Обереговая функция гердана.




История гердана.

Гердан — у, ч. Шийна жіноча прикраса в Галичині, на Буковині та Закарпатті у вигляді плескатого ланцюжка або ажурного комірця з різнокольорового бісеру … Український тлумачний словник

Гердан, имеющий и другие названия – герданка, селянка, плетеник или гирданик, представляет собой изысканное женское украшение из бисера. Традиционно плели украшения из бисера также и в некоторых регионах Украины. Иногда герданы выглядели в виде шерстяной полоски или ажурного воротничка из бисера, которыми в Галичине, на Буковине и в Закарпатье женщины украшают шею или голову, а мужчины — шляпы. Часто герданы имеют форму петли из сплошной или ажурной полоски разной ширины, которая надевается через голову на шею; концы соединены спереди медальоном. Одно и то же украшение в разных регионах, даже селах могла называться по-разному. На востоке Украины это украшение было неизвестно. Вероятно, вид гердана — «силянка» пришел в Галичину из Венгрии. Подобные гердану украшения, называются Маржела (margele) также распространены в румынской части Буковины.

Популярность бисера ощутима в украинской народной культуре XIX века. Сохраненные в музейных коллекциях, бисерные украшения с этой эпохи свидетельствуют о высокой степени развития технологии, а орнамент и палитра этих произведений отражает местные художественные особенности. К началу XX в. украшения из бисера становятся важной составляющей народного костюма западных областей Украины, а также отдельных сел Восточного Полесья и Среднего Поднепровья. В ансамбле одежды они выполняют декоративную и обереговую функции и вместе с тем выступают красноречивым признаком возраста и общественного положения лица. Герданы – это красивые ожерелья в украинском стиле, которые плетут из бисера. Также с помощью этого материала мастера делали красивые кошельки, сумки, платки, пояса и другие детали одежды. К XIX веку в Украине уже было распространено плетение, вышивание, вязание из бисера. Цвета, орнамент и схемы изделий различались в каждом регионе страны, несли разный смысл и художественные особенности местности. Но функция у них была одинаковая, гердан носили как украшение, его считали оберегом, он содержал информацию о возрасте и общественном положении человека.

Родина бисера — Древний Египет, где из непрозрачного стекла изготавливали искусственные жемчужины, которые по-арабски назывались «бусра» (во множественном числе «бусер»), отсюда и пошло его название. Еще в Древнем Египте были известны украшения из бисера, они украшали одежду фараонов. Из Византии украшения из бисера передавались в Европу. Здесь бисерное шитье расцвело в ХIII веке. А потом бисер начали производить в Венеции, которая и по сей день сохранила почетный титул «столицы стекла». На территории нашей страны - Украины, бисер был известен еще во времена Киевской Руси, о чем свидетельствуют археологические данные и письменные источники. Наши предки знали стеклянные бусы и бисер не только благодаря торговым отношениям со странами Ближнего Востока и Византии. Многочисленные изделия и украшения, найденные в захоронениях VIII-IX XII в., свидетельствуют о широком развитии стекольного дела на Руси. Время широкого применения бисера в Украине — это конец XVIII — первая половина XIX в. Вышивали, вязали, ткали, плели, украшали самые разнообразные предметы быта — панно, подушки, кошельки, кисеты, подвязки, шнурки, нити бисера вплетали в пряжу. На основе старых образцов первой половины XIX в. можно предполагать, что древнейшим способом изготовления герданов было нанизывания бисера на леску (волос с конского хвоста) или прочную нить, кончик которой замачивали в воск. Искусство компоновки бисерных украшений живет в Карпатах издавна, оно стало органическим и традиционным достоянием народа, неотъемлемой частью поэтики и колорита края. Среди прекрасных гор, шума водопадов и разнообразие цветущих долин, резных крылец, нарядных расписанных домов, деревянной посуды и вышиванок пролегла бисерная радуга.

 

Обереговая функция гердана.

Украшения из бисера испокон веков имели назначения оберегов. Даже злой глаз остановится прежде всего на искусно изготовленной вещи. Мастера бисера не садятся в плохом настроении за работу, чтобы не передать свои хлопот на чувствительные бисерные бусины, а через них на других людей.

Изготовление бисерных изделий в Украине имеет древнюю традицию. Для наших прабабушек выйти в свет без единого украшения на шее – это как будто появиться нагой на людях. С давних пор шейные украшения были, в первую очередь, оберегом. И человек ощущал себя защищенным перед стихией, злыми духами, колдовством. Герданы, силянки - воротники, объемные плетенки выполняли не только эстетическую функцию. Украшение должно было защитить своего владельца от внешнего негативного влияния, окружить его «доброй энергетикой», также быть красивым и привлекательным, чтобы отворачивать повышенное внимание от самого человека. Кроме этого пребывание в окружении красоты является для человека насущной духовной потребностью.

Орнамент.

Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств, главным образом прикладных. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Геометрический орнамент, возникший в древности — это своеобразные условные знаки, с помощью которых мастер выражал свое мировосприятие. Горизонтальная линия означала землю; волнистая — воду, огонь — в виде креста; ромб, круг или квадрат символизировали солнце. Гуцулы отдают предпочтение ярким, насыщенным цветам, как перенесенным из лесов, лугов, потоков и водопадов. Голубые цвета встречаются в украшениях с. Шешоры, которое славится своими водопадами — «гуками». Широкие, богатые силянки с мелким ажуром, где преобладают темные, фиолетово-синие цвета, которые напоминают красоту карпатской ночи, характерные для сел Верховинского района. Четкостью композиций достаточно больших мотивов отмечаются бисерные украшения сел Река и Вербовец Косовского района. На Косовщине фон старинных герданов нанизывали из белого бисера, который подчеркивал красочность отдельных элементов узора — ромбов, кружков, колец, крестиков. Украшения Снятинского района характеризуются сочетанием белого, желтого, зеленого и голубого цветов. Буковина — это буйство зеленого растительного орнамента. Несколько отличный характер украшений с. Космач Косовского района. Они отличаются ювелирным исполнением, узоры компонуются из малых ромбов, мелких пятнышек, которые закрывают весь фон. В цветовой гамме преобладают оттенки желтого, в которые вплетаются белые, зеленые, красные, голубые — все краски золотой осени.

Орнаменты содержат в себе знаки, передающие зашифрованный смысл. Такими знаками можно назвать цвета, а также символы, заключенные в узорах. Самые распространенные орнаменты – геометрические. Их создано большое количество, часть из них дошли к нам еще с трипольской культуры. Также используются растительные орнаменты (цветы, деревья, листья) и зооморфные (животные, птицы).

В схемах при создании гердана используются символы:

-Круг, не имеющий начала и конца, бесконечный и всеобъемлющий, являлся универсальным символом. Во многих традициях круг олицетворял солярный (солнечный) культ, представлял собой вселенское пространство, Космос. В христианском культе круг связан с понятием мира и бесконечности, небесного сияния, небесной сферы.

- Квадрат являлся основой орнаментального декора многих древних культур. Квадрат, заполненный внутри точками или линиями, обозначал у славянских племен засеянное поле.

-Зигзагообразный и спиралевидный мотивы, часто встречавшиеся на бытовых и культовых предметах, условно обозначали либо море, либо молнию. Спиралевидный орнамент являл собой как бы прототип движения некоторых небесных тел. Спираль – знак мудрости. В этом знаке цвета имеют определяющее значение. Если цвета спирали в фиолетовых или синих тонах, то этот знак означает сокровенные знания. Если цветовая гамма красно-бело-черная, то этот знак может защищать от всех темных сил.

-Толкования треугольника являются самыми разнообразными по форме. В древних культурах треугольник, направленный вершиной вниз, рассматривался как «символ воды» (направление падающей капли), а с вершиной направленной верх – как символ огня (язык пламени). Наложенные один на другой, они образуют собой замкнутую дуальную систему, шестиконечную звезду. Появление треугольника связывали с магическим числом три или триединством понятий. В христианстве и иудаизме равносторонний треугольник вершиной вверх был знаком высшего божества. В средние века треугольник воспринимался как олицетворение Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В славянской вышивке треугольник – символ человека, общения людей

- Ружа – звезда с восемью лучами, символизирует жизнь или солнце.

- Бесконечность, кривулька, волнистая линия – символы водной стихии, дающей жизнь людям и всему живому на земле.

- Крест. Одним из самых мистический и распространенных геометрических элементов по праву считался крест. Символизирует объединение противоречий. Горизонтальная линия креста – женский аспект, земля, материя. Вертикальная – мужской аспект, творческое начало, небо и дух. Это противоречие может быть понято и как единство времени, символом которого является горизонтальная линия, и вечности, представленной вертикалью, причем вечность может пересекать время в любой точке. Место пересечения обеих линий, в котором оба аспекта сливаются воедино, одновременно становится источником энергии, из которой мир развивается во всех четырех направлениях. Крест внутри круга, помимо космологического значения, является символом деления года на четыре части.

 

- Звезда Алатырь (Крест Сварога)

Восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной, - Алатырь, камень-заря, на котором отдыхают и набираются силы Боги, Алатырь-камень - основа мира. От этого названия пошло название олтарь, алтарь. Алатырь - Око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной. Алатырь вышивают на рубашках ведающих людей, или как оберег в далекий и опасный путь. Знак подходит как мужчине, так и женщине. На рушниках вышивают, когда посвящают их в Храмы, на жертвенные столики, Покутье - Символ Рода. В нем сокрыты все четы и резы (руны), сварги, круги, триглавы и двуглавы, ужи и другие священные знаки, ибо он - основа и конец. Все другие обереги лишь малые проявления его. Алатырь - это гармония Вселенной. Союз мужчины и женщины - это гармония. Синий - женский цвет. красный - мужской. При соединении двух этих цветов получается Вселенная -мужчина и женщина.

Разнообразные комбинации вышеперечисленных символов в искусстве орнамента подчас призваны раскрыть сакральный смысл предмета, его предназначение или применение. Но если рассматривать геометрический орнамент вне зависимости от его аллегорически-символического значения, то становится ясно, что художник часто преследовал чисто художественную цель — украсить предмет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: