Персонифицированный учет




 

Наряду с функцией по оперативному накоплению финансовых ресурсов для текущей выплаты государственных пенсий Пенсионный фонд РФ обеспечивает выполнение функции по регистрации и учету застрахованных лиц, проверке достоверности, накоплению и надежному хранению их пенсионных обязательств от имени государства. Обеспечить соблюдение действующего законодательства, создать мотивацию к уплате страховых взносов, наладить контроль за правильным назначением пенсий и полнее учитывать трудовой вклад граждан призван механизм персонифицированного учета тех сведений о застрахованных лицах, которые впоследствии используются при назначении, индексации и выплате пенсий.

В 1996г. был введен в действие Федеральный закон от 01 апреля 1996г. «27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Под индивидуальным (персонифицированным) учетомпонимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей обязательного пенсионного страхования.

Идея персонифицированного учета проста. Для каждого работающего открывается индивидуальный лицевой счет, в котором в электронной форме накапливаются данные, необходимые для назначения ему в будущем пенсии. Система учета строится таким образом, что где бы человек ни работал в разные периоды своей деятельности, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже, заработке и начисленных страховых взносах будут попадать на один и тот же индивидуальный лицевой счет.

При регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования каждому на руки выдается страховое свидетельство (показать образец). При этом страховой номер присваивается в г.Москве на центральном сервере и для каждого застрахованного лица является единственным в России. На основании этого свидетельства на застрахованное лицо открывается индивидуальный лицевой счет, на который будут внесены все представленные работодателем в течение трудовой деятельности человека сведения о стаже, заработке и взносах.

В настоящее время индивидуальный лицевой счет состоит из трех частей: общей, специальной и профессиональной. В первую входит вся общая информация по данному лицу, в том числе его анкетные данные. В специальной части находится информация об уплаченных страховых взносах на накопительную часть пенсии и сведения об инвестировании средств. Профессиональная часть касается только льготного стажа, если таковой имеется.

Накопленная информация на лицевом индивидуальном счете используется для назначения пенсии в соответствии с результатами труда каждого человека.

Для граждан, которые уже являются пенсионерами, сведения на лицевом счете служат для прогнозирования расходов на выплату пенсии, индексации уже назначенной пенсии, для реализации и совершенствования пенсионного законодательства.

В настоящее время на территории области функционирует отдел организации персонифицированного учета взаимодействия со страхователями, застрахованными лицами и взыскания недоимки, обслуживающий 4 района города и 4 района области, и 7 МРП ПУ в В.Волочке, Осташкове, Кимрах, Бежецке, Нелидове, Кашине, Ржеве.

Сбор индивидуальных сведений о стаже, заработке (доходе) и начисленных страховых взносах застрахованных лиц в Тверской области ведется с 1998г. С 1999г. начата работа по начислению и перерасчету пенсий с использованием данных ПУ. Организована выдача программного обеспечения работодателям для заполнения индивидуальных сведений в электронном виде.

В системе ПФР функционирует Мультисервисная транспортная сеть передачи данных (МТСПД), до недавнего времени имевшая другое название - Корпоративная сеть передачи данных (КСПД). Работодатели, подключившись к сети имеют возможность осуществлять обмен информацией в электронном виде с использованием электронно- цифровой подписи (ЭЦП).

Как накапливается информация?

Страхователь представляет один раз в год до 1 марта индивидуальные сведения на всех своих работников за прошедший год. Кроме того, в целом по предприятию представляется ведомость уплаты взносов, в которой указываются начисленные и перечисленные взносы. В дальнейшем все сведения заносятся на лицевые счета конкретных граждан с учетом фактически уплаченных взносов.

В результате представленных страхователем сведений, формируется протокол, который подписывается специалистами Пенсионного фонда и работодателем. В нем указывается коэффициент уплаты страховых взносов по предприятию. Например, начислено за 2007 год по предприятию 10 т.р., а перечислено 6 т. р. Таким образом, коэффициент равен 0,6. Он используется для подсчета расчетного капитала, из которого определяется размер пенсии. К примеру, Иванову А.А. за 2007 год начислили на страховую часть пенсии 2 т.р. При коэффициенте уплаты 0,6 в расчетный пенсионный капитал войдет сумма 1200руб. Получается, что предприятие недоплатило за своего работника 800 рублей. Это скажется при назначении пенсии.

Как работник может узнать о состоянии своего лицевого счета?

Он может обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда, подать соответствующее заявление. Кроме того, Пенсионный фонд начиная с 2003 года ежегодно проводит кампанию по информированию граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.

Какая ответственность предусмотрена для нерадивых страхователей?

За непредставление в установленные сроки, либо представление неполных или недостоверных индивидуальных сведений на страхователей может быть наложен штраф в размере 10 процентов от суммы взносов, начисленных за отчетный период. Кроме того, предусмотрены финансовые санкции до 10 т.р. за несвоевременную регистрацию страхователей в органах Пенсионного фонда.

Система ПУ позволяет защищать пенсионные права застрахованных лиц, обязывая работодателей представлять индивидуальные сведения о стаже и заработке. Проведение же документальных проверок, предусмотренных технологией, повышает их достоверность. Тем самым повышается объективное определение пенсионных прав каждого работника.

Государственное пенсионное обеспечение

 

Основным законодательным актом, регулирующим другую часть новой пенсионной системы – государственного пенсионного обеспечения, является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Данный Федеральный закон определяет условия и нормы пенсионного обеспечения таких категорий граждан как: федеральные государственные служащие; лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф; граждане, проходившие военную службу по призыву; участники Великой Отечественной войны и нетрудоспособные лица.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в зависимости от категории граждан, которым они назначаются. Например, федеральным государственным служащим могут назначаться пенсии за выслугу лет.

По общему правилу гражданам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору. Пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ устанавливает исключение из данного правила и называет категории граждан, которым предоставлено право на получение в полном объеме двух пенсий, относящихся к разным частям пенсионной системы страны. Это ограниченный круг лиц, которых законодатель признал нуждающимися в особой социальной защите, например, участники Великой Отечественной войны.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ предусмотренные указанным Федеральным законом пенсии устанавливаются и выплачиваются независимо от получения установленной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ накопительной части трудовой пенсии.

Из этого следует, что пенсионеры, получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, при уплате страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и при соблюдении иных установленных законодательством условий наряду с установленной пенсией могут приобрести и реализовать право на накопительную часть трудовой пенсии. Тем самым им предоставлено право на реализацию права на трудовую пенсию в ограниченном объеме. Это правило относится и к военным пенсионерам, которым пенсии назначены в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Известно, что бывшие военнослужащие могут стать пенсионерами в активном трудоспособном возрасте и, следовательно, работать после увольнения со службы на «гражданке», например, по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг. В этом случае военные пенсионеры подлежат обязательному пенсионному страхованию на общих основаниях в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и за них страхователем (работодателем) должны уплачиваться страховые взносы по установленным тарифам.

В связи с этим, принимая во внимание индивидуально-возмездную природу страховых взносов, часто возникает вопрос о возможности одновременного получения военными пенсионерами пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии, устанавливаемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, а не только ее накопительной части.

В настоящее время военным пенсионерам, не имеющим права на две пенсии, трудовая пенсия в полном объеме устанавливаться не может даже в случае уплаты страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии и наличия необходимого страхового стажа, поскольку такая возможность не предусматривается действующим пенсионным законодательством.

Реализация права на пенсионное обеспечение военнослужащих, которые не относятся к гражданам, имеющим право на две пенсии, может осуществляться по их выбору либо на основании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, либо на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. При отказе бывшего военнослужащего от военной пенсии ему может быть назначена трудовая пенсия в полном объеме, в том числе и с учетом страховых взносов, поступивших на финансирование ее страховой части. В связи с этим отметим, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, засчитываются в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию. Кроме того, эти периоды учитываются в общем трудовом стаже при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. и, следовательно, влияют на размер страховой части трудовой пенсии.

Вместе с тем данный вопрос являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, которым в определении от 11 мая 2006 г. № 187-О было установлено, что «взаимосвязанные нормативные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ и абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают надлежащего правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24 февраля 1998 г. № 7-П, от 23 декабря 1999 г. № 18-П, от 3 июня 2004 г. № 11-П, от 23 декабря 2004 г. № 19-П, Определении от 24 мая 2005 г. № 223-О и настоящем Определении, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2),39(часть 1) и 55(часть 3) Конституции Российской Федерации». При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года».

Тем самым после введения нового правового регулирования военные пенсионеры получат право на одновременное получение «военной» пенсии и страховой части трудовой пенсии. Впредь до установления нового правового регулирования для этого не имеется оснований.

При рассмотрении вопросов государственного пенсионного обеспечения повышенное внимание необходимо уделить институту социальных пенсий. В факте установления названных пенсий особенно ярко проявляется действие основополагающего принципа современного российского пенсионного права – принципа всеобщности пенсионного обеспечения.

Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ нетрудоспособным гражданам устанавливается социальная пенсия. При этом под термином «нетрудоспособные граждане» в статье 11 данного Федерального закона понимаются лица, которые, являясь престарелыми или инвалидами либо потеряв кормильца, не приобрели права на трудовую либо иную пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное положение согласуется с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, в соответствии с которым гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается трудовая пенсия. Из этого следует, что в действующем пенсионном законодательстве прямо не закрепляется возможность назначения гражданину, имеющему право на трудовую пенсию, по его желанию социальной пенсии. Наоборот, исходя из содержания изложенных норм, необходимым условием назначения социальной пенсии является отсутствие у лица права на трудовую пенсию любого вида (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Вместе с тем в правоприменительной практике вопрос о возможности назначения социальной пенсии решается с учетом разъяснения Минтруда России от 7 мая 2002 г. № 4 «О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением указанного Министерства от 7 мая 2002 г. № 34[1].

Согласно названному разъяснению при решении данного вопроса следует учитывать положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 18, пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, согласно которым вопрос о праве гражданина на трудовую пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления с его стороны, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии. В связи с этим при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии под лицами, не имеющими по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, понимаются:

граждане, которые не соответствуют условиям назначения трудовой пенсии;

граждане, которые соответствуют данным условиям, но не обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении им трудовой пенсии и необходимыми документами, в порядке, определенном законодательством;

граждане, которые обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с указанными заявлениями и документами, но затем официально отозвали их из данного органа до дня вынесения решения о назначении им трудовой пенсии либо официально отказались от назначенной им трудовой пенсии.

Тем самым на практике социальная пенсия может быть назначена и лицам, имеющим право на трудовую пенсию, при наличии у них соответствующего желания.

Право на социальную пенсию согласно нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ имеют следующие пять категорий постоянно проживающих в России граждан:

· инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II, I степени, в том числе инвалиды с детства;

· дети-инвалиды;

· дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;

· граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

· граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ не предусматривается такая категория получателей социальных пенсий как несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, признанные ВИЧ – инфицированными. Вместе с тем статья 19 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», предоставляющая указанным лицам право на социальную пенсию, установленную для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, не отменена и действует до настоящего времени. Реализация данной нормы осуществляется с применением положений Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.

Размеры социальных пенсий определяются в процентном отношении от базовой части трудовой пенсии, предусмотренной для соответствующих категорий граждан нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. Так, гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), социальная пенсия назначается в сумме 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Как и ранее, размеры социальных пенсий для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых решениями Правительства Российской Федерации (в настоящее время учитываются также решения органов государственной власти СССР) установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных районах (местностях).

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ не охватывает все возможные случаи государственного пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими законодательными актами. В этой связи нельзя не отметить Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», который вступил в силу с 1 января 2002 года.

Данный Федеральный закон определяет условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение может устанавливаться только гражданам Российской Федерации, если они: получают пенсию или ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье; не выполняют оплачиваемую работу и имеют выдающиеся достижения и особые заслуги перед нашей страной, которые в установленном порядке отмечены высшими государственными наградами и званиями.

К лицам, имеющим необходимые для назначения названного обеспечения награды и звания, относятся: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, награжденные орденом Святого апостола Андрея Первозванного, граждане, награжденные орденом Ленина, чемпионы Олимпийских игр, лауреаты государственных премий и др.

При определении суммы дополнительного материального обеспечения применяется размер базовой части трудовой пенсии по старости. При этом данная сумма зависит от конкретной награды (звания). Например, Героям Советского Союза дополнительное материальное обеспечение назначается в размере 415 процентов названной части трудовой пенсии по старости.

Клиентская служба

Сотрудники службы осуществляют ежедневный прем граждан, застрахованных лиц, страхователей, пенсионеров по вопросам:

- пенсионного страхования;

- пенсионного обеспечения;

- индивидуального (персонифицированного учета) учета;

- реализации социальных программ.

1. Группа по вопросам пенсионного страхования, приема ИС формы «Назначение пенсии» обеспечивает:

- оформляет анкеты на пенсионное страхование граждан;

- выдает страховые свидетельства (дубликат);

- прием документов правопреемников умерших застрахованных лиц;

- прием документов индивидуального (персонифицированного) учета от работодателей за межотчетный период по форме «Назначение пенсии».

- консультации застрахованных лиц, страхователей, пенсионеров по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета;

- (индивидуальных сведений по форме назначения пенсий);

- проверка правильности оформления представленных документов

2. Группа по вопросам пенсионного обеспечения обеспечивает:

- консультации застрахованных лиц, страхователей и пенсионеров по вопросам пенсионного законодательства и правил его применения;

- прием документов в целях осуществления пенсионного обеспечения (назначение и перерасчет пенсий);

- проверку правильности оформления представленных документов;

- выдачу пенсионных удостоверений, справок о размере пенсии;

- оформление документов для оплаты пособия на погребение умершего и неработающего на день смерти пенсионера, справок о начисленных суммах пенсии, неполученных в связи со смертью пенсионера.

3. Специалист по взаимодействию с другими структурными подразделениями Управления ПФР обеспечивает:

- регистрацию устных и письменных обращений застрахованных лиц, страхователей, пенсионеров;

- передачу принятого пакета документов в соответствии с структурным подразделением.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: