Этапы подготовки и проведения акции




Содержание

1. Аннотация…………………………………………………... 2

2. Пояснительная записка…………………………………….. 5

3. Сценарный план проведения патриотической акции «Колокола Хатыни звучат в сердцах людей» ………………………… 8

3.1 Бабий Яр.……………………………………………….……... 8

3.2 Брянская Хатынь………………………………………………9

3.3 Подмосковная Хатынь…………………………...……………9

3.4 Тверская Хатынь……………………………………………..10

3.5 Калужская Хатынь……………………………………….......10

3.6 Ржевская Хатынь……………………………………………..10

3.7 Орловская Хатынь……………………………………………11

3.8 Карельская Хатынь…………………………………………...11

3.9 Курская Хатынь……………………………………………….11

3.10 Великолукская Хатынь………….…………………………..12

3.11 Краснодарская Хатынь…………………………….………...12

3.12Прохоровская Хатынь………………………………….........12

3.13 Смоленская Хатынь……………………………….................13

3.14 Крымская Хатынь……………………………………………13

3.15 Ленинградская Хатынь……………………………………....13

3.16 Псковская Хатынь…………………………………………....13

4. Заключение…………………………………………………...…15

5. Список литературы…………………………………………..…16

6. Приложение……………………………………………………..18

 

АННОТАЦИЯ

Данная работа содержит организационно – методические рекомендации к проведению патриотической акции «Колокола Хатынь звучат в сердцах людей» посвященной 75-летию Победы и 77-летию трагедии белорусской деревни Хатыни, Представленные рекомендации посвящены одному из направлений организации гражданско-патриотического воспитания в дополнительном образовании школьников.

Главная идея данной патриотической акции заключена в том, что молодое поколение могло узнать и сохранить памяти о трагических событиях Великой Отечественной войны.

Актуальность: Главная задача дополнительного образования состоит в том, чтобы воспитать гармонично развитую личность. Одним из приоритетных направлений является патриотическое воспитание. Данная патриотическая акция направлена на воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения: гордости за несокрушимость высоких моральных устоев старшего поколения, сострадания, взаимовыручки и взаимопонимания, преданности своей великой Родине. «Хатынь» - символ трагедии нашего народа, в котором воплощены его мужество и стойкость. Учащиеся узнают не только о трагедии, произошедшей в 1943 году в белорусской деревне Хатынь, но и о трагедии деревень, которые находились на территории России.

Краткое изложение содержание методического материала

Патриотическая акция «Колокола Хатыни звучат в сердцах людей» проводилась:

Для того что бы настроить подростков на данное занятие вначале прозвучала песня «Хатынь» - ВИА «Песняры» с видеорядом.

Ведущий дал информацию о трагических событиях, которые произошли 22 марта 1943 года, в Белорусской деревне Хатынь.

Затем выступил ветеран ВС РФ (дети войны), который в послевоенное время проживал на территории Белоруссии. После слов ветерана прозвучало стихотворение «Память Хатыни».

Следующим эпизодом стала трагическая история «Бабьего Яра» и выступил ветеран ВС РФ, летчик-истребитель, который родился и провел свое детство на территории Украины в годы Великой Отечественной войны. Он поделился с учащимися своими детскими впечатлениями о жизни в оккупации. В конце его выступления прозвучало стихотворение «Хатынь». В исполнении учащихся.

Далее ведущий рассказал, о «Хатыни» и на территории России. Эти населенные пункты стерты с лица земля, о них напоминают памятники, которые были поставлены, что бы помнили дети, внуки и правнуки. Учащийся прочел стихотворение «Колокола Хатыни». Часовые посмотрели видео и песню «Колокола Хатыни».

Минутой молчания почтили память обо всех тех, кто погиб от рук немецких оккупантов.

Слово попросил командир юнармейского отряда лицея № 6, который сказал, что свою Вахту Памяти нужно посвятить всем людям, которые трагически погибли в деревнях, селах и городах.

У монумента «Вечная слава» учащиеся возложили цветы и зажгли свечи. На Посту №1 юнармейцы несли Почетную Вахту Памяти.

20.05.2019г. юнармейский отряд Поста № 1 СОШ №22.

Данное мероприятие проводилось так же с юнармейскими отрядами Поста №1 образовательных учреждений города Тамбов в 2019-2020учебном году: 17, 25 октября, 13, 27 ноября, 22 января, 5, 11 февраля.

 

Ход патриотической акции:

Мероприятие сопровождается презентацией

Звучит песня «Хатынь» и показывается видео на экране.

Вступительное слово: Ведущий

Выступает: Леонов А.П. – «Белорусская деревня Хатынь»

Ученик рассказывает Стихотворение «Память Хатыни»

Выступает ведущий – «Бабий яр»

Выступает: Соколянский А.П. – «Украинская Хатынь»

Ученик рассказывает стихотворение «Хатынь»

Выступает ведущий – «Русская Хатынь»

Ученик рассказывает стихотворение «Колокола Хатыни»

Звучит песня «Колокола Хатыни» и показывается видео на экране.

Минута молчания.

(В это время на экране показана карта и поочередно зажигается огонь, в тех местах, где находились населенные пункты, которые сожгли немцы.)

Зажжение свечей у монумента «Вечная слава».

Несение Почетной Вахты Памяти на Посту №1.

Источник практического опыта: Ежегодно 22 марта на Посту № 1 проводилась патриотическая акция «Мы помним Хатынь», которая освещала трагедию деревни Хатыни. Но о других населенных пунктах, подвергшихся истреблению, к сожалению, мало что известно. Велась очень большая работа по изучению исторических и трагических событий на территории нашей страны во время Великой Отечественной войны. Результатом, этой работы стало проведение патриотической акции «Колокола Хатыни звучат в сердцах людей».

Данные методические рекомендации имеют целью оказать методическую помощь классным руководителям, учителям истории, педагогам-организаторам, организаторам работы школьных музеев и можно применять в воспитательном процессе: подготовке патриотической акции и проведению общешкольных мероприятий, на уроках истории, классных часах, уроках мужества, уроках памяти, устных журналах.

Алгоритм подготовки, проведение акции имеют практическую значимость и могут быть использованы в готовом виде всеми участниками образовательного процесса: для старшеклассников и преподавателей общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, начального профессионального образования, музеев образовательных учреждений, а также для студентов училищ, техникумов и институтов.

Ожидаемым результатом использования данных организационно-методических рекомендаций будет считаться овладение опытом организации образовательных акций в школе, что может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям и темам урочной и внеурочной деятельности, будет способствовать повышению мотивации школьников к изучению исторического опыта, трагедии народа в войне и героического прошлого своей страны. Практическая направленность методических рекомендаций, наличие Приложений, обеспеченность литературным и видеоматериалами по малоизвестным фактам трагедии русских деревень в годы Великой Отечественной войны отличает данную работу от существующих в данной образовательной области разработок.

Результатом изучения данных организационно-методических рекомендаций, проведение акции «Колокола Хатынь звучат в сердцах людей» для учащихся старшего возраста может считаться развитие патриотической активности, которая характеризуется увлечённостью к исследовательской работе, изучением истории Великой Отечественной войны и своей страны, желанием выполнения заданий для удовлетворения интеллектуальных и эстетических потребностей.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Знайте люди – эта Память всей земле нужна!

Если мы войну забудем – вновь придет война.»

/Р. Рождественский/

Для многих поколений нашей страны, которая понесла многомиллионные жертвы в борьбе за свою независимость, всегда актуальными будут слова: «Никто не забыт и ничто не забыто». Под этим девизом должна строиться патриотическая работа во всех образовательных учреждениях.

Порой возникает вопрос: могут ли быть понятны молодому поколению, современному школьнику мысли и чувства людей тех лет, обстоятельства их жизни и подвига? За последние десятилетия изменился не только окружающийся мир, но и несколько иными стали нравственные приоритеты.

Согласно Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы" основной целью политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан включает в себя активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества. Патриотическое воспитание учащихся – одно из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Одной из основных форм гражданско-патриотического воспитания учащихся через внеклассную и внеурочную деятельность является патриотическая акция.

Цель: сохранение памяти о трагических событиях Великой Отечественной войны, способствующую формированию активной социально-нравственной и гражданской позиции учащихся.

Задачи:

· Противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг;

· Познакомить учащихся с трагическими событиями белорусской деревни Хатынь и населенными пунктами на территории России, повторившими судьбу Хатыни;

· Способствовать формированию ценностного отношения к истории Великой Отечественной войны;

· Способствовать формированию чувства любви к своей Родине, ответственности за будущее, готовности к её защите, уважения к ее свершениям и достойным людям;

· Воспитывать чувства: сопереживания, отрицательного отношения к насилию;

· Развивать и углублять знания об истории Великой Отечественной войны;

· Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности.

 

Этапы подготовки и проведения акции

I этап. Подготовительный (март-апрель)

В подготовке акции применяются разнообразные формы и методы поисково-исследовательской деятельности: изучение литературных и документальных источников, работа в библиотеках и архивах, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы, рассказы старожилов и очевидцев.

Начать работу по сбору материалов об истории населенных пунктов следует с периодической печати (в интернете имеются комплекты газет и журналов разных лет), справочно-историческим изданиям, энциклопедиям. Большую помощь по сбору сведений о населенных пунктах, стертых войной, оказали ветераны Великой Отечественной войны.

Желательно сфотографировать ветерана, записать его рассказ, при возможности записать на диктофон или на видеопленку беседу с ним. Участников Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше, поэтому надо спешить собрать сведения о них, документы личного происхождения (письма, дневники, фотографии и др.), по возможности, официальные документы (грамоты, удостоверения, извещения, газеты и др.). Все это является достоянием истории и должно храниться в музеях, архивах.

II этап. Основной (май – сентябрь)

Составление плана проведения патриотической акции с разными группами учащихся. Подготовка: дидактических материалов (Приложение 1), презентации. Подборка песен с видеорядом. Приглашение гостей, ветеранов. Оформление зала для проведения. Составление сценария проведения акции.

III этап. Заключительный. (октябрь - март)

Проведение патриотической акции. (Приложение 2),

Отчёт о проведении акции. Подготовка рекомендаций для проведения патриотической акции.

Для успешного проведения патриотической акции «Колокола Хатыни звучат в сердцах людей» нужно спланировать работу:

1. Пригласить ветеранов ВОВ, ВС РФ, или «детей войны», которые проживали в годы войны или послевоенные на территориях России, Белоруссии и Украины, чтобы подчеркнуть, национальное единство в борьбе с вероломством немецко-фашистских захватчиков.

2. Разработать конспект учебного занятия, используя информацию о «Хатыни» на территории России.

3. Подобрать стихотворения для учащихся о Хатыни.

4. Выучить с учащимися стихотворения о Хатыни.

5. Разработать презентацию по данной тематике.

6. Подобрать видео песен: «Хатынь» - ВИА «Песняры», «Колокола Хатыни» - В.Сивец

7. Оформление: экран для мультимедиа-сопровождения мероприятия.

 

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ АКЦИИ «КОЛОКОЛА ХАТЫНИ ЗВУЧАТ В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ»

Звучит песня «Хатынь» ВИА «Песняры», на экране видео о Хатыни.

Ведущий: 22 марта 1943 года фашисты уничтожили деревню Хатынь со всеми ее жителями. Оккупанты превратили в руины: 209 городов и городских поселков,

В Советском Союзе 9 200 сел и деревень.

От рук немецких захватчиков на территории Белоруссии пало 2 230 000 советских граждан.

Ведущий: Слово предоставляется ветерану военной службы Анатолию Павловичу Леонову. Анатолий Павлович в послевоенные годы служил на территории Белоруссии.

Ведущий: Стихотворение «Память Хатыни» (Приложение 1)

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны пострадали и жители Украины.

БАБИЙ ЯР

Бабий яр — урочище в северо-западной части Киева. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, осуществлённых немецкими оккупационными войсками в 1941 году.

Здесь находился один из самых больших в Киеве оврагов — длина около 2,5 км, глубина — свыше 50 м.

Первый расстрел произошёл 27 сентября 1941 года — были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, которая находилась в непосредственной близости к оврагу.

24 сентября на Крещатике были подорваны дома, в которых располагались представители оккупационной администрации. Нацисты обвиняли в пожаре и взрывах евреев и использовали это как повод для их уничтожения.

В конце сентября 1941 года они захватили девять ведущих раввинов в Киеве и приказала им сделать воззвание: «После санобработки все евреи и их дети, как элитная нация, будут переправлены в безопасные места…».

28 сентября нацистские власти отдали приказ о том, чтобы 29 сентября еврейское население города к 8 часам утра явилось в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами. По городу было расклеено около 2 тысяч объявлений. Через дворников и управдомов распространялась дезинформация о намерении провести перепись и переселение евреев. Большинство из пришедших были женщины, дети и старики, кроме евреев были представители других национальностей из интернациональных семей.

В конце улицы был устроен пропускной пункт, за которым находилась скрытая со стороны канцелярия. Поочерёдно за пропускной пункт отводили 30-40 человек. У них отбирали вещи и заставляли раздеваться. Затем полицаи с помощью палок загоняли людей в проходы в насыпи на краю оврага. На противоположном краю находился пулемётчик. После того, как ров заполнялся 2-3 слоями трупов, сверху их присыпали землёй.

Бабий Яр стал местом расстрела пяти цыганских таборов. По разным подсчётам, в Бабьем Яру было расстреляно до 200 000 человек.

В Бабьем Яру создавался экспериментальный мыловаренный завод для выработки мыла из убитых, но достроить его немцы не успели. Отступая нацисты в августе— сентябре 1943 года частично уничтожили лагерь, откопали и сожгли на открытых «печах» десятки тысяч трупов, кости перемалывались на привезённых из Германии машинах, пепел был рассыпан по окрестностям Бабьего Яра.

Ведущий: Слово предоставляется ветерану военной службы, летчику-истребителю 1 класса Соколянскому Анатолию Петровичу, который в годы ВОВ родился и жил в Украине.

Ведущий: Стихотворение «Хатынь» (Приложение 1)

Ведущий: А теперь давайте вспомним, какие населенные пункты пострадали на территории России.

БРЯНСКАЯ ХАТЫНЬ

Деревня Хацунь, как свидетельствуют краеведы, скорее всего, была первой полностью уничтоженной немцами деревней в нашей стране. Здесь прошла немецкая "репетиция" по уничтожению русского народа в соответствии с планом "Ост". "Каратели" действовали по установке — за одного убитого немца убивать по сто русских.

24 октября 1941 года два советских солдата, попавших в окружение на территории деревни Хацунь напали на фашистов, конвоировавших пленного. Двое немцев погибли. Наказать Хацунь гитлеровцы решили показательно. На следующий день, согнав всех беженцев и местных жителей на окраину деревни, они расстреляли их из пулеметов, которые были выстроены по периметру. 318 человек - шестидесяти из них было от 2-х до 10-лет.

Деревня Матреновка.

Все жители Матреновки 242 человека: и малые, и взрослые - были связаны с партизанами и оказывали им всестороннюю помощь в борьбе с фашистами. Но самый страшный день в страданиях Матреновки выпал на 20 мая 1943 года.

В пять часов утра группы солдат стали "обрабатывать" землянки. Людей тут же убивали выстрелами, кололи штыками и ножами. Затем убийцы, выходя из землянок, бросали туда по несколько гранат. Кровавая расправа длилась несколько часов. Лишь под вечер каратели ушли.

ПОДМОСКОВНАЯ ХАТЫНЬ

Село Рагзино

22 января 1941 года после освобождения последнего населенного пункта в Московской области, советские солдаты ужаснулись, когда увидели следы зверства, оставленных фашистскими войсками.

Небольшое село Рагзино в Подмосковье это наша Хатынь. Правда, жгли её каратели в два этапа. Поначалу загнали всё мужское население в один из домов и там спалили заживо.

Женщин и детей выгнали на мороз. Некоторые смогли уйти к партизанам. А тех, кто не смог, немцы сожгли заживо при повторной "зачистке" населённого пункта - незадолго до освобождения.

Из 212 населенных пунктов фашистами во время Войны было уничтожено - 95.

ТВЕРСКАЯ ХАТЫНЬ

Деревня Гусево

78 жизней были отняты 9 января 1942 года – фашисты в бессильной злобе расстреляли и сожгли женщин, стариков, детей – жителей деревни Ксты.

В январе 1942 году деревня Гусево.

Каратели заходили в каждый дом и выгоняли крестьян на улицу, били прикладами, каратели бросали гранаты в подпол, чтобы не оставить никого в живых. Людей разделили на 2 группы. Из всей деревни в живых осталась жива 19-летняя Лиза.

С первым выстрелом по старикам Лиза потеряла сознание и рухнула в глубокий сугроб. Это спасло ее - единственную. Каратели, расстреляв стариков, обложили дома, где были заперты женщины и дети, сеном, плеснули керосин, и подожгли их.

Плач и рыданья, крики детей и женщин слились в один трагический вопль ужаса вместе с шумом взметнувшегося к небу пламени. Автоматчики внимательно следили за окнами, чтобы никто не посмел покинуть.

На следующий день после огненной трагедии, уничтожившей дер. Гусево, издалека подошла группа партизан. Они и спасли Боровикову Лизу, нашли ее в глубоком снегу и привели в сознание.

КАЛУЖСКАЯ ХАТЫНЬ

Деревни Бальная и Крюково - 14 января 1942 год

До войны в Бельной было 120 хат, в Крюкове 74. О войне напоминают разбросанные по всей деревне могилы-погреба, в которых покоится прах более 500 мирных жителей. Многие уничтожены целыми семьями.

Деревня Липовка

В январе 1942 года, на Рождество, немцы на нескольких подводах появились в д. Липовка и были обстреляны нашими частями.

«Надо уходить!» - предупредил земляков Алексей Крычев. Часть жителей, ушла в д. Михалёво. И немцы действительно вернулись 22 января. Они согнались всех жителей в добротный дом Якова Воронцова и держали там до вечера. Когда стало смеркаться, в середину толпы полетела связка гранат. Люди кричали, пытались вырваться из горящего дома, но фашисты встречали их пулемётным огнём.

На следующий день немцы, узнав, что из Липовки некоторые ушли в деревню Михалева – устроили там такую же расправу.

РЖЕВСКАЯ ХАТЫНЬ

Деревни Афанасово

Трагедия лесной деревни Афанасово свершилась 5 февраля 1942 года

Накануне недалеко от деревни под мостом был обнаружен труп убитого немецкого офицера. Утром в деревню вошли танки. Каратели на мороз выгнали всех, кого застали: женщин, детей, стариков и 10 укрывшиеся в окружении раненые красноармейцы из 29-й армии. Расстреливали посреди деревни в упор. Деревню подожгли, из 75 дворов остались 4 дома.

ОРЛОВСКАЯ ХАТЫНЬ

д. Колпачки 3 февраля 1942 год

2 февраля два партизана вступили здесь в неравный бой с фашистами. Немцы потеряли несколько своих солдат. Партизаны спрятались в доме Макаровых — жителей деревни Колпачки.

А утром следующего дня карательный отряд фашистов в отместку учинил над жителями Колпачков жестокую расправу. Фашисты подъехали к селу на четырех подводах, стали расстреливать жителей деревни из автоматов. Оставшихся в домах закрыли. Колпачки были сожжены дотла. Уходя, в каждый погреб и подвал фашисты бросали гранаты.

КАРЕЛЬСКАЯ ХАТЫНЬ

Петровский ям с11 на 12 февраля 1942 год

Головорезы отдельного разведывательно-диверсионного батальона финской армии совершили нападение на советский военный госпиталь № 2212, что было запрещено международными конвенциями. В ночь с 11 на 12 февраля финский отряд на лыжах подобрался к госпиталю, когда его медперсонал и раненые, ничего не подозревая, спали. Несмотря на флаг медицинского учреждения, — белый с красным крестом, — финны подожгли все автомашины, складские помещения, а палаты с людьми забросали гранатами. Раненые в одном нижнем белье пытались выбраться из горящего здания, но их тут же расстреливали.

Диверсанты не пощадили и медицинский персонал. На месте были убиты санитары, медсестры, врач. Из медперсонала уничтожено около 30 человек, Газеты опубликовали материалы о зверствах финских диверсантов над беззащитными ранеными. Весь Карельский фронт негодовал тогда по поводу действий врага.

А финское командование за эту операцию отметило лейтенанта И.Хонканена, командира диверсантов, крестом Свободы 4-го класса.

Было уничтожено 500 советских солдат, 300 лошадей, 90 автомашин, взорваны склады с боеприпасами, продовольствием и обмундированием, топливные цистерны, полностью уничтожено 60 построек.

Останки погибших были перевезены в братскую могилу в Сегеже.

КУРСКАЯ ХАТЫНЬ

д. Большой дуб – 17 октября 1942 года

Назвали это небольшое село из 14 домов в честь 600-летнего дуба, стоящего в центре. Из 44 уничтоженных жителей 26 были детьми. Расправившись с людьми, фашисты облили бензином дерево и подожгли. Могучий дуб выстоял, но начал медленно погибать.

624 мирных жителя из 17 сел и деревень Михайловского района Курской области уничтожили фашисты во время двухнедельной карательной операции "Белый медведь" в октябре 1942 года.

ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ХАТЫНЬ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: