Кто разрабатывает стандарт и программы.




Закон Российской Федерации «Об образовании» в части 6 статьи 7 говорит о том, что: «Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации», это же положение сохранено в новом законе. Таким образом, порядок разработки и утверждения ФГОС определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии с этим порядком за разработку образовательного стандарта отвечает Минобрнауки России. Порядок же разработки образовательных программ толком не регламентирован.

В рамках нового закона определено, что порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации, а порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В принятом законе достаточно четко определены ответственные за разные этапы подготовки регламентирующих документов.

Вместе с тем, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Требования к содержанию программ и порядок организации обучения обучение детей в дошкольных образовательных организациях и лиц, обучающихся в образовательных организациях, мерам пожарной безопасности указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения национально-культурные автономии могут участвовать в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, а также примерных основных образовательных программ, реализуемых на национальном (родном) языке и иных языках для государственных и муниципальных образовательных учреждений с обучением на национальном (родном) языке, иных языках.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Конечно наш анализ системы отбора содержания образования в рамках нового закона «Об образовании в Российской Федерации» не может претендовать на полноту ни по анализу ни по предлагаемым решениям. Наша задача поставить проблемы выявить точки наиболее противоречивые и требующие решений.

Сегодня можно зафиксировать что ситуация с отбором содержания в российском общем образовании должна претерпеть серьезные изменния, это связано с тем, что стандарт становится документом прямого действия и более важным, нежели примерная программа; стандарт будет использован еще для целого ряда важнейших функций регулирования, стандарт должен дополнительно учитывать формы получения образования, образовательные технологии, многообразие изучения языков и т.д. Наконец обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны получить свои стандарты или особые требования.

Должен существенно измениться язык описания и стандартов и программ с тем, что бы обеспечить возможность создания оценочных инструментов, преемственность в описании результатов и требований.

Обеспечение вариативности еще одна важнейшая проблема отбора содержания образования, поскольку существующая конструкция нового закона многообразия программ учебных курсов предметов не предполагает.

Многое будет зависеть от тех подзаконных актов, которые Минобрнауки Росси планирует разработать в ближайшее время. Следует четко определить порядок разработки и утверждения не только примерных основных образовательных программ, но и отдельные ее элементов, в частности, таких как учебные планы и примерные программы по отдельным курсам. Активизировать их разработку, утверждение и доведение до образовательных учреждений.

Необходимо обеспечить реальными механизмами права участия всем заинтересованным лица в разработке, как стандарта так и примерной образовательных программ.

Решение одной и то же проблемы возможно разными путями и поиск оптимальных решений – это основная задача ближайшего времени. В качестве радикальной меры можно предложить рассмотреть возможность перехода на двух уровневый формат формирования документов образовательных учреждений. Для этого представляется целесообразным пересмотреть содержание стандарта, включив в него примерные учебные планы, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов. В этом случае он станет полноценным документом прямого действия, а не абстрактной отсылочной конструкцией. Но это только одно из возможных предложений.

Очень хочется надеяться на то, что стандарт и программы станут более конкретными, технологичными, понятными и однозначными. Причем, не только работникам школы или ученым, но и родителям обучающихся. Это документы для всех участников образовательного процесса. Они должены стать более прогрессивным, современным, адекватным не только требованиям дня сегодняшнего, но и ближайшего будущего

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: