Виды музейной деятельности
Виды музейной деятельности:
1. Научно-исследовательская.
2. Фондовая (научно-фондовая) — изучение музейных предметов; комплектование фондов музея; учет музейных фондов; хранение музейных фондов (соблюдение режима; консервация и реставрация; упаковка и транспортировка).
3. Экспозиционная — построение экспозиций.
4. Культурно-образовательная — экскурсия; не основные: лекции, консультирование, музейные праздники, встречи, клубы, кружки, ролевые игры, конкурсы, олимпиады и др.
5. Экономическая — менеджмент и маркетинг.
Менеджмент и маркетинг в музейном деле
Сокращение государственного финансирования и снижение количества посетителей в связи с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны, повлекли за собой потерю музеями уверенности в завтрашнем дне.
Постепенно музеи осознали, что если они хотят избежать финансового краха, эффективно конкурировать на рынке досуга, бороться за внимание туристов и создавать дополнительные возможности для образования, у них не остается иного выбора, как перенять некоторые из методов, практикуемые коммерческим сектором. Новая стратегия выживания принесла в традиционный музейный язык новые понятия: менеджмент и маркетинг.
Музейный менеджмент
Одним из основных инструментов менеджмента является перспективный план, в процессе разработки которого четко формулируются желаемые цели и намечаются пути их достижения. Он помогает более тщательно изучить сложившуюся в музее ситуацию и выявить приоритеты с точки зрения распределения финансирования и расстановки сотрудников.
Музейный маркетинг
Музейный маркетинг является тем действенным инструментом, который позволяет не только определять, прогнозировать и удовлетворять нужды потребителей музейных услуг, но в ряде случаев эффективно влиять на формирование этих нужд и даже непосредственно их формировать.
|
В отличие от маркетинга в коммерческих учреждениях, музейный маркетинг привлекает ресурсы в двух формах:
• прямой — за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;
• опосредованной — за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований. Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ. Обе формы некоммерческого маркетинга тесно взаимосвязаны: чем выше социальная значимость музея и общественная привлекательность его программ и проектов, тем больше у него возможностей получать средства из «внешних» источников. В отличие от коммерческого сектора, где потребитель и плательщик выступают в одном лице, в некоммерческом маркетинге потребители и финансовые ресурсы разъединены, но взаимосвязаны: доступ к деньгам открывают общественный интерес и признание.
Поэтому маркетинг музея всегда включает два стратегических направления:
• презентацию и продвижение музея и его деятельности;
• презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг.
менеджмент —
это теория и практика управления учреждением и его
персоналом.
Одним из основных инструментов менеджмента
является перспективный план, в процессе разработки
которого четко формулируются желаемые цели и на-
|
мечаются пути их достижения. Он помогает более
тщательно изучить сложившуюся в музее ситуацию
и выявить приоритеты с точки зрения распределения
финансирования и расстановки сотрудников. Соглас-
но рекомендациям одного из ведущих специалистов
в области музейного менеджмента Роджера Майлза,
в процессе планирования следует учитывать три клю-
чевых момента:
• четко представлять себе, в расчете на кого созда-
ется план и проводится работа, то есть выявить ау-
диторию;
-.«? • достигнуть полного и ясного понимания того, к че-
•!*•.' му стремится музей, то есть выстроить иерархию
целей и задач;
• • проанализировать факторы, ограничивающие во-
площение проекта. Анализ факторов подразуме-
вает выявление имеющихся в распоряжении му-
1 зея финансовых ресурсов, людских ресурсов (не-
обходимые знания и умения), оборудования
и материалов2.
Необходимо, чтобы в разработке перспективного
плана участвовали сотрудники музея, поскольку имен-
но они составляют наиболее важную аудиторию, кото-
рой он адресуется. К созданию плана привлекаются
и другие заинтересованные группы и лица, имеющие
отношение к музею, его политике и стилю работы;
ведь именно они могут оказать музею поддержку в тя-
желые времена. Это местные власти или центральное
правительство, которое часто является основным ис-
точником финансирования музея и в общих чертах оп-
ределяет его политику, вышестоящие руководящие
органы, посетители, исследователи, спонсоры, друзья
музея. Каждая из этих групп, или аудиторий, предъяв-
ляет к музею различные требования и оценивает его
|
работу на основании различных критериев. Успеха
музей добивается в том случае, когда ему удается учи-
тывать и сочетать эти разнонаправленные интересы,
не отдавая предпочтение ни одной из групп.
Основным источником информации, на основе
которого создается перспективный план, являются
сведения о проделанной ранее работе и достигнутых
успехах. Второй по значимости источник идей — это
так называемая «мозговая атака», представляющая со-
бой творческий процесс, в ходе которого небольшие
группы музейных сотрудников пытаются в сжатые
сроки (20 — 30 минут) ответить на вопросы о том, как
должна звучать формулировка миссии музея и каким
образом он может получить наибольший доход от сво-
ей деятельности. Сначала идеи только генерируются
и фиксируются без обсуждения, независимо от того,
сколь невероятными и фантастическими они могут по-
казаться на первый взгляд. Затем один из членов груп-
пы классифицирует ответы, придавая результатам
«атаки» некую структуру; на этом этапе дается оценка
индивидуальным идеям. Предложения одного из чле-
нов группы, как правило, развиваются другими участ-
никами.
Перспективное планирование предполагает по-
стоянную корректировку уже написанного по мере
накопления опыта, пока все части плана не станут со-
гласованным целым. Например, после оценки финан-
совых ресурсов и выявления реально выполнимых ви-
дов работ может возникнуть необходимость пересмот-
реть уже обозначенные цели и задачи.
Согласно методике, предложенной Роджером
Майлзом, непосредственная разработка перспектив-
ного плана состоит из следующих стадий:
1. Формулирование или переосмысление миссии
музея, то есть цели, проясняющей природу и сферу де-
ятельности музея. Например, в лондонском Музее ес-
тествознания она звучит следующим образом: «Обес-
печивать сохранность и дальнейшее развитие музей-
ных коллекций, а также посредством их пропаганды
содействовать изучению и лучшему пониманию окру-
жающей природы, ее рациональному использованию
и наслаждению ее красотой».
2. Анализ существующего положения дел. При этом
особое внимание уделяется выявлению сильных и сла-
бых сторон музея, а также открывающихся возможностей и предстоящих трудностей для развития музея в будущем. Иными словами, анализируются ключевые внешние и внутренние факторы, могущие повлиять на
решение наиболее важных для музея проблем.
3. Определение общего направления развития.
При этом формулируемые цели, согласно «золотому
правилу», должны быть: ч $&**•$;
• актуальными;
• приемлемыми, то есть отражающими интересы
широкого круга заинтересованных лиц, чтобы те
стремились оказать музею поддержку;
• реальными, то есть осуществимыми на основании
имеющихся человеческих, финансовых и матери-
альных ресурсов.
4. Разработка стратегии, отвечающей поставлен-
ным целям (включая четко прописанные конкретные
задачи, решение которых позволит добиться желае-
мых результатов).
5. Обеспечение финансовой базы (бюджета).
6. Разработка механизма мониторинга и оценки
эффективности работы.
ПЭСТ (полит,эк,соц,технологич обстановка) и СВОД (слабые стороны, возможности, опасности, достоинства). Важнейший фактор, обеспечивающий эффективность деятельности музея — это его людские
ресурсы. Стиль управления музеем и его внутрен-
няя организация должны обеспечивать наибольшую
результативность работы, а для этого музей должен
стать единой командой, в которой каждый работник
имеет не только четкий круг задач и обязанностей,
но и возможность продвигать идеи, могущие стать
ценным вкладом в развитие музея. PR может осуществляться разными путями, но прежде всего через сми. Работая со СМИ, музеи рассылают теле- и радио-компаниям и ведущим журналистам:
• пресс-релизы — сообщения, содержащие важную
• • новость или полезную информацию для широкой
аудитории, например, о предстоящем вернисаже;
• пресс-справки — информация о текущих меро-
приятиях, не являющихся сенсацией (например,
о ходе реставрации);
• пресс-пакеты — подборка материалов с приложе-
• ниями и фотографиями.
Проводятся брифинги, пресс-конференции, «круг-
лые столы», публичные дискуссии, презентации; ор-
ганизуются просмотры выставок. В целях формиро-
вания общественного мнения представители музея
выступают в различных клубах и обществах, устраи-
вают приемы для местного сообщества и политичес-
ких лидеров, проводят специальные экскурсии для
VIP-персон.
Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях
Музееведческие исследования призваны формировать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направления исследовательской деятельности музеев: разработка научной концепции музея; исследования в области комплектования фондов; изучение музейных предметов и коллекций; исследования в области охраны и хранения фондов; научное проектирование экспозиций и выставок; исследования в области музейной коммуникации; изучение истории музейного дела; изучение историографии музееведения.
Научно-фондовая работа
Фонды музея представляют собой совокупность всех материалов, которые в соответствии с установленными правилами поступили на постоянное хранение в музей. комплектования фондов.
Изучение музейных предметов состоит из трех последовательных этапов — атрибуции предметов, их классификации и систематизации, а затем интерпретации.
Музейная экспозиция
музейная экспозиция — это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений. Выставки. методы экспонирования: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический. Этим методам соответствуют систематическая, ансамблевая, ландшафтная и тематическая экспозиции.