Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях




Виды музейной деятельности

Виды музейной деятельности:

1. Научно-исследовательская.

2. Фондовая (научно-фондовая) — изучение музейных предметов; комплектование фондов музея; учет музейных фондов; хранение музейных фондов (соблюдение режима; консервация и реставрация; упаковка и транспортировка).

3. Экспозиционная — построение экспозиций.

4. Культурно-образовательная — экскурсия; не основные: лекции, консультирование, музейные праздники, встречи, клубы, кружки, ролевые игры, конкурсы, олимпиады и др.

5. Экономическая — менеджмент и маркетинг.

Менеджмент и маркетинг в музейном деле

Сокращение государ­ственного финансирования и снижение количества посетителей в связи с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны, повлекли за собой потерю музеями уверенности в завтрашнем дне.

Постепенно музеи осознали, что если они хотят избежать финансового краха, эффективно конкури­ровать на рынке досуга, бороться за внимание турис­тов и создавать дополнительные возможности для образования, у них не остается иного выбора, как пе­ренять некоторые из методов, практикуемые коммерческим сектором. Новая стратегия выживания при­несла в традиционный музейный язык новые понятия: менеджмент и маркетинг.

Музейный менеджмент

Одним из основных инструментов менеджмента является перспективный план, в процессе разработки которого четко формулируются желаемые цели и на­мечаются пути их достижения. Он помогает более тщательно изучить сложившуюся в музее ситуацию и выявить приоритеты с точки зрения распределения финансирования и расстановки сотрудников.

Музейный маркетинг

Музейный маркетинг является тем действенным инструментом, который позволяет не только опреде­лять, прогнозировать и удовлетворять нужды потреби­телей музейных услуг, но в ряде случаев эффективно влиять на формирование этих нужд и даже непосред­ственно их формировать.

В отличие от маркетинга в коммерческих учреж­дениях, музейный маркетинг привлекает ресурсы в двух формах:

• прямой — за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;

• опосредованной — за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсор­ской поддержки, частных пожертвований. Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ. Обе формы некоммерческого маркетинга тесно взаимосвязаны: чем выше социальная значимость му­зея и общественная привлекательность его программ и проектов, тем больше у него возможностей получать средства из «внешних» источников. В отличие от ком­мерческого сектора, где потребитель и плательщик вы­ступают в одном лице, в некоммерческом маркетинге потребители и финансовые ресурсы разъединены, но взаимосвязаны: доступ к деньгам открывают обще­ственный интерес и признание.

Поэтому маркетинг му­зея всегда включает два стратегических направления:

• презентацию и продвижение музея и его деятель­ности;

• презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг.

менеджмент —

это теория и практика управления учреждением и его

персоналом.

Одним из основных инструментов менеджмента

является перспективный план, в процессе разработки

которого четко формулируются желаемые цели и на-

мечаются пути их достижения. Он помогает более

тщательно изучить сложившуюся в музее ситуацию

и выявить приоритеты с точки зрения распределения

финансирования и расстановки сотрудников. Соглас-

но рекомендациям одного из ведущих специалистов

в области музейного менеджмента Роджера Майлза,

в процессе планирования следует учитывать три клю-

чевых момента:

• четко представлять себе, в расчете на кого созда-

ется план и проводится работа, то есть выявить ау-

диторию;

-.«? • достигнуть полного и ясного понимания того, к че-

•!*•.' му стремится музей, то есть выстроить иерархию

целей и задач;

• • проанализировать факторы, ограничивающие во-

площение проекта. Анализ факторов подразуме-

вает выявление имеющихся в распоряжении му-

1 зея финансовых ресурсов, людских ресурсов (не-

обходимые знания и умения), оборудования

и материалов2.

Необходимо, чтобы в разработке перспективного

плана участвовали сотрудники музея, поскольку имен-

но они составляют наиболее важную аудиторию, кото-

рой он адресуется. К созданию плана привлекаются

и другие заинтересованные группы и лица, имеющие

отношение к музею, его политике и стилю работы;

ведь именно они могут оказать музею поддержку в тя-

желые времена. Это местные власти или центральное

правительство, которое часто является основным ис-

точником финансирования музея и в общих чертах оп-

ределяет его политику, вышестоящие руководящие

органы, посетители, исследователи, спонсоры, друзья

музея. Каждая из этих групп, или аудиторий, предъяв-

ляет к музею различные требования и оценивает его

работу на основании различных критериев. Успеха

музей добивается в том случае, когда ему удается учи-

тывать и сочетать эти разнонаправленные интересы,

не отдавая предпочтение ни одной из групп.

Основным источником информации, на основе

которого создается перспективный план, являются

сведения о проделанной ранее работе и достигнутых

успехах. Второй по значимости источник идей — это

так называемая «мозговая атака», представляющая со-

бой творческий процесс, в ходе которого небольшие

группы музейных сотрудников пытаются в сжатые

сроки (20 — 30 минут) ответить на вопросы о том, как

должна звучать формулировка миссии музея и каким

образом он может получить наибольший доход от сво-

ей деятельности. Сначала идеи только генерируются

и фиксируются без обсуждения, независимо от того,

сколь невероятными и фантастическими они могут по-

казаться на первый взгляд. Затем один из членов груп-

пы классифицирует ответы, придавая результатам

«атаки» некую структуру; на этом этапе дается оценка

индивидуальным идеям. Предложения одного из чле-

нов группы, как правило, развиваются другими участ-

никами.

Перспективное планирование предполагает по-

стоянную корректировку уже написанного по мере

накопления опыта, пока все части плана не станут со-

гласованным целым. Например, после оценки финан-

совых ресурсов и выявления реально выполнимых ви-

дов работ может возникнуть необходимость пересмот-

реть уже обозначенные цели и задачи.

Согласно методике, предложенной Роджером

Майлзом, непосредственная разработка перспектив-

ного плана состоит из следующих стадий:

1. Формулирование или переосмысление миссии

музея, то есть цели, проясняющей природу и сферу де-

ятельности музея. Например, в лондонском Музее ес-

тествознания она звучит следующим образом: «Обес-

печивать сохранность и дальнейшее развитие музей-

ных коллекций, а также посредством их пропаганды

содействовать изучению и лучшему пониманию окру-

жающей природы, ее рациональному использованию

и наслаждению ее красотой».

2. Анализ существующего положения дел. При этом

особое внимание уделяется выявлению сильных и сла-

бых сторон музея, а также открывающихся возможностей и предстоящих трудностей для развития музея в будущем. Иными словами, анализируются ключевые внешние и внутренние факторы, могущие повлиять на

решение наиболее важных для музея проблем.

3. Определение общего направления развития.

При этом формулируемые цели, согласно «золотому

правилу», должны быть: ч $&**•$;

• актуальными;

• приемлемыми, то есть отражающими интересы

широкого круга заинтересованных лиц, чтобы те

стремились оказать музею поддержку;

• реальными, то есть осуществимыми на основании

имеющихся человеческих, финансовых и матери-

альных ресурсов.

4. Разработка стратегии, отвечающей поставлен-

ным целям (включая четко прописанные конкретные

задачи, решение которых позволит добиться желае-

мых результатов).

5. Обеспечение финансовой базы (бюджета).

6. Разработка механизма мониторинга и оценки

эффективности работы.

ПЭСТ (полит,эк,соц,технологич обстановка) и СВОД (слабые стороны, возможности, опасности, достоинства). Важнейший фактор, обеспечивающий эффективность деятельности музея — это его людские

ресурсы. Стиль управления музеем и его внутрен-

няя организация должны обеспечивать наибольшую

результативность работы, а для этого музей должен

стать единой командой, в которой каждый работник

имеет не только четкий круг задач и обязанностей,

но и возможность продвигать идеи, могущие стать

ценным вкладом в развитие музея. PR может осуществляться разными путями, но прежде всего через сми. Работая со СМИ, музеи рассылают теле- и радио-компаниям и ведущим журналистам:

• пресс-релизы — сообщения, содержащие важную

• • новость или полезную информацию для широкой

аудитории, например, о предстоящем вернисаже;

• пресс-справки — информация о текущих меро-

приятиях, не являющихся сенсацией (например,

о ходе реставрации);

• пресс-пакеты — подборка материалов с приложе-

• ниями и фотографиями.

Проводятся брифинги, пресс-конференции, «круг-

лые столы», публичные дискуссии, презентации; ор-

ганизуются просмотры выставок. В целях формиро-

вания общественного мнения представители музея

выступают в различных клубах и обществах, устраи-

вают приемы для местного сообщества и политичес-

ких лидеров, проводят специальные экскурсии для

VIP-персон.

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях

Музееведческие исследования призваны форми­ровать новые знания в области теории и методики сбо­ра, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направ­ления исследовательской деятельности музеев: разработка научной концепции музея; исследования в области комплектования фондов; изучение музейных предметов и коллекций; исследования в области охраны и хранения фондов; научное проектирование экспозиций и выставок; исследования в области музейной коммуникации; изучение истории музейного дела; изучение историографии музееведения.

Научно-фондовая работа

Фонды музея представляют собой совокуп­ность всех материалов, которые в соответствии с уста­новленными правилами поступили на постоянное хра­нение в музей. комплектования фондов.

Изучение музейных предметов состоит из трех последователь­ных этапов — атрибуции предметов, их классифика­ции и систематизации, а затем интерпретации.

Музейная экспозиция

музейная экспозиция — это целенаправленная и научно обосно­ванная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены коммента­рием, технически и художественно оформлены и в ито­ге создают специфический музейный образ природ­ных и общественных явлений. Выставки. методы экспонирования: систематический, ансамбле­вый, ландшафтный и тематический. Этим методам со­ответствуют систематическая, ансамблевая, ландшафт­ная и тематическая экспозиции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: