Экспериментальная работа по исследованию уровня развития самооценки у обучающихся в начальной школе была проведена на базе МБОУ «СОШ № 10» г. Троицка.
В эксперименте принимали участие два класса: 1-й (7–8 лет) и 4-й (10–11 лет) по 25 человек от каждого класса.
Цель эксперимента: сравнить уровень развития самооценки у обучающихся 1-ого и 4-ого класса. Для оценки использовалась методика «Дерево» (автор Джон Лампен в адаптации Л.П. Пономаренко) [37, с. 112].
Сущность методики заключается в том,чтоученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и
под ним человечки. Каждый учащийся, после инструкции психолога выбирает на свое усмотрение человека и разукрашивает его карандашом.
Перед началом тестирования был предложен раздаточный материал (рисунок 2.1.1) и проведён инструктаж: «Рассмотрите, пожалуйста, внимательно это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный цвет и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, т.е, похож на вас, ваше настроение и положение в классе. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. После выполнения этого задания напишите своё имя».
Интерпретация результатов проводилась исходя из того, какую позицию выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное положение. Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер (таблица 2.1.1).
Рисунок 2.1.1 – Раздаточный материал «Дерево»
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают, как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
|
Таблица 2.1.1 – Характеристика номера позиции фигуры
№ позиции фигуры | Характеристика |
1, 3, 6, 7 | Дети, которых не пугают трудности, легко преодолевающие препятствия на своём пути. |
2, 11, 12, 18, 19 | Общительные и умеют дружить. |
Обычно выбирает ребёнок, которого всё устраивает, он хочет добиться успехов, не затрачивая никаких усилий. | |
Застенчивые, стеснительные, быстро утомляющиеся, физически слабые. | |
Олицетворяет тягу к развлечениям. | |
13, 21 | Отстраненные, замкнутые, тревожные. |
Отстраненность от учебного процесса, уход в себя. | |
10, 15 | Легко адаптирующиеся к новым условиям, прекрасно чувствующие себя в детском коллективе. |
Кризисное состояние и внутренний страх. | |
Выбирают как перспективу, учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. | |
Ребёнок, подстраивающийся под чужое мнение и готовый идти на жертвы. | |
обычно выбирает ребёнок, не умеющий справляться с возникающими трудностями. |
Следует заметь, если обучающийся выбрал человечков по номерам 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 15, 18, 19, то у него адекватная здоровая самооценка.
Номер 20 выбирают обучающейся с завышенной самооценкой и лидерскими качествами. Номера позиции фигурок 5, 8, 13, 14, 16, 17, 21 означают низкую самооценку.
Кроме того, в работе была использована методика «Определение уровня самооценки», автор которого является С.В. Ковалёв[ ], для определения уровня самооценки у учащихся 4 класса и сравнения уровня развития самооценки у мальчиков и девочек.
|
В эксперименте принимали мальчики и девочки, в возрасте 10–11 лет по 14 и 11 человек соответственно.
Данный тест-опросник представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.
Перед началом исследования были предложены каждому ученику листы с утверждениямии проведён инструктаж: «Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:
4 – очень часто;
3 – часто;
2 – иногда;
1 – редко;
0 – никогда».
Были представлены следующие суждения:
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность за учебу.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
|
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто понапрасну волнуюсь.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.
Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям:
– сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором ученик, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и разумно оценивает свои действия, поступки;
– сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Ученик с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований;
– сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором ученик нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.