Теория развития личности средствами образования: «человек – не средство, а цель образования».




Тема «Содержание образования как фундамент базовой культуры личности».

Из истории.

Квинтилиан в труде «О воспитании оратора» предложил систему содержания обучения через 7 «свободных искусств»:

­ «тривиум»: грамматика, риторика, диалектика – бакалавр искусств;

­ «квадриум»: арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки – магистр искусств.

В Средние Века содержание обучения строилось на содержании священного писания.

С развитием дидактики в Европейской классической педагогике к началу XIX века оформились 3 теоретические концепции содержания образования:

1. ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Теория формального образования: «многознание уму не научит».

Россия и Западная Европа XVIII – XIX века.

Развитие ума, способностей и познавательных интересов человека, оторванность образования от жизни и практической деятельности.

Приоритет: математика, древние (мертвые) языки, гуманитарные дисциплины.

2. РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Теория материального образования: «пустая голова не мыслит».

Западная Европа XVIII век и США XIX – XX века.

Передача и усвоение большого количества знаний, использование образования в жизни и практической деятельности.

Приоритет: прикладные и естественнонаучные дисциплины.

3. ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Теория развития личности средствами образования: «человек – не средство, а цель образования».

Весь мир в настоящее время. Целостное развитие личности в образовании для ее самоопределения и самореализации в обществе. Сбалансированное преподавание гуманитарных и естественно-математических дисциплин – профилизация.

 

Тенденции, определяющие развитие содержания современного образования:

1) Интенсивный рост объема научной и технической информации.

2) Интенсивно «стареют» освоенные знания (ежегодно обновляется до 5% теоретических и до 20% прикладных знаний).

3) Невероятные масштабы информационных процессов.

4) Наука дифференцируется по отраслям, школьное образование стремится организовыться по той же аналогии (каждый урок в своей науке).

5) Преобладание исследований на стыке различных наук ставит школьное обучение перед необходимостью интеграции знаний и умений в определенные комплексы.

6) Высокий спрос в мире на образовательные ресурсы.

7) Информационный опыт учеников.

 

Направления развития образования:

o Непрерывное образование.

o Учет национальных традиций.

o Гуманизация образования.

o Демократизация.

o Индивидуализация.

o Дифференциация.

o Информатизация.

 

Содержание образования – система научных ЗУН, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Компоненты содержания образования:

1. ЗНАНИЯ (проверенный практикой результат познания действительности, адекватное отражение ее в мышлении человека):

­ Понятия и термины.

­ Факты повседневной действительности и науки.

­ Теории и законы.

­ Научные и социальные идеи.

­ Знания о способах деятельности, методах познания, истории науки.

­ Оценочные знания.

­ Знания о нормах отношений.

2. УМЕНИЯ – возможность успешного выполнения действий и решения поставленных задач, на основе имеющихся знаний.

3. НАВЫКИ – многократно повторенные действия, доведенные до автоматизма.

a) Обобщенные познавательные:

­ работа с учебной литературой;

­ проведение наблюдений;

­ постановка эксперимента;

­ анализ, синтез, обобщения.

b) Практические:

­ измерительные;

­ вычислительные;

­ графические;

­ обращение с приборами, аппаратурой и т.д.

c) Организационные: уметь планировать и организовывать время.

d) Оценочные: оценка достоверности результатов работы.

 

Факторы, влияющие на отбор содержания образования:

· Цели образования.

· Уровень развития в культуре, философии, науке, искусстве, праве, политике, отношении к религии.

· Уровень возможностей учеников и воспитанников.

· Уровень экономического и технического развития страны.

· Традиции государства в области стратегии образования.

· Уровень развития теории обучения и образовательных учреждений соответствующего уровня.

· Соответствие объема содержания, отводимого на его изучение времени.

Принципы формирования содержания образования:

1. Общие методологические принципы:

· общеобразовательный характер учебного материала;

· гражданская и гуманистическая направленность;

· наличие методологических знаний;

· гуманитарно-этическая направленность;

· связь учебного материала с жизнью;

· практическая направленность теоретического знания;

· развивающий характер материала.

2. Специальные принципы:

· соотнесение образовательного материала с уровнем развития современной науки;

· политехнизм: естественнонаучный, точных наук, цикл трудового обучения;

· единство и противоположность логики науки и учебного предмета.

Носители содержания образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебники и учебные пособия.

Государственный образовательный стандарт – федеральный нормативный документ, определяющий:

­ Минимум содержания основных образовательных программ.

­ Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося.

­ Требования к уровню подготовки учеников.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (базовый стандарт образования, обеспечивающий единство школьного образовательного пространства в стране)
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ (обеспечивает потребности и интересы в области образования всех народов земли)
Компоненты

           
   
 
 
   
ШКОЛЬНЫЙ (обеспечивает реализацию интересов конкретного образовательного учреждения)

 


Согласно государственному стандарту содержание обучения и содержание каждого предмета состоит из 2 частей:

­ Инвариантное ядро (неизменяемое).

­ Вариативная часть (систематически обновляется и пересматривается).

 

В 1993 году авторским коллективом под руководством Леднева и Леонтьева был разработан базисный учебный план для общеобразовательной школы.

В нем были предусмотрен набор образовательных областей:

­ языки и литература;

­ искусство;

­ естественнонаучные дисциплины;

­ математика;

­ информатика;

­ история;

­ физическая культура;

­ технология.

Базисный учебный план фиксируется полностью во всех типах образовательных учреждений.

Базисный учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, недельное и годовое количество времени на каждый предмет, структуру учебного года.

В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, основные принципы построения учебного плана:

­ опора на достижения науки;

­ учет санитарно-гигиенических норм;

­ предметность;

­ возрастной подход;

­ преемственность;

­ сочетание обязательных и вариативных видов занятий;

­ оптимальность расположения учебных предметов по годам обучения.

В современном учебном плане 2 компонента:

1. Государственный (федеральный) должен обеспечить объем и уровень ЗУН для школьников:

­ гуманитарные: 40-46%;

­ математические: 30-35%;

­ оздоровительно-трудовые: 16-20%.

2. Региональный (школьный) объединяет предметы, предложенные учениками, их родителями, администрацией региона. Из бюджета 20-60%.

 

Образовательные области Кол-во часов в неделю в классах
I II III I II III IV V VI VII VIII IX X XI
Русский язык как государственный                         - -
Языки и литература                            
Искусство                       - - -
Общеобразовательные дисциплины -                          
Естественные дисциплины              
Математика                            
Физическая культура                            
Технология                            
Всего:                            
Обязательные занятия, занятия по выбору                            
Обязательная нагрузка                            
Факультативные, индивидуальные и групповые занятия                            
Итого:                            
                                       

 

Учебная программа – нормативный документ, в котором очерчивается круг основных ЗУН, подлежащих усвоению его каждому отдельно взятому учебному предмету.

В настоящее время в Российских школах используется 2 вида учебных программ:

1. Типовые программы (состоят из 3 компонентов):

­ Пояснительная записка: целевые направления изучения учебного материала.

­ Содержание образования: учебная информация в виде понятий, законов, теорем.

­ Методические указания о путях реализации программы.

2. Рабочие школьные программы.

Существует 3 способа построения:

1) Линейный: учебный материал по одной линии (таблица умножения).

2) Концентрический: изложение несколько раз, но с элементами усложнения.

3) Смешанный (спиральный): быстрое изучение, потом возвращение к данной теме.

 

Учебники и учебные пособия (учебная литература) – нормативный документ, который утвержден министерством РФ; это книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету, в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.

Функции:

­ мотивационная (иллюстрации);

­ информационная (обновления);

­ систематизирующая;

­ закрепляющая материал;

­ обучающая;

­ развивающая;

­ воспитывающая.

Структура учебника:

1) Текст (описание, повествование, рассуждение).

2) Внетекстовые компоненты:

­ Аппарат организации усвоения (вопросы и задания; памятки, таблицы; упражнения и подписи к иллюстрациям).

­ Собственно иллюстрированный материал.

­ Аппарат ориентировки (указатели, примечания, приложения, оглавления).

Требования к учебникам:

1. ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ:

­ Высококачественное полиграфическое выполнение.

­ Удобный формат.

­ Использование различных шрифтов.

­ Наличие иллюстраций.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ:

­ Соответствие возрастным особенностям учащихся (по содержанию, по полиграфическому оформлению, по языку, по эмоциональной насыщенности).

­ Разработанный методический аппарат (задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля, практические задания и ситуации).

­ Четкое структурное деление (условные обозначения методических материалов, выделение глав и параграфов, выделение различными шрифтами отдельных логических и смысловых частей).

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать и развивать познавательные интересы, прививать любовь к чтению, математике, учить читать, формировать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства, чувство прекрасного и др. базовые основы культуры личности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: