Вопросы к аккредитации по учебной дисциплине
«Базы данных и системы управления базами данных»
1. Охарактеризуйте возможные способы организации поиска в базе данных.
Запишите на языке SQL запрос для:
¾ создания таблицы КНИГИ со следующими полями КОД_КНИГИ, НАЗВАНИЕ, АВТОР, ГОД_ВЫПУСКА, ИЗДАТЕЛЬСТВО, ЦЕНА. Поле КОД_КНИГИ является первичным ключом таблицы КНИГИ. Поля КОД_КНИГИ, НАЗВАНИЕ не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ заполнения одной строки таблицы КНИГИ.
¾ вывода данных о книгах, чьи цены не превышают 80 000руб за единицу товара.
¾ удаления из таблицы КНИГИ записей о книгах, выпущенных в 2000 году.
2. Опишите этапы проектирования реляционных баз данных
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся деятельности спортивного клуба.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ выведите список секций и соответствующих фамилий тренеров;
¾ в таблице СЕКЦИЯ замените фамилию тренера «Иванова» на «Петрова»;
¾ выведите список всех участников, которые посещают занятия по шейпингу или плаванию;
¾ удалите из таблицы ОПЛАТА записи за 2012 год.
3. Дайте характеристику понятиям «транзакция» и «целостность базы данных»
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы СЕКЦИЯ со следующими полями КОД_СЕКЦИИ, НАЗВАНИЕ, ЦЕНА_ЗАНЯТИЯ, КОЛ_ЗАНЯТИЙ, ФИО_ТРЕНЕРА. Поле КОД_СЕКЦИИ является первичным ключом таблицы СЕКЦИЯ. Полю КОЛ_ЗАНЯТИЙ по умолчанию присваивается 2. Поля КОД_СЕКЦИИ и НАЗВАНИЕ не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ добавления в структуру таблицы поля ЗАЛ.
|
¾ вывода данных о занятиях с тренеров Петровым.
¾ повышения стоимости занятий по аэробике на 8%.
4. Дайте сравнительную характеристику моделей данных.
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы КОМПЬЮТЕРЫсо следующими полями ИНВ_НОМ, ТИП_ПК, ДАТА_УСТАНОВКИ, ОТДЕЛ, ФИО_РАБОТНИКА. Поле ИНВ_НОМ является первичным ключом таблицы КОМПЬЮТЕРЫ. Поля ИНВ_НОМ и ФИО_РАБОТНИКА. не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ заполнения одной строки таблицы КОМПЬЮТЕРЫ.
¾ вывода данных о компьютерах, установленных в бухгалтерии.
¾ удаления из таблицы КОМПЬЮТЕРЫзаписей о ПК, приобретенных ранее 1990 года.
5.Поясните процессы восстановления информации в базах данных.
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы УЧАСТНИКИ со следующими полями КОД_УЧАСТНИКА, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, АДРЕС, УЧ_ЗАВЕДЕНИЕ, СПОРТИВНЫЙ_РАЗРЯД. Поле КОД_УЧАСТНИКА является первичным ключом таблицы УЧАСТНИКИ. По умолчанию полю СПОРТИВНЫЙ_РАЗРЯД присваивается значение 6. Поля КОД_УЧАСТНИКА, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ добавления в структуру таблицы поле НАГРАДЫ;
¾ вывода списка участников, у которых разряд выше 3;
¾ удаления записей о участниках из Витебска.
6. Опишите этапы проектирования реляционных баз данных
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся деятельности спортивного клуба.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
|
¾ внесите новую запись в таблицу УЧАСТНИКИ;
¾ выведите все секции, которыми руководит тренер Иванова;
¾ выведите список всех участников, которые посещают занятия у определенного тренера и учатся в ПТТК;
¾ удалите из таблицы ОПЛАТА квитанции с номерами 2015 и 3015.
7. Приведите классификацию систем управления базами данных и перечислите основные их функции.
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы УЧЕТ_ВРЕМЕНИ со следующими полями ТАБ_НОМ, ФИО_СОТРУДНИКА, ДАТА_НЕВЫХОДА, ПРИЧИНА. Поле ТАБ_НОМ является первичным ключом таблицы УЧЕТ_ВРЕМЕНИ. Поля ТАБ_НОМ и ПРИЧИНА не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ заполнения одной строки таблицы УЧЕТ_ВРЕМЕНИ.
¾ вывода данных о работниках, не вышедших на работу по причине больничного.
¾ удаления из таблицы УЧЕТ_ВРЕМЕНИ записей за 2012 год.
8. Изложите суть понятий «банк данных» и «база данных».
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся деятельности цветочного магазина.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ внесите новую запись в таблицу ПОКУПАТЕЛЬ;
¾ определите растения из любой одной страны;
¾ получите список частных лиц, которые произвели покупку фикусов;
¾ добавьте в таблицу ПРОДАЖА поле СУММА_ОПЛАТЫ.
9. Дайте характеристику понятию «индексирование», опишите известные вам типы индексов
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы ПОСЕЩЕНИЕ_СЕКЦИИ со следующими полями СЕКЦИЯ, ФИО_УЧАСТНИКА, НОМЕР_КВИТАНЦИИ, ДАТА_ОПЛАТЫ, КОЛ_ПОСЕЩЕНИЙ. Поле НОМЕР_КВИТАНЦИИ Поля СЕКЦИЯ и ФИО_УЧАСТНИКА не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
|
¾ вывода списка секций и их участников;
¾ подсчета суммы оплаты всеми участниками за секцию дзюдо за весь год.
¾ удаления записи с номером квитанции 13589.
10. Опишите основные понятия реляционных баз данных (домен, кортеж, отношение, первичный и внешний ключи, виды связей между отношениями).
Запишите на языке SQL запрос для:
¾ создания таблицы СТРАНЫсо следующими полями КОД_СТРАНЫ, НАЗВАНИЕ, СТОЛИЦА, НАСЕЛЕНИЕ, ЯЗЫК, ВАЛЮТА. Поле КОД_СТРАНЫявляется первичным ключом таблицы СТРАНЫ. По умолчанию полю ЯЗЫК присваивается значение «английский». Поля КОД_СТРАНЫ, НАЗВАНИЕ не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ заполнения одной строки таблицы СТРАНЫ.
¾ вывода данных о англоязычной стране с наименьшим населением.
¾ добавления в таблицу СТРАНЫполя «ГЕОГРАФИЯ».
11. Поясните основные концепции и термины реляционного подхода.
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся хранения и учета материальных ценностей на складе.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ занесите новую запись в таблицу СПИСОК ТОВАРОВ;
¾ замените в записях таблицы СПИСОК ТОВАРОВ марку товара с «Спортмастер» на «Sportmaster»;
¾ выведите сумму остатков товара на складе. Таблица с результатами запроса должна иметь следующую структуру: остаток;
¾ удалите из таблицы ПОСТАВЩИКИ поле ГОРОД.
12. Поясните особенности механизма доступа к данным АDO.
Задано отношение, отражающие предметную область, касающуюся определения рейтинга канала с помощью анкетирования.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ создайте структуру таблицы РЕЙТИНГ_ТЕЛЕПЕРЕДАЧ. Поля НАЗВАНИЕ_КАНАЛА и НАЗВАНИЕ_ПЕРЕДАЧИ не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ добавьте новую запись в таблицу РЕЙТИНГ_КАНАЛОВ;
¾ выведите список передач канала ОНТ с рейтингом больше 7;
¾ удалите из таблицы РЕЙТИНГ_КАНАЛОВ все передачи, у которых вид значится как «спортивная».
13. Опишите этапы проектирования нормализации базы данных.
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы ФИЛЬМЫсо следующими полями ID_ФИЛЬМА, НАЗВАНИЕ, РЕЖИСЕР, ГОД_ВЫПУСКА, СТРАНА, КИНОКОМПАНИЯ. Поле ID_ФИЛЬМА является первичным ключом таблицы. Поля ID_ФИЛЬМА и НАЗВАНИЕ не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ заполнения одной строки таблицы.
¾ вывода самого позднего по году выпуска фильма режиссера П. Тодоровского, содержащегося в базе.
¾ удаления таблицы ФИЛЬМЫ.
14. Изложите суть понятий «банк данных» и «база данных».
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся деятельности цветочного магазина.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ внесите новую запись в таблицу ПОКУПАТЕЛЬ;
¾ определите растения из любой одной страны;
¾ получите список организаций, их банковских реквизитов, которые не произвели оплату;
¾ удалите из таблицы РАСТЕНИЕ все записи, где страна произрастания Индия.
15. Поясните процессы восстановления информации в базах данных. Опишите процесс журнализации СУБД.
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся успеваемости учащихся.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ добавьте в структуру таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ новое поле ОЦЕНКА ПО АУДП;
¾ выберите из таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ данные о студентах (номер зачетной книжки, группа), у которых средний балл по трем предметам больше 7;
¾ выберите данные о студентах из таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ, сдавших КП и ЯП на 9 баллов;
¾ удалите из таблицы СВЕДЕНИЯ запись о студенте с номером зачетной книжки 245698.
16. Поясните процессы защиты базы данных. Назовите правовые меры защиты информации баз данных
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы БИБЛИОТЕКА со следующими полями КОД_КНИГИ, НАЗВАНИЕ, ГОД_ИЗДАНИЯ, АВТОР, ЖАНР. Поле КОД_КНИГИ является первичным ключом таблицы. Поля КОД_КНИГИ и НАЗВАНИЕ не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ заполнения одной строки таблицы.
¾ вывода списка авторов работающих в детективном жанре.
¾ удаления из таблицы БИБЛИОТЕКА книг, изданных ранее 1980 года.
17. Поясните этапы построение информационно-логической модели БД.
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы УЧАСТНИКИ_1 со следующими полями КОД_УЧАСТНИКА, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, АДРЕС, УЧ_ЗАВЕДЕНИЕ, СПОРТИВНЫЙ_РАЗРЯД, ФАМИЛИЯ_ТРЕНЕРА. Поле КОД_УЧАСТНИКА является первичным ключом таблицы УЧАСТНИКИ. По умолчанию полю СПОРТИВНЫЙ_РАЗРЯД присваивается значение 6. Поля КОД_УЧАСТНИКА, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ замены в записях фамилию тренера Петроченко на Антипенко;
¾ вывода списка участников тренера Иванова, у которых разряд 5 или 6;
¾ удаления таблицы УЧАСТНИКИ_1.
18. Изложите суть понятий «сервер баз данных» и «тонкий клиент».
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы ПОСТУПЛЕНИЕ_ИГРУШЕК со следующими полями КОД_ТОВАРА, НАЗВАНИЕ, КАТЕГОРИЯ_ТОВАРА, ВОЗРАСТНЫЕ_ОГРАНИЧЕНИЯ, ДАТА_ПОСТУПЛЕНИЯ, ЦЕНА, КОЛИЧЕСТВО. Поле КОД_ТОВАРА является первичным ключом таблицы. По умолчанию полю ВОЗРАСТНЫЕ_ОГРАНИЧЕНИЯ присваивается значение «от 3-х лет». Поля КОД_ТОВАРА и НАЗВАНИЕ не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ добавления в структуру таблицы поля СТРАНА_ПРОИЗВОДИТЕЛЬ;
¾ вывода списка игрушек для детей от 0 до 3-х лет;
¾ подсчета суммы поступлений игрушек за ноябрь месяц;
¾ замены значения поля СТРАНА_ПРОИЗВОДИТЕЛЬ с «РБ» на «Республика Беларусь».
19. Дайте характеристику понятию «индексирование», опишите известные вам типы индексов.
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы ОПЕРНЫЙ_ТЕАТР со следующими полями КОД_ПРОИЗВЕДЕНИЯ, НАЗВАНИЕ, АВТОР, ДАТА_ПОСТАНОВКИ, ЯЗЫК_ИСПОЛНЕНИЯ. Поле КОД_ПРОИЗВЕДЕНИЯ является первичным ключом таблицы. По умолчанию полю ЯЗЫК_ИСПОЛНЕНИЯ присваивается значение «английский». Поля КОД_ ПРОИЗВЕДЕНИЯ и НАЗВАНИЕ не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ заполнения одной строки таблицы.
¾ вывода списка произведений, которые исполняются на итальянском языке.
¾ добавления в структуру таблицы поля ПОСТАНОВЩИК.
20. Опишите архитектуру системы обработки распределенной базы данных
Задано отношение, отражающие предметную область, касающуюся определения рейтинга канала с помощью анкетирования.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ внесите новую запись в таблицу РЕЙТИНГ_КАНАЛОВ;
¾ выведите название передачи, показываемой в пятницу с самым высоким рейтингом;
¾ выведите список передач канала РТР с рейтингом ниже 5;
¾ удалите из таблицы РЕЙТИНГ_КАНАЛОВ все передачи, у которых вид значится как «спортивная».
21. Поясните процесс построения вложенного запроса.
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся хранения и учета материальных ценностей на складе.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ выведите список товаров, количество которых на складе больше 2000;
¾ замените в таблице СПИСОК ТОВАРОВ название поля ЦЕНА на ЦЕНА ЗА ЕДИНИЦУ;
¾ выведите данные следующего характера: код поставщика, наименование фирмы, код товара и цена;
¾ удалите из таблицы ПОСТАВЩИКИ всех поставщиков из Хорватии.
22. Классифицируйте пользователей информационной системы и опишите их функции.
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы СОЛНЕЧНАЯ_СИСТЕМА со следующими полями ID_ПЛАНЕТЫ, НАЗВАНИЕ, ВИДИМОСТЬ, ДИАМЕТР, МАССА. Поле ID_ПЛАНЕТЫявляется первичным ключом таблицы. Поля ID_ПЛАНЕТЫи НАЗВАНИЕ не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ заполнения одной строки таблицы.
¾ вывода списка планет, название которых начинается с «М» или «С».
¾ добавления в структуру таблицы поля РАССТОЯНИЕ_ДО_СОЛНЦА.
23. Дайте характеристику понятию «информационная система». Перечислите структурные компоненты информационной системы.
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся деятельности цветочного магазина.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ добавьте новое поле СКИДКА в таблицу ПРОДАЖА;
¾ увеличьте стоимость всех растений из Голландии на 20 процентов;
¾ получите список организаций, их банковских реквизитов, которые произвели оплату наличными;
¾ удалите из таблицы ПРОДАЖА поле СКИДКА.
24. Назовите этапы программирования баз данных в Delphi. Изложите суть понятия «визуализация данных».
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся заказа билетов на самолет.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ добавьте новое поле АВИАКОМПАНИЯ в таблицу РЕЙС;
¾ увеличьте стоимость всех билетов на 7 процентов;
¾ получите список номеров рейсов, даты и время вылета у которых вид рейса - чартерный;
¾ удалите из таблицы ЗАКАЗ все записи с номером рейса 1428.
25. Перечислите функции и основные возможности языка SQL. Поясните отличие SQL от процедурных языков программирования.
Запишите на языке SQL запрос для:
¾ создания таблицы ЖИВОТНЫЕ со следующими полями НАЗВАНИЕ, ТИП, КЛАСС, ОТРЯД, ВЕС, ТИПИЧНЫЕ_РАЗМЕРЫ, СТРАНА_ОБИТАНИЯ. Поле НАЗВАНИЕ не может принимать NUL значения. По умолчанию полю ТИП присваивается значение «млекопитающие». Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ добавления в структуру таблицы поля СТРАНА_ОБИТАНИЯ.
¾ вывода списка птиц, обитающих в Африке.
¾ удаления из таблицы данных о всех неземноводных.
26. Назовите этапы программирования баз данных в Delphi
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся успеваемости учащихся.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ занесите новую запись в таблицу УСПЕВАЕМОСТЬ;
¾ выберите для просмотра из таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ данные о студентах (номер зачетной книжки, фамилия, группа), у которых номер зачетной книжки больше 200103 и оценка по ТРПО больше 5;
¾ выберите данные о студентах из таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ, не сдавших ТРПО;
¾ удалите из таблицы СВЕДЕНИЯ данные о студентах группы П-22.
27. Опишите формы взаимодействия между компьютерами при удаленной обработке данных.
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы СКЛАД_ТКАНЕЙ со следующими полями КОД_ТОВАРА, НАЗВАНИЕ, СОСТАВ, ДАТА_ПОСТУПЛЕНИЯ, ЦЕНА, КОЛИЧЕСТВО, НАЛИЧИЕ_БРАКА, УЦЕНКА. Поле КОД_ТОВАРА является первичным ключом таблицы. Поля КОД_ТОВАРА и НАЗВАНИЕ не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ добавления в структуру таблицы поля ЦЕНА_С_НДС;
¾ уценки тканей, имеющих брак, на 15%;
¾ вывода информации о натуральных шелковых тканях, стоимостью более 400 000.
28. Изложите особенности механизма доступа к данным BDE.
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы БОЛЬНИЧНЫЙ_ЛИСТ со следующими полями НОМЕР_ЛИСТА, ФИО_БОЛЬНОГО, ФИО_ВРАЧА, ДИАГНОЗ, ДАТА_ОТКРЫТИЯ, ДАТА_ЗАКРЫТИЯ. Поле НОМЕР_ЛИСТА является первичным ключом таблицы. Поля НОМЕР_ЛИСТА, ФИО_БОЛЬНОГО, ФИО_ВРАЧА не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ добавления в структуру таблицы поля КОЛ_ДНЕЙ.
¾ вывода данных по больничным листам, продолжительность которых более 10 дней.
¾ удаления из таблицы данных о больничных с диагнозом ОРВИ.
29. Опишите механизмы доступа к данным.
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся хранения и учета материальных ценностей на складе.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ добавьте новое поле ЦЕНА С НДС в таблицу СПИСОК ТОВАРОВ;
¾ занесите новую запись в таблицу ПОСТАВЩИКИ;
¾ выведите данные о марке товара, коде товара, цене и количестве на складе, если известно, что количество не должно быть больше 10;
¾ удалите из таблицы СПИСОК ТОВАРОВ все товары, у которых остаток 0.
30. Поясните особенности использования технологии db Express.
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся успеваемости учащихся.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ занесите новую запись в таблицу СВЕДЕНИЯ;
¾ выберите данные для просмотра из таблицы СВЕДЕНИЯ данные о студентах, фамилии которых начинаются с буквы И.;
¾ высчитайте средний балл по предмету БД и СУБД в группе П-31;
¾ удалите из таблицы СВЕДЕНИЯ данные о студентах с номера зачетной книжки 201156 и 258420.
31. Поясните и приведите примеры архитектуры файл/сервер.
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ со следующими полями НОМ_ЗАЧ_КНИЖКИ, ФИО_СТУДЕНТА, ГРУППА, СЕМЕСТР, ОЦ_БД_и_СУБД. Поле НОМ_ЗАЧ_КНИЖКИ является первичным ключом таблицы. Поля НОМ_ЗАЧ_КНИЖКИ, ФИО_СТУДЕНТА не могут принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ вывода всех полей таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ.
¾ вывода из БД сведений о среднем балле за экзамен группы. Результирующая таблица запроса должна иметь следующую структуру:
НОМ_ЗАЧ | ГРУП | СЕМЕСТР | ОЦ_БД_и_СУБД | СР_БАЛЛ|
¾ удаления таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ.
32. Поясните и приведите примеры архитектуры клиент/сервер.
Запишите на языке SQL запросы для:
¾ создания таблицы СКЛАД со следующими полями КОД_ТОВАРА, НАИМЕНОВАНИЕ, КОЛИЧ, ЦЕНА_ОПТ, ЦЕНА_РОЗН. Поле КОД_ТОВАРА является первичным ключом таблицы СКЛАД. Поля КОД_ТОВАРА и НАИМЕНОВАНИЕ не может принимать NUL значения. Типы данных и ограничения для полей задайте самостоятельно.
¾ заполнения одной строки таблицы.
¾ вывода кода и наименования товаров розничная цена на которые от 200 тыс до 300 тыс.
¾ удаления из таблицы данных о товарах, количество которых на складе равно 0.
33. Поясните особенности механизма доступа к данным АDO.
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся деятельности спортивного клуба.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ вывести список секций и стоимость занятий;
¾ повысить оплату за занятия на 10%;
¾ вывести список всех участников, имеющих 1-й спортивный разряд;
¾ удалить из таблицы ОПЛАТА записи за 2010 год.
34. Поясните особенности использования технологии InterBase Express (IBX)
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся заказа билетов на самолет.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ добавить новую запись в таблицу ЗАКАЗ;
¾ уменьшить стоимость всех билетов на 4 процента;
¾ получить список рейсов, у которых вид рейса – международный;
¾ подсчитать количество билетов проданных на рейс 4586.
35. Поясните процесс администрирования базы данных.
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся успеваемости учащихся.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ добавьте в структуру таблицы СВЕДЕНИЯ новое поле АДРЕС;
¾ подсчитайте средний балл по БД и СУБД в группе П-41;
¾ замените в таблице СВЕДЕНИЯ фамилию студента «Петров И.Л.» на «Николаев И.Л.»
¾ удалите из таблицы СВЕДЕНИЯ записи о студентах, рожденных в 1980 году.
36. Опишите основные типы команд SQL.
Заданы отношения, отражающие предметную область, касающуюся хранения и учета материальных ценностей на складе.
При помощи SQL запросов выполните следующие действия:
¾ добавьте новое поле ВИД_ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в таблицу СПИСОК ТОВАРОВ;
¾ занесите новую запись в таблицу ПОСТАВЩИКИ;
¾ подсчитайте общую стоимость товаров, находящихся на складе;
¾ удалите из таблицы ПОСТАВЩИКИ всех поставщиков из Ливии.
Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебной дисциплине
«Базы данных и системы управления базами данных»
Отметка в баллах | Показатели оценки |
(один) | Узнавание изучаемых объектов, понятий, процессов, предъявленных в готовом виде. |
(два) | Различение объектов, понятий, процессов из предложенного набора; узнавание программного обеспечения при предъявлении его в готовом виде. |
(три) | Фрагментарное воспроизведение программного учебного материала по памяти; формулировка понятия баз данных и систем управления базами данных, описание процессов без их объяснения; выполнение отдельных практических действий при работе с изучаемым программным обеспечением в соответствии с представленной инструкцией; наличие существенных ошибок |
(четыре) | Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти; формулировка понятий баз данных и систем управления базами данных, описание процессов без их объяснения; полное выполнение практических действий при работе с изучаемым программным обеспечением в соответствии с представленной инструкцией; наличие единичных существенных ошибок |
(пять) | Осознанное описание изучаемых объектов и процессов; последовательное изложение значительной части программного учебного материала; выполнение практических действий при решении задач в знакомой ситуации по образцу (при решении типовых задач); наличие несущественных ошибок |
(шесть) | Осознанное описание и объяснение изучаемых объектов и процессов; последовательное изложение программного учебного материала, выполнение практических действий при решении задач в знакомой ситуации по образцу (при решении типовых задач); наличие несущественных ошибок |
(семь) | Применение знаний и умений для решения практических задач в знакомой ситуации; анализ полученных результатов; выделение главного в учебном материале; наличие единичных несущественных ошибок |
(восемь) | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала, оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации; анализ полученных результатов; выделение главного в учебном материале; наличие единичных несущественных ошибок |
(девять) | Применение знаний и умений для решения практических задач в частично измененной ситуации; применение свои подходов при решении стандартных задач |
(десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений для решения практических задач в незнакомой ситуации; применение рациональных способов решения задач. |
Существенные ошибки
1. Нарушение структуры запроса.
2. Неверное употребление SQL-операторов.
3. Ошибки в написании операторов.
Несущественные ошибки
1. Опечатки, которые не влияют на получение результата.
2. Орфографические ошибки.