Современные представления об агрессии. Агрессивность, как личностная характеристика.




Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности – сегодня большинство людей на словах отвергает агрессию, но при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.

В отечественной психологии изучение агрессивности и агрессивного поведения рассматривается во взаимосвязи с проблемами общения, конфликтно, социального статуса, занимаемого детьми в группе (А.С.Залужный, 1928; А.Б.Залкинд, 1929); в рамках теории ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, 1946); с позиции персонализации (А.В. Петровский, 1987); в русле теории переживания (Ф.Е. Василюк, 1984); в аспектах статусной психотерапии и коррекции агрессивного поведения (В.С.Мухина, 1985; Я.Л.Коломинский, 1984; Ю.В. Егошкин, 1995; Л.М. Семенюк 1991,1998 и др.); с позиции изучения аффекта (Л.С.Славина, 1966); темперамента (В.С.Мерлин, 1976); воли (В.И.Селиванов, 1966). Специфическими признаками агрессии признаются: воздействие на ситуацию, социальная направленность, удовлетворение как физиологических, так и социальных потребностей индивида (А.Г.Асмолов, В.В.Бойко, О.Ю.Михайлова, А.И.Харченко).

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение».

В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, этническими предрассудками) и разрушительными действиями.

Содержание понятий агрессия и агрессивность различается.

Под агрессией понимаются любые действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким, и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда.

Отличия в определениях агрессии обычно связаны с другими, но также очень важными критериями.

Так, Э.Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту.

Р.Бэрон специально фиксирует внимание на данном критерии и подчеркивает, что в качестве агрессивных могут рассматриваться только те действия, которые причиняют вред живым существам.

Агрессивность определяют как личностное свойство, проявляющееся в готовности к агрессии, а также как черту характера, как одну из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми.

В первоначальном смысле быть агрессивным означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». В современной психологии понятие «агрессивность человека» имеет несколько значений. Различают агрессию как следствие фрустрации; инструментальную агрессию как способ достижения значимой цели; ситуативную агрессию - человек, бросившийся защищать девушку от хулиганов, иногда вынужден действовать агрессивно; агрессивность как свойство личности, предрасположенность человека совершать акты физической или вербальной агрессии, направленной против других людей.

Змановская Е.В. отмечает, что агрессия как внутренняя побудительная тенденция — это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность - склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий является индивидуальной особенностью. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи, с чем основным способом оцен­ки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих про­явлений [4].

Таким образом, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту; а агрессивность - это готовность к агрессивным действиям в отношении другого. В этом плане, очевидно, можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивой личностной особенности мировосприятия и миропонимания.

Уровень агрессивности, будучи биологически детерминированным, в человеческой среде подвергается определенным видоизменениям и определяется как степенью социализации, так и этнокультурными нормами, требованиями, установками.

Идеи Ж.-Ж. Руссо о "добродушном дикаре" и об идеальном безагрессивном обществе предполагают, что люди в своем естественном состоянии являются добрыми, счастливыми и добропорядочными существами [2]. Эти идеи оказали влияние на многих антропологов. Современный американский антрополог Э. Монтэгю приложил массу усилий, доказывая, что агрессивное поведение - продукт культуры. Проведя исследования по антропологии детства у "мирных" народов (бушмены Кунг Ботсваны, эскимосы Аляски, папуасы форе Новой Гвинеи), он попытался доказать, что в культурах, где агрессивное поведение детей не поощряется, оно отсутствует. Действительно, в процессе воспитания детей у этих народов стимулируются развитие дружелюбия, взаимопомощи, готовность к компромиссу, а любые конфликты между детьми старшие пытаются свести к шутке и игре.

Однако, данные археологов, историков, культурных антропологов и психологов свидетельствуют о том, что агрессия сопровождала человека на всем протяжении его эволюции и продолжает присутствовать в современном мире. Не только угрозы, но и летальная агрессия зарегистрированы в самых различных по социальной структуре, уровню экономического развития, географическому местоположению общества, у охотников-собирателей (австралийские аборигены), у земледельцев (янамами Венесуэлы, джебуси Новой Гвинеи) и скотоводов. То есть агрессия это вовсе не побочный продукт индустриальной культуры.

Однако, существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека.

Отмечается, что не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения как агрессивных действий всегда является результатом сложного взаимодействия факторов [5].

В теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения [3]. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения».

С позиции социального научения люди наделены нейропсихологическими механизмами, обеспечивающими возможность агрессивного поведения, но активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролируется сознанием. Поэтому различны формы агрессивного поведения, частота его проявлений; ситуации, в которых оно развертывается, а также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом определяются факторами социального научения. На основе многочисленных исследований было выявлено, что агрессивность и жестокость как свойства личности формируются преимущественно в процессе ранней социализации — в детском и подростковом возрасте.

Часто агрессивное поведение связано с эмоцией страха, а страх может перерастать в агрессию. Самые разнообразные опыты на животных подтверждают наличие этой связи. Если на группу животных нагонят страх, они становятся агрессивнее. То жепроисходит и с толпой людей или обществом в целом.

Достаточно распространенным является мнение, что агрессия может быть вызвана внешними причинами, и если их убрать, она проявляться не будет. Этологи показали, что это не совсем так. Даже при отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт может возрастать, как бы накапливается. А порог запуска агрессии снижается, и все более мелких поводов оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу.

Это подтверждено во многих интереснейших опытах. Один из них, доступный каждому аквариумисту, описал К.Лоренц: возьмите пару семейных рыб - циклид и поместите к ним в аквариум какой-нибудь источник конфликтов - третью циклиду или другую задиристую рыбку. Пара циклид будет с ними драться, а между собой поддерживать самые добрые отношения. Уберите теперь объект агрессии - и через некоторое время самец начнет нападать на самку. Теперь разделите аквариум стеклом пополам и в другую половину поместите другую пару циклид. Пары будут враждовать между собой через стекло, и в результате внутри каждой пары будет царить мир. Сделайте стекло полупрозрачным - и в обеих парах возникнут конфликты.

Не нашедшая выхода агрессия грозит индивиду тяжелыми последствиями (3. Фрейд). Но сегодняшний человек потому и страдает от недостаточной разрядки агрессивных побуждений, что цивилизация, со своими порядками, не дает возможности для нормальных проявлений естественных наклонностей и разрядки агрессивной энергии (К. Лоренц). Так как вытеснение агрессии не решает проблемы, то в известной мере «нужно разрушить другое и других, чтобы не разрушить самого себя» (3. Фрейд) [5].

 

В обычной жизни наша агрессивность ситуативно разряжается через массу незначительных конфликтов со многими людьми.

Мы можем научиться управлять своей агрессивностью, но полностью устранить ее не можем, поскольку в разных ситуациях и на некоторых этапах развития (раннее детство, подростковый период) она является необходимым условием безопасности и направленна на защиту от возникающих в ситуациях жизнедеятельности внешних угроз.

Однако, против утверждения, что агрессию человека следует рассматривать как инстинкт, свидетельствуют факты, полученные из наблюдений и экспериментов над представителями других биологических видов.

Например, в исследованиях Зинг Янг Куо попытался рассеять распространенный миф о том, что кошки ловят крыс и убивают их, повинуясь инстинкту. Его эксперимент был чрезвычайно прост: исследователь вырастил котенка в одной клетке с крысой. И котенок не пытался атаковать крысу. Когда он вырос, он не желал ловить и убивать других крыс. Однако данный эксперимент еще не доказывает, что агрессивное поведение не является инстинктивным, он демонстрирует, что агрессивное поведение можно подавить, соответствующим образом организовав воспитание в раннем возрасте [2].

Таким образом, накопленные экспериментальные данные в той или иной мере подтверждают все основные теории агрессии, а это говорит лишь о многоаспектности и многоплановости феномена агрессии, о полифакторной обусловленности агрессии, как поведенческого акта, и агрессивности, как свойства личности. Справедливости ради необходимо отметить, что экспериментально, все-таки, наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: