Сервитуты в российском праве: проблемы правового регулирования .. 4




Г. Нижний Новгород

Г.

Оглавление

1- Исторические аспекты возникновения права собственности ……….. 3

Сервитуты в российском праве: проблемы правового регулирования.. 4

Список использованной литературы …………. 11

1- Исторические аспекты возникновения права собственности

Сервитутное право имеет весьма древнюю историю, которая восходит непосредственно к временам римского права. Институт сервитута в Древнем Риме представлял собой достаточно развитую и многообразную в проявлениях правовую конструкцию. Впоследствии он лег в основу тех разновидностей вещных прав, которые принято называть ограниченными вещными правами, или правами на чужие вещи. Положения, установленные римским правом, усваивались и национальным правом многих более поздних государств. Несмотря на длительную правовую историю сервитутных отношений в современной России, понятие сервитута появилось только в последние десятилетия. До восстановления института частной собственности этот институт был известен в историческом аспекте. Он упоминался в учебниках по римскому праву. Рыночная экономика потребовала коренного реформирования законодательства (в первую очередь гражданского), а это "вновь подтвердило как значение многих фундаментальных понятий и принципов правового регулирования, тщательно разработанных и опробованных еще в римском праве, так и необходимость их использования в законотворческой и правоприменительной практике".

Потребность в правовом регулировании сервитутных отношений и сама возможность их появления возникли вместе с признанием и законодательным закреплением права собственности граждан и юридических лиц на земельные участки. С учетом этих изменений российский законодатель в гл. 17 Гражданского кодекса, посвященной праву собственности и другим вещным правам на землю, поместил нормы, составляющие институт сервитута. Между тем российское законодательство о сервитутах все еще находится в стадии формирования, только складывается оно не свободно от пробелов и противоречий. Сервитутному праву еще предстоит пережить свое возрождение в обновленном, переосмысленном виде.

 

2- Сервитуты в российском праве: проблемы правового регулирования

В п. 1 ст. 274 ГК РФ сервитут определяется как принадлежащее собственнику одного недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) право ограниченного пользования соседним земельным участком другого собственника. Таким образом, для сервитута характерно наличие двух земельных участков, принадлежащих разным собственникам, когда один земельный участок (служащий) служит тем или иным образом собственнику другого земельного участка (господствующего). Причем сервитут может быть установлен по отношению к соседнему земельному участку. Допускается в необходимых случаях требовать его установления и от собственника другого земельного участка - соседнего с соседним. Это следует понимать таким образом, что собственник земельного участка имеет право сервитута на любых соседних участках в необходимых случаях. Подобный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута (сервитуарием), и собственником земельного участка. Термин "сервитуарий" использовался в римском праве. Другая же сторона никак не называлась.

Право собственности не является единственным титулом, обладание которым предоставляет возможность установить сервитут. Закон распространяет сервитутное право и на лиц, у которых господствующий участок находится не в собственности, а на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Что касается другой стороны, к которой обращаются с требованием об установлении сервитута, то к лицам, устанавливающим в своем имуществе сервитут, законодатель отнес лишь собственников земельных участков (ст. 274 ГК РФ). Субъекты других вещных прав исключены из списка возможных адресатов требования по установлению сервитута.

Исключением из этого правила является возможность заключения договора об установлении водного или лесного частного сервитутов не с собственниками водных объектов и участков лесного фонда, а с пользователями (ч. 3 ст. 43 ВК РФ, ст. 1, 17, 21 ЛК РФ). По действующему праву сервитутом могут обременяться не только земельные участки, но и здания, сооружения и другое недвижимое имущество, "ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком" (ст. 277 ГК). Целью установления сервитута является обеспечение нужд собственника недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, в частности, для прохода и проезда через соседний земельный участок, для прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов через чужую землю, для водоснабжения и мелиорации (п. 1, 4 ст. 274 ГК РФ).

Часть вторая ГК РФ конкретизировала некоторые случаи реализации сервитутного права. Статья 553 ГК РФ, определяющая права на недвижимость при продаже земельного участка, устанавливает, что если продается только земельный участок, на котором находятся какие-то здания или сооружения, другие недвижимые вещи, а сами они остаются в собственности продавца земельного участка, то этот продавец сохраняет за собой право пользования и той частью земельного участка, на котором находятся эти здания. Иными словами, продавец сохраняет право ограниченного пользования (сервитут) той частью земельного участка, которая занята упомянутыми недвижимыми вещами и необходима для их использования. Следовательно, критерием допустимости сервитута является экономическая целесообразность: господствующий участок должен удовлетворять свои потребности, не лишая служащий хозяйственной самостоятельности. Обременение земельного участка сервитутом, как гласит п. 2 ст. 274 ГК, не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Но установленный сервитут обременяет земельный участок, являющийся его объектом, всегда впредь до своего прекращения, независимо от того, кому принадлежит участок, т. е. следует судьбе обремененного участка.

С другой стороны, сервитут увеличивает стоимость недвижимой вещи, нуждам собственника, а также лица, использующего землю на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного пользования, которой он служит. Смена ее собственника также не прекращает сервитутного права. Сервитут неразрывно связан как со своим объектом, так и с недвижимой вещью, нужды собственника которой он предназначен обеспечивать. Отчуждение сервитута отдельно от обременяемого им участка или участка, ради которого он установлен, невозможно (ст. 275 ГК РФ). В отличие от римского права в современном российском законодательстве отсутствует единый перечень сервитутных прав. Поскольку согласно ч. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ стороны могут предусмотреть в договоре и иные сервитуты в соответствии с гражданским законодательством. Поэтому указанный недостаток приходится восполнять путем доктринального толкования соответствующих норм, а этот путь не оптимален, так как почти у каждого ученого, который занимается данной проблематикой, сложилось свое видение этой проблемы.

Нормы о сервитутах содержатся в Земельном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ и других нормативных актах. В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся в современном российском праве на публичные и частные. Впервые публичный сервитут появился в 1994 г., когда Указом Президента РФ от 2 июля 1994 г. N 1535 были утверждены Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, однако само понятие публичного сервитута они не содержали. В дальнейшем эта категория была использована природно-ресурсным, затем градостроительным, лесным, земельным законодательством. В ст. 23 ЗК РФ отмечается, что частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Отличительными чертами публичного сервитута является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользование которого устанавливается сервитут, и то, что установление его осуществляется с учетом общественных слушаний (однако порядок проведения таких слушаний ЗК РФ не регулирует). В связи с этим юридическая сущность публичного сервитута вызывает оживленные дискуссии среди современных российских ученых. Пока полной ясности в его понимании все еще нет. Неоднократно высказывалось суждение, что такие сервитуты не являются ограниченными вещными правами в собственном смысле слова, поскольку не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют "пределы прав публичных и частных собственников соответствующих недвижимостей".

Представляется неточным утверждение некоторых исследователей о том, что во многих капиталистических государствах (ФРГ, Франции, Италии, Швейцарии, США и др.) широко распространена практика введения многочисленных публичных сервитутов в общественных интересах, национальных и местных - по обеспечению национальной безопасности, здравоохранения, судоходства, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры, градостроительства и благоустройства населенных пунктов, охраны окружающей среды. В интересах публично-правовых образований устанавливается принудительное изъятие частной собственности для прокладки дорог, возведения линий электропередачи и связи, газо - и нефтепроводов, строительства общественных зданий и сооружений, транспортного сообщения с ними. Кроме того, исключается свободная эксплуатация собственниками земли и иных видов имущества, наносящего ущерб публичным интересам, причем осуществление ими строительных и многих других работ ставится в зависимость от получения специальных административных разрешений. Одной из причин установления публичных сервитутов является интенсивное осуществление государством функций самостоятельного субъекта хозяйствования, участие в различных видах производственно-коммерческой деятельности Гражданское и торговое право капиталистических государств.

На наш взгляд, в этом утверждении смешиваются два разных понятия - сервитуты (ограниченные вещные права) и законные ограничения права собственности в пользу других собственников, в том числе государства (публичные сервитуты). Дело в том, что сервитуты устанавливаются в соответствии с нормами гражданского права, а ограничения прав собственности (публичные сервитуты) основываются на нормах административного законодательства, поэтому они лишены гражданско-правовой природы. Рассматривая проблему разграничения сервитутов и законных ограничений права собственности, нельзя не отметить, что уже и в дореволюционной российской цивилистике велась дискуссия на эту тему. Сложилось несколько точек зрения. Одни авторы считали, что ограничения прав собственности - это сервитуты (Н. Л. Дювернуа, Гольмстен). Они именовались также правом участия с выделением права участия общего и права участия частного. Закон признавал право участия общим, когда в выгодах имущества оно устанавливалось в пользу всех без изъятия; правом участия частного признавалось право, установленное в пользу какого-либо постоянного лица. В литературе право участия частного рассматривалось как синоним "права соседства".

Подводя итоги можно сказать,что с одной стороны, признание существования публичного сервитута, который устанавливается не в интересах конкретного собственника недвижимости, а в интересах общества, народа в целом. С другой стороны, отрицание существования данного правового института, который рассматривается только как ограничение права собственности в силу закона. Все сказанное дает основание сделать следующие выводы. Во-первых, в Гражданском кодексе РФ пока отсутствуют общие положения о сервитутах как особой группе вещных прав. Положения гл. 17 ГК РФ, в которую входят статьи, посвященные сервитутам, не дают полного представления о сервитутном праве. Сервитуты рассредоточены по различным отраслям права, что вносит неопределенность в их общую систему. Возможно, законодателю следовало бы выделить в ГК РФ отдельный раздел, посвященный регулированию сервитутных правоотношений. Во-вторых, несмотря на перечень сервитутов, представленный законодательством РФ, отсутствует какая-либо их систематизация. Необходимо в ГК РФ как базовом законе предусмотреть развернутый перечень сервитутов. Это тем более важно, что перечень сервитутов не является исчерпывающим и сторонам надо хотя бы примерно представлять содержание устанавливаемого ими сервитута. Унифицированный подход к выделению видов сервитутов облегчит задачи других отраслей права при конструировании специфических видов сервитутов. Критерием такой классификации может быть род недвижимой вещи, обременяемой сервитутом. Резюмируя изложенное, следует отметить, что развитие сервитута в российском праве имеет важное значение для установления нормальных земельных отношений и оптимального использования земельной собственности и другой недвижимости. И для этого существует определенная правовая база. Однако законодательное регулирование сервитутов нуждается в дальнейшем совершенствовании, которое этот институт должен прежде всего получить в Гражданском кодексе РФ.

 

Список использованной литературы

1- Андреев Ю. О сервитутах // Хозяйство и право. 2004. N 5. С. 86.

2- Гражданское право. Т. 1. Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2002. С. 548.

3- Копылов А. В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном российском гражданском праве. М., 2000. С. 9 - 78.

4 -Щенникова Л. В. Сервитуты в России: законодательство и судебная практика // Законодательство. 2002. N 4. С. 34 - 40; N 5. С. 30 - 38.

5- Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. М., 2000. С. 594 - 595. Казанцев В., Коршунов Н. Возрождение сервитутного права в России // Российская юстиция. 1997. N 5. С. 22;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: