Тема «Содержание образования как фундамент базовой культуры личности».
Из истории.
Квинтилиан в труде «О воспитании оратора» предложил систему содержания обучения через 7 «свободных искусств»:
«тривиум»: грамматика, риторика, диалектика – бакалавр искусств;
«квадриум»: арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки – магистр искусств.
В Средние Века содержание обучения строилось на содержании священного писания.
С развитием дидактики в Европейской классической педагогике к началу XIX века оформились 3 теоретические концепции содержания образования:
1. ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Теория формального образования: «многознание уму не научит».
Россия и Западная Европа XVIII – XIX века.
Развитие ума, способностей и познавательных интересов человека, оторванность образования от жизни и практической деятельности.
Приоритет: математика, древние (мертвые) языки, гуманитарные дисциплины.
2. РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Теория материального образования: «пустая голова не мыслит».
Западная Европа XVIII век и США XIX – XX века.
Передача и усвоение большого количества знаний, использование образования в жизни и практической деятельности.
Приоритет: прикладные и естественнонаучные дисциплины.
3. ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Теория развития личности средствами образования: «человек – не средство, а цель образования».
Весь мир в настоящее время. Целостное развитие личности в образовании для ее самоопределения и самореализации в обществе. Сбалансированное преподавание гуманитарных и естественно-математических дисциплин – профилизация.
Тенденции, определяющие развитие содержания современного образования:
1) Интенсивный рост объема научной и технической информации.
2) Интенсивно «стареют» освоенные знания (ежегодно обновляется до 5% теоретических и до 20% прикладных знаний).
3) Невероятные масштабы информационных процессов.
4) Наука дифференцируется по отраслям, школьное образование стремится организовыться по той же аналогии (каждый урок в своей науке).
5) Преобладание исследований на стыке различных наук ставит школьное обучение перед необходимостью интеграции знаний и умений в определенные комплексы.
6) Высокий спрос в мире на образовательные ресурсы.
7) Информационный опыт учеников.
Направления развития образования:
o Непрерывное образование.
o Учет национальных традиций.
o Гуманизация образования.
o Демократизация.
o Индивидуализация.
o Дифференциация.
o Информатизация.
Содержание образования – система научных ЗУН, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.
Компоненты содержания образования:
1. ЗНАНИЯ (проверенный практикой результат познания действительности, адекватное отражение ее в мышлении человека):
Понятия и термины.
Факты повседневной действительности и науки.
Теории и законы.
Научные и социальные идеи.
Знания о способах деятельности, методах познания, истории науки.
Оценочные знания.
Знания о нормах отношений.
2. УМЕНИЯ – возможность успешного выполнения действий и решения поставленных задач, на основе имеющихся знаний.
3. НАВЫКИ – многократно повторенные действия, доведенные до автоматизма.
a) Обобщенные познавательные:
работа с учебной литературой;
проведение наблюдений;
постановка эксперимента;
анализ, синтез, обобщения.
b) Практические:
измерительные;
вычислительные;
графические;
обращение с приборами, аппаратурой и т.д.
c) Организационные: уметь планировать и организовывать время.
d) Оценочные: оценка достоверности результатов работы.
Факторы, влияющие на отбор содержания образования:
· Цели образования.
· Уровень развития в культуре, философии, науке, искусстве, праве, политике, отношении к религии.
· Уровень возможностей учеников и воспитанников.
· Уровень экономического и технического развития страны.
· Традиции государства в области стратегии образования.
· Уровень развития теории обучения и образовательных учреждений соответствующего уровня.
· Соответствие объема содержания, отводимого на его изучение времени.
Принципы формирования содержания образования:
1. Общие методологические принципы:
· общеобразовательный характер учебного материала;
· гражданская и гуманистическая направленность;
· наличие методологических знаний;
· гуманитарно-этическая направленность;
· связь учебного материала с жизнью;
· практическая направленность теоретического знания;
· развивающий характер материала.
2. Специальные принципы:
· соотнесение образовательного материала с уровнем развития современной науки;
· политехнизм: естественнонаучный, точных наук, цикл трудового обучения;
· единство и противоположность логики науки и учебного предмета.
Носители содержания образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебники и учебные пособия.
Государственный образовательный стандарт – федеральный нормативный документ, определяющий:
Минимум содержания основных образовательных программ.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося.
Требования к уровню подготовки учеников.
|
|
![]() | ![]() | ||||
|
Согласно государственному стандарту содержание обучения и содержание каждого предмета состоит из 2 частей:
Инвариантное ядро (неизменяемое).
Вариативная часть (систематически обновляется и пересматривается).
В 1993 году авторским коллективом под руководством Леднева и Леонтьева был разработан базисный учебный план для общеобразовательной школы.
В нем были предусмотрен набор образовательных областей:
языки и литература;
искусство;
естественнонаучные дисциплины;
математика;
информатика;
история;
физическая культура;
технология.
Базисный учебный план фиксируется полностью во всех типах образовательных учреждений.
Базисный учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, недельное и годовое количество времени на каждый предмет, структуру учебного года.
В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, основные принципы построения учебного плана:
опора на достижения науки;
учет санитарно-гигиенических норм;
предметность;
возрастной подход;
преемственность;
сочетание обязательных и вариативных видов занятий;
оптимальность расположения учебных предметов по годам обучения.
В современном учебном плане 2 компонента:
1. Государственный (федеральный) должен обеспечить объем и уровень ЗУН для школьников:
гуманитарные: 40-46%;
математические: 30-35%;
оздоровительно-трудовые: 16-20%.
2. Региональный (школьный) объединяет предметы, предложенные учениками, их родителями, администрацией региона. Из бюджета 20-60%.
Образовательные области | Кол-во часов в неделю в классах | ||||||||||||||||||
I | II | III | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | ||||||
Русский язык как государственный | - | - | |||||||||||||||||
Языки и литература | |||||||||||||||||||
Искусство | - | - | - | ||||||||||||||||
Общеобразовательные дисциплины | - | ||||||||||||||||||
Естественные дисциплины | |||||||||||||||||||
Математика | |||||||||||||||||||
Физическая культура | |||||||||||||||||||
Технология | |||||||||||||||||||
Всего: | |||||||||||||||||||
Обязательные занятия, занятия по выбору | |||||||||||||||||||
Обязательная нагрузка | |||||||||||||||||||
Факультативные, индивидуальные и групповые занятия | |||||||||||||||||||
Итого: | |||||||||||||||||||
Учебная программа – нормативный документ, в котором очерчивается круг основных ЗУН, подлежащих усвоению его каждому отдельно взятому учебному предмету.
В настоящее время в Российских школах используется 2 вида учебных программ:
1. Типовые программы (состоят из 3 компонентов):
Пояснительная записка: целевые направления изучения учебного материала.
Содержание образования: учебная информация в виде понятий, законов, теорем.
Методические указания о путях реализации программы.
2. Рабочие школьные программы.
Существует 3 способа построения:
1) Линейный: учебный материал по одной линии (таблица умножения).
2) Концентрический: изложение несколько раз, но с элементами усложнения.
3) Смешанный (спиральный): быстрое изучение, потом возвращение к данной теме.
Учебники и учебные пособия (учебная литература) – нормативный документ, который утвержден министерством РФ; это книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету, в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.
Функции:
мотивационная (иллюстрации);
информационная (обновления);
систематизирующая;
закрепляющая материал;
обучающая;
развивающая;
воспитывающая.
Структура учебника:
1) Текст (описание, повествование, рассуждение).
2) Внетекстовые компоненты:
Аппарат организации усвоения (вопросы и задания; памятки, таблицы; упражнения и подписи к иллюстрациям).
Собственно иллюстрированный материал.
Аппарат ориентировки (указатели, примечания, приложения, оглавления).
Требования к учебникам:
1. ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ:
Высококачественное полиграфическое выполнение.
Удобный формат.
Использование различных шрифтов.
Наличие иллюстраций.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ:
Соответствие возрастным особенностям учащихся (по содержанию, по полиграфическому оформлению, по языку, по эмоциональной насыщенности).
Разработанный методический аппарат (задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля, практические задания и ситуации).
Четкое структурное деление (условные обозначения методических материалов, выделение глав и параграфов, выделение различными шрифтами отдельных логических и смысловых частей).
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать и развивать познавательные интересы, прививать любовь к чтению, математике, учить читать, формировать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства, чувство прекрасного и др. базовые основы культуры личности.