки и лакомства в царстве сладостей – сказочные.
|
В балете 2 действия. События происходят зимой в канун Нового года.
… Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно маршируют и танцуют вокруг наряженной ёлки. (Звучит марш).
Но в зале появляется новый гость – фокусник. В его руках игрушки, и среди них забавная кукла, умеющая раскалывать орехи. Это Щелкунчик. Новая игрушка особенно нравится Кларе. И когда её брат сломал Щелкунчика, засунув ему большой орех, Клара очень огорчилась. Праздничный вечер заканчивается. Гости разъезжаются. Кларе тоже пора спать. Она укладывает сломанного Щелкунчика в кровать своей самой любимой куклы и с грустью уходит. Но Кларе не спиться. Тихо пробирается он к Щелкунчику. Лунный свет освещает зал. Кларе кажется, что ёлка начинает расти, куклы и игрушки оживают.
Вдруг из всех щелей выползают мыши. Злое мышиное войско уничтожает пряничных солдатиков. Тогда храбрый Щелкунчик созывает оловянных солдатиков и набрасывается на мышиное войско. Оно отступает. Мышиный король вступает в поединок со Щелкунчиком. И когда он уже готов убить Щелкунчика, Клара снимает с ноги туфельку и бросает её в мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит врага и мышиное войско обращается в бегство. Щелкунчик превращается в прекрасного юношу-принца. Он благодарит Клару за спасение и приглашает её следовать за ним. Оба отправляются в путь. Зал превращается в зимний еловый лес. Метель кружит танцующие снежинки.
|
Второе действие балета происходит в волшебном царстве сладостей. Фея Драже в сопровождении свиты торжественно встречают принца Щелкунчика и Клару. Начинается праздник. Появляется стол с роскошными яствами. Шоколад, кофе, чай, леденцы, цветы – все танцуют. И как это всегда бывает в сказке добро победило зло. Вот такой чудесный сон приснился в новогоднюю ночь девочке Кларе. А теперь послушаем фрагменты из балета «Щелкунчик».
Практическая работа
Прослушивание фрагментов из балета «Щелкунчик»:
1. Марш;
2. «Танец пастушков»;
3. «Вальс цветов».
Проверка знаний
Самостоятельная работа по вариантам. Необходимо ответить на вопросы:
1. С творчеством какого композитора вы сегодня познакомились?
2. Напишите название страны, где он родился и создавал свои произведения.
3. Какие музыкальные произведения были созданы этим композитором?
4. Определите характер музыкальных образов Щелкунчика и Мышиного короля.
5. Перечислите музыкальные инструменты, звучание которых вы услышали в данном произведение.
Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Составить сообщение и подготовить презентацию (3 слайда) о композиторе, творчество которого вам нравится.