Вступление
Летом 1969 года первые люди высадились на поверхности Луны. Вместе с другими я следила за происходящими событиями по телевизору, находясь в отпуске в небольшой деревне в Шварцвальде. Вечером я вышла на улицу, чтобы совершить обычную прогулку. На небе светила Луна, и в ее бледном сиянии тонуло все вокруг. Я погрузилась в знакомое мне настроение – настроение, тысячекратно воспетое поэтами прошлого. Какой близкой показалась мне Луна, и какими далекими – кадры, сопровождавшие прилунение. – Вернувшись с прогулки, я неожиданно для себя произнесла на первый взгляд нелепое предложение: «Только что я видела настоящую Луну». Переживание, о котором я говорила, переполняло мою душу. Ко мне приблизилась сущность Луны, пробудив в душе глубокое чувство. – Иные чувства и переживания рождали в телезрителях кадры лунной поверхности. Тут и восхищение величием человеческого гения, и гордость за достижения технического прогресса, и, вероятно, глубокое потрясение от созерцания мертвого, застывшего лунного ландшафта в сравнении с живой Землей, «голубой планетой».
С тех пор человечество сделало огромный шаг в покорении космоса. Сегодня готовятся к высадке экспедиции на Марс. При этом внутреннее отношение к планетам и звездам все больше утрачивается. А ведь существо космических объектов находимо не столько там, где разворачиваются исследования астронавтов. Его следует искать в проявлениях, в действиях планет, порой далеко от того места, где они сейчас находятся. Когда мы говорим: «возношусь к солнцу», речь не идет о путешествии к огненному шару, но о восхождении в сферу действия Солнца. И если со сферой действия Солнца все более или менее ясно, поскольку она простирается вплоть до нашей телесности, то не так легко увидеть, что и все остальные планеты и созвездия распространяют свое влияние далеко за пределы видимых границ и оболочек.
|
В давно ушедшие времена люди отчетливо переживали этот факт. В сегодняшней астрологии содержится лишь последний отблеск, лишь сухой остаток этого – некогда живого – опыта. Но очень постепенно некоторые люди снова начинают обращать свое внимание и исследовать это воздействие поначалу в природе новыми, отточенными столетия развития естествознания, методами. Посевной календарь Марии Тун, регулярно издаваемый уже несколько десятилетий – одно из свидетельств этого.
Но усиливается и противоположное стремление, отрицающее дух звезд и планет и считающееся исключительно с их материальной, застывшей природой. Звезды хотят поставить на службу материальному благополучию людей. И такой настрой вредит не только Земле. В свои эксперименты, средствами для проведения которых являются смелые расчеты, люди включают и небесные тела.
Эта смелая, лучше сказать, холодная расчетливость все больше захватывает души. Высшим комплиментом сегодня звучит слово «cool». Пусть даже в основе лежат теплые чувства, все равно «cool».
Как существует космос со звездами и планетами и их силовыми сферами, так существует и внутренний космос, космос души со своими звездами. Эти звезды – идеалы человечества. В наши дни они подвергнуты такому же осмеянию и забвению, как и духовная природа реальных звезд. Любовь, свобода, искренность, прощение, мир превратились в пустые слова. Люди перестали ориентироваться на идеалы; они идут лишь за тем, что дает власть и силу.
|
В этом смысле внешнее развитие и отношение человека к звездам идут рука об руку с внутренним развитием и отношением к идеалам. Да, сегодня материалистическая картина мира оказывает свое воздействие на внутренний мир человека. Но в будущем идеалы, внутренние звезды начнут постепенно влиять на отношение человека к миру, к небесным телам, к природе, к окружающим людям.
За тысячелетия человеческой истории с философских, религиозных, повседневных позиций много было обдумано, проговорено и написано в связи с идеалами. Взгляды людей все время менялись в соответствии с меняющимся временем. В этой небольшой книжке делается попытка заново взглянуть на некоторые путеводные звезды человеческой души в связи с ритмом дней недели и перевести затем рассмотрения в поступки. Следуя за названиями дней недели, возникшими из древней звездной мудрости, мы попробуем пронизать идеалы силой планет и попытаемся таким образом пережить макрокосм и микрокосм как единый мир. Мы попробуем разорвать облачный покров, скрывающий от нас идеалы, звезды внутреннего небосвода, попробуем пронизать его своим внутренним взором, увидеть идеалы и сориентировать по ним свой земной путь. Тогда силы планет снова станут действенными на Земле. При этом нашей отправной точкой станет не астрология, но те силы, которые жили в древних преданиях и которые могут быть пережиты сегодня по-новому.
Суббота
Забвение – воспоминание
|
Суббота освящена Сатурном. По-английски суббота – «Saturday». Рудольф Штейнер говорит о том, что Сатурн представляет из себя своего рода память мира. Он сохраняет и обновляет в себе развитие Земли и человека от начала. По своему опыту мы можем ощутить, что воспоминание есть сила, предполагающая забвение. Если бы все, что ни происходило с нами, мы бы постоянно удерживали в памяти, мы бы не нуждались в силе вспоминания забытого. Нам достаточно только направить взгляд на то, что сохраняется в нашем сознании. Пережитое же погружается в подсознание и оттуда силой воспоминания должно быть поднято снова в сознание. Сатурн является космической памятью, в которую погрузились события земного развития и откуда духовные существа черпают свои воспоминания.
В истории творения говорится о том, что Бог, Творец мира, успокоился в субботний день и, взглянув на все, что сотворил, увидел, что оно хорошо. Творение протекает в течение семи дней, при том, что подразумевается, естественно, не 24-часовой день, но отрезок великого космического ритма. За каждым днем творения следует ночь забвения, и каждый новый день вызывает из забвения воспоминание о прежде сотворенном – не о внешней реальности, но о великих божественных идеях, воплотившихся в творении. Из них вырастают дальнейшие шаги. С этой точки зрения все творение есть продолжение давно прошедшего и одновременно возникновение совершенно нового мира. Так музыкант заново рождает давно написанное сочинение, развивая его своей интерпретацией. Так композитор ориентируется на существующие законы и при этом творит новую музыку.
Эти силы воспоминания и забвения, действующие в великих космических масштабах, мы, люди, в состоянии пережить и почувствовать в себе самих. Они постоянно действуют в нас без участия нашего сознания. Большую часть того, что встречается нам днем, мы через краткое время снова забываем. И многое из забытого снова приходит нам на память без какого-то сознательного усилия и поиска с нашей стороны. Воспоминание – если находится повод – вдруг неожиданно рождается в нас. Иногда таким поводом оказывается запах, иногда слово, взгляд или чувство.
Но естественное течение жизни, когда мы являемся лишь объектом собственной судьбы, когда все течет так, как оно течет, может более не устраивать нас. Тогда, если мы хотим соучаствовать в развитии собственной судьбы, важно сознательно обращаться к забвению и воспоминанию, открывая дорогу силам Сатурна.
Суббота подходит для того, чтобы стать днем пересмотра прожитого, днем, когда мы обращаемся к забвению и воспоминанию в духе Сатурна. Бывают события, о которых мы задним числом говорим: «Этого я никогда не забуду». События, глубоко затронувшие нашу судьбу, открывшие нам новые горизонты, изменившие нас, остаются как бы вписанными в нашу жизнь. Мы забудем детали; вспоминая, мы никогда не вспомним все так, как это было на самом деле, но в самом существенном, в том, как событие подействовало на нас и что оно сделало из нас, в том, каким образом оно стало частью нас самих, мы его никогда не забудем. В качестве примера можно привести переживания на пороге смерти. Чувства постепенно тускнеют, но их воздействие на человека продолжает свое экзистенциальное действие.
Однажды я очутилась в ситуации, которую никогда не забуду, поскольку она изменила меня. Я сидела в саду, принадлежащем некоему лечебно-педагогическому учреждению, и ждала встречи. Вдруг дверь из столовой на террасу приоткрылась, и ко мне со всех ног бросилась больная слабоумная девочка. Изо рта у нее, где еще торчали остатки банана, текли слюни. Подбежав, она вынула банан изо рта и попыталась накормить меня. Преодолев брезгливость, я позволила ей это. И вдруг почувствовала, что это – своего рода причастие. С детства во мне жил страх перед больными людьми. Я стыдилась этого страха, потому что умом знала, что это люди с особенной судьбой. Но знание не помогало мне перед лицом чувств. Только описанная встреча освободила меня от старых комплексов. Они исчезли, поскольку я смогла «забыть» о них в крайней ситуации. И само это забвение превратилось в постоянное воспоминание. – Таким образом, забвение – это не всегда потеря, исчезновение из памяти. Это развязывание узлов, прощание с предрассудками и старыми переживаниями - пережитками.
Чтобы, с одной стороны, соответствовать таким переломным ситуациям, а с другой стороны, чтобы научиться замечать маленькие подарки жизни, полезно регулярно упражнять воспоминание и забвение. Тогда даже пережитую несправедливость научаешься забывать иначе, чем простую несправедливость, научаешься извлекать из нее нечто, что пробуждает тебя по отношению к нуждам других и к собственным слабостям.
Воспоминание и забвение – две стороны монеты, как сон и бодрствование. И относиться к ним следует также. Тогда те события, которые «никогда нельзя забыть», человек сможет забыть из любви и вспоминать как дар. Бывают подарки, которые получаешь не для того, чтобы радоваться или раздавать. Бывают подарки, получающие свою истинную цену только тогда, когда с ними внутренне работаешь. Повесить подаренную скрипку на стену – это странно, это не соответствует сути подарка. Только регулярная игра, только развитие музыкальных способностей придает такому подарку его истинный смысл.
Только учась забывать все то, что происходило с нами – справедливого и несправедливого – и затем вспоминая переживать произошедшее как дар, мы начинаем работать с этим подарком, пока он не превращается в способность. Воспоминание становится благодарностью. Забвение становится прощением.
Суббота, день Сатурна, приглашает нас обратить внимание на забвение и воспоминание, распознать в них идеалы на небосводе души, обратиться к ним, увидеть в них преобразующую человека силу.
Сатурн
Между забвением и воспоминанием
растет прощение.
Между воспоминанием и забвением
цветет благодарность.
Вложи зерна любви
В свои основы.
Воскресенье
Истина – свобода
Для нас, земных людей, солнце – источник света, дневного света. Свет Луны – это отраженный солнечный свет. Луна не рождает свет сама. Огонь, будь то огонь свечи, лампады, огонь горения различных веществ – это скрытый, в древности закованный в материю солнечный свет. Электрический свет – это павший космический свет.
Свет души также имеет свой источник. Это сердце. Мы говорим о сердечном свете и сердечном тепле так же, как мы говорим о тепле и свете Солнца. Давайте же взглянем на сердце, как мы смотрим на солнце. Язык дает нам для этого рассмотрения пару ключевых слов. «Вынести на ясный солнечный свет» и «Солнце светит равно доброму и злому». Мы привыкли относиться к таким фразам с морально-нравственных позиций. Но солнце выносит на свет не только правые и неправые дела, совершившиеся в ночной тьме. Оно вообще проявляет все то, что невозможно увидеть ночью. Ночью все схематично. Все бесцветно. Многое вообще невидимо для нас. Только в свете дня вещи приобретают свой облик, окраску, мельчайшие подробности, свои жесты. Дневной свет не скрывает ни отвратительного, ни злого, ни грязного, ни противного. Потому зло сторонится света, но свет не боится зла.
Так же и сердечный свет, подобный Солнцу. Он высвечивает истину. При этом речь идет не о частичных истинах, исследуемых теми или иными специальными науками. Такие истины меркнут, лишь только оказываются поставленными в более целостный контекст. Речь идет об истинах, которые даруются нам из любви к целостности. Сердечный свет открывает врачу весь организм больного, а не только его болезнь. Сердечный свет открывает воспитателю целостность растущего ребенка, а не только его возрастные проблемы. Сердечный свет дает крестьянину возможность увидеть свое хозяйство в целом, а не только доходные статьи. Сердечный свет дает возможность рабочему или служащему увидеть свое предприятие в целом, увидеть все, что требуется для производства товара или услуги, и пожертвовать ради этого целого свои силы. Каждый человек может попытаться взглянуть в сердечном свете на свою судьбу и на близких ему людей как на нечто целое, отвлекаясь от сиюминутных переживаний радости и горя.
Также о сердечном свете можно сказать, что он сияет над добрым и над злым. Это познается по тому, что свет сердца позволяет нам различить между злым поступком или злым намерением человека и самим человеком.
Одна буддистская притча поясняет это.
Вор, ставший учеником
Однажды вечером, когда Шихири Коюн читал сутры, к нему в келью ворвался вор, вооруженный острым мечом, и потребовал деньги или жизнь. Шихири сказал ему: «Не мешай. Ты найдешь деньги в этом ларе». И он продолжал молиться. Через минуту он остановился и произнес: «Не бери всего. Мне нужно завтра расплатиться с долгами». Вор взял большую часть денег и собрался уходить. «Поблагодари, если получил подарок», - произнес в этот момент Шихири. Вор поблагодарил его и ушел. Через несколько дней его поймали и обвинили в нескольких ограблениях, в том числе и Шихири. Когда Шихири был призван свидетелем, он сказал: «Этот человек ничего не воровал, по крайней мере, не у меня. Я дал ему денег, и он поблагодарил меня за это». Отсидев в тюрьме, бывший вор вернулся к Шихири и стал его учеником.
Сердечный свет дает человеку возможность узнать истину. Она – суть всякой сущности. Она – свет в свете, любовь в любви, Я внутри Я. Она – Христос в нас. В той мере, в какой мы, вооружившись сердечным светом, в состоянии познать истину целого, в той мере мы в состоянии пережить свободу. Свобода действует так, что мы не боимся никакого плена. Всегда находились люди, чувствовавшие себя свободными в тюрьме, поскольку им была открыта истина собственной судьбы, судьбы своего народа, судьбы человечества. Всегда находятся люди, которые в заточении своего больного, немощного тела сердцем видят или, по крайней мере, предчувствуют истинный характер своей судьбы и ощущают себя внутренне свободными несмотря на все ограничения, поскольку они обрели себя. Такую же свободу человек может ощущать в жестких рамках своей профессиональной деятельности или социальной жизни.
Однако эта истина, ведущая к свободе, не задана априори. Мы должны каждый раз заново открывать и обретать ее. Так и дневной свет исчезает каждый вечер и наутро зажигается вновь. Мы нуждаемся в ночной стороне жизни, когда сердце переживает тьму, недостаток любви, томление и скованность, чтобы заново ощутить прибавление сердечного света. Но чтобы встретить день, следующий за ночью, нужно открыть глаза. С закрытыми глазами не отличить ночи от дня. Так и навстречу сердечному свету и явленной им истине мы должны открыть внутренние очи. Иначе внутри нас будет царить ночь. Физические глаза мы открываем, просыпаясь. Некоторые люди просыпаются только по будильнику, который они перед сном должны настроить на определенное время пробуждения. Другие просыпаются в нужное время просто потому, что решили так перед сном.
Рождение на Земле подобно засыпанию. Некоторые люди перед рождением вместе со своим ангелом настраивают своего рода будильник, чтобы проснуться в нужный момент. Другие полагаются на то, что проснутся для истины самостоятельно. А иные не слышат звона будильника и спят всю жизнь. – Итак, некоторые люди просыпаются для истины, явленной светом их сердец, разбуженные ударами судеб. Другие просыпаются, когда проходит ночь, время сна и забытья. А третьи спят по отношению к духовному миру всю жизнь. Последние – несвободные люди, для которых все в жизни – принуждение, для которых судьба – неизбежность, не оставляющая места для свободного решения.
Пробужденная и свободная жизнь в мире тьмы и несвободы предполагает идеал внутреннего света и истины, увиденных сердечными очами. Путеводной звездой для нас могут стать слова Христа, обращенные к верующим, слова, к которым мы можем прислушиваться в воскресный день недели: «Если вы живете в слове Моем, то вы – истинно ученики Мои. Тогда вы познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Евангелие от Иоанна 8, 31-32).
Слово Божие, упомянутое в приведенном отрывке, это не слово Евангелия. Это вообще не какие-то определенные слова. Слово Христа суть творческое слово. В слове человека мы живем всякий раз, когда нечто в нем выражает себя. Растение может заговорить, когда мы самоотверженно наблюдаем за ним. Роза говорит иначе, чем лилия, речь одуванчика не похожа на речь колокольчика. Именно человек дает им возможность заговорить, выразить себя, творя во внутреннем идею, сущность. В этот момент он воспринимает творческое слово, из которого произошло все сотворенное, слово Христа. Так обстоит дело со всем, что начинает звучать в человеке, будь то природа, искусство, музыка, судьба, современные ему события, рождение и смерть: своим внутренним творчеством человек дает вещам выразить себя, заговорить, и в нем звучит творческое слово. Таким же образом Словом Божиим может стать и Евангелие. Заговорить и стать словом может все на свете. Так живем мы в Его слове, и так мы обретаем истину. И эта истина делает нас свободными внутри, соединяет нас с нами самими, неважно, каковы внешние жизненные условия.
Пытаясь жить с идеалами воскресенья, вы обнаруживаете, что они противостоят и по ходу жизни претворяются один в другой, сплавляясь в одно целое. Ибо вначале истина есть нечто такое, что требует познания. Мы должны мысленно постичь ее. А свободу мы связываем с волей. Мы чувствуем себя свободными, когда делаем то, что пожелаем. Но когда на сферы мышления и воли проливается сердечный свет, в человеке рождается импульс не только мыслить истину, но и воплощать ее. Познав истину, ее следует претворить в поступок. А, с другой стороны, человек обнаруживает, что настроение «делать то, что пожелаю» редко рождено свободой. Как правило, оно обусловлено побуждением, движимым удовольствием, капризом или расчетом.
Есть только одна область, в которой никто не в состоянии принудить меня, область, целиком зависящая от моей свободы. Это медитация и молитва. Конечно, есть люди, которые чувствуют себя принужденными к молитве или медитации своими единоверцами. Есть священники, которые чувствуют своим долгом трижды в день прочитывать определенное правило. Но размышления, чувства, интуиции будут рождаться в нем только тогда, когда свой долг он будет исполнять свободно. Свобода лежит в основе живого мышления, начиная с работы над определенным содержанием и заканчивая безóбразным мышлением, когда решающим является внимание и концентрация. Когда благодаря сердечному свету, согревающему волю и просветляющему мышление, истина превращается в импульс к действию, а свобода – в импульс к мышлению, тогда истина и свобода сплавляются в душевное Солнце, сияющее на небе человеческих идеалов.
Истина и свобода – вот те сердечные, светлые, световые слова, к которым можно возвращаться каждое воскресенье, чтобы они снова превратились в человеческие идеалы, в Солнце на внутреннем небосклоне.
Солнце
Познание истины,
действие из свободы
пускают корни в основах нашей души.
Творение истины,
мышление из свободы
это росток, поднимающий стебель,
вызванный к жизни внутренним Солнцем.
Понедельник
Жизнь – смерть
Луна отражает свет Солнца. Под ее влиянием меняется и действие на человека сердечного света. Как Солнце имеет особое отношение к человеческому сердцу, так и Луна – к мозгу и к репродуктивным органам. В природном мире Луна определяет морские ритмы приливов и отливов. В женском организме она определяет месячный ритм. Беременность и рождение ребенка также определяются – если только не предпринимается никакого искусственного вмешательства – ритмами Луны. Десять лунных месяцев мать носит ребенка «под сердцем». – Акушерку, работавшую на острове Зильт, часто вызывали ночью. Она далеко не всегда мчалась на вызов, но всегда приходила вовремя. Разгадка заключалась в том, что она ориентировалась по приливам. – Итак, на жизненные ритмы человека влияет Луна.
Но Луна действует и на полюс смерти в человеке, на его мозг. Наше обычное рассудочное мышление использует мозг в качестве своего орудия. Причем процесс мышления одновременно оказывается процессом умирания. Так описывает его с точки зрения духовидения Рудольф Штейнер. Что происходит, когда в человеке солнечный по своей природе сердечный свет отражается лунной составляющей его мышления? Такой свет оказывает на полюс жизни таинственное воздействие. Душевные очи видят человека при этом иначе, чем днем. Чувства становятся расплывчатыми, огненными, уничтожающими. Мужчина и женщина, соединением которых образуется новая жизнь, теряют голову, самих себя, свою индивидуальность, их охватывает природная телесная сила. Любовные игры могут либо освятить, либо опошлить акт любви. Это зависит от того, сколько непосредственного сердечного света проникло в сферу света лунного.
Иногда Солнце клонится на западе к горизонту, и одновременно на востоке восходит Луна. Глубоко волнующее зрелище, обрамленное красками закатного неба. – Так и во внутреннем мире стоящая под знаком Луны плотская любовь способна заключить в себя Солнце, сердечный свет, и осветить час зачатия новой жизни божественными красками.
Вместе с новым рождением на землю приходит и новая смерть. Луна неразрывно связывает их. На Земле не бывает жизни, в которой бы не таилась смерть. Но и наоборот: скрывающаяся в человеке, в его мозгу смерть таит в себе зародыш жизни; но только не физической жизни, но жизни духовной. Мышление, совершающееся в нашей голове, имеет своим содержанием чувственный мир и материальные закономерности. Но мы, люди, можем научиться превращать в содержание нашего мышления сам процесс мышления. Именно об этом пишет Рудольф Штейнер в своих теоретико-познавательных трудах. Это не означает наблюдения – и сопутствующего измерения – процессов, происходящих в мозгу, но внутреннего вживания в чистый процесс формирования мыслей. Тогда содержание нашего мышления становится свободным от тела. Следующий возможный шаг – сохранить силу мышления, но отказаться от всякого содержания. Тогда – возможно – по ту сторону логических, физических мыслительных процессов вдруг, подобно молнии – вспыхнет интуиция, с которой мы затем сможем творчески, т.е. конкретно жизненно работать дальше.
Существует холодное мышление, содержанием которого являются исключительно конечные продукты, готовые мнения, догмы или результаты исследования, ориентированные на мир мертвого. Такое мышление, в конце концов, приводит к смерти все, на что оно направлено. Но с таким мышлением, тяготеющим к косности и смерти, можно обходиться и иначе. Можно освободить его от мертвого содержания, привести в движение, обратив внимание на то, что находится в становлении, на само становление, действующее между ступенями видимого. Успокоив движения мысли, убрав всякое содержание, в том числе и не предметное, можно оставить только волевой поиск и усилие. Когда человек перестает мыслить что-либо конкретное, когда человек перестает стремиться к определенной цели и в то же время сохраняет присутствие духа, вдруг, часто с неожиданной стороны к нему приходит зародыш нового решения, новой мысли, развивающейся затем по своим собственным законам. Это – новое творение, независимо от того, что другим данная мысль уже приходила в голову. Мысль не была взята как готовый результат – она возникла благодаря тому, что душа своим собственным мышлением подготовила почву, в которую легло зерно интуиции, откуда затем родилось новое бестелесное существо, выросшее, развившееся и занявшее причитающееся ему место в жизни.
Многие писатели творили таким образом свои произведения. Вначале они брали уже готовый, заключенный, «умерший» в книгах и лекциях материал. Затем они «разрыхляли» его до тех пор, пока размышления, исследования, опыты еще что-то давали. Затем они оставляли тему, прекращали работу над ней, полностью освобождались от нее, и вдруг неожиданно возникало нечто новое, нечто существенное. Им оставалось только записывать. Логику развития диктовал сам материал. – Так работает не только писатель, так работает всякий, кто стремится произвести из готового, застывшего, ставшего нечто новое. Так работает ремесленник, архитектор, учитель и врач. Так работает всякий, кто стремится отвоевать у жизни, у судьбы нечто новое.
Чтобы начать, нужно побороть рутину. Все, что бежит и развивается по накатанному, уже мертво. Как только мы разбиваем рутину и начинаем заново, в мышлении ли или в действии, так сразу же у нас появляется шанс отвоевать у смерти жизнь. С рождением человека в мир приходит смерть. Смерть, оцепенение, застывшая мысль, неподвижный духовный образ – все это может стать колыбелью нового творения. Жизнь и смерть стоят под знаком Луны.
В понедельник человек может направить свой внутренний взор на потери, характер которых сродни умиранию. Смерть близкого, смерть задуманного, умершая дружба, погибшая вера в себя – у каждой смерти человек может отвоевать жизнь. Оглянитесь вокруг: на землю упал мертвый лист, а на ветке, где он только что висел, уже образовалась новая почка. – Новая жизнь многолика и многогранна. Беспомощный старик, неспособный без помощи сиделки встать с постели, тем не менее обретает внутреннюю независимость. Умирают привязанности, рушатся связи между людьми – и в результате рождаются новые жизненные задачи. Каждая смерть скрывает зародыш новой жизни. Так же как в каждой жизни таится умирание. Жизнь и смерть зажигаются на внутреннем душевном небосклоне.
Луна
Всякая земная жизнь
таит в себе смерть.
Да пробудится из застывшего жизнь.
Как лист зеленеет на солнце,
зеленеет душа в сердечном свете.
Когда засохший лист отрывается от ветки,
возникает новая почка.
Вторник
Борьба – мир
Вторник связан с планетой Марс. Связь особенно ясна во французском языке. Вторник по-французски – mardi, день Марса. Со времен древности влияние красноватого сияния Марса ощущалось в битвах и войнах.
Война предполагает противостояние. Первоначальное единство должно распасться, расколоться. Так Бог, как описывается в Книге Бытия, сотворил мир из взаимодействия всех стихий, элементов, из хаоса, разделив целое на отдельные части.
Он отделил свет от тьмы. Он отделил воды над небом и воды под небом. Землю он выделил из воды. Он поднял растения из земли, рыб породил из воды, птиц – из воздуха. Звезды, Солнце и Луну Он сотворил на четвертый день из света. Прежде сотворения видимого человека Он сотворил из человека сверхчувственного животный мир во всем его многообразии и во всех его односторонностях. Ни один человек не способен летать, как птица, обладать таким острым зрением, как орел, таким обонянием, как собака, так точить дерево, как бобер. Зато человек способен думать и создавать своим мышлением орудия труда, инструменты и машины, помогающие ему во всех видах деятельности.
В Шартрском соборе изображено сотворение Богом животных. За спиной Творца, как если бы он смотрел из-за плеча на акт творения, уже присутствуя в духе Создателя, стоит человек.
Позже из человека будет рождена женщина и Адаму противопоставят Еву. Так все сотворенное рождается из разделения.
Но разделение не обязательно ведет к войне. В любви тоже есть любящий, и тот, кого любят. Бог породил из своей полноты человека, чтобы любить его и быть им возлюбленным.
В Японии, в Наре, есть храм с огромной статуей Будды. Она покоится на пьедестале. На четырех плоскостях пьедестала изображена «природа Будды», скрытая в каждом человеке и ждущая своего пробуждения. Будда ведь не Бог буддистов, Будда – совершенный человек, не нуждающийся в дальнейших воплощениях. Природа Будды живет во всем творении и стремится раскрыться в человеке. Этапы развития изображены на пьедестале в Наре. Впереди можно увидеть всеединого Будду. На левой стороне изображен Будда любви в двояком облике; на правой – Будда войны тоже в двояком обличье, борющийся сам с собой. На обратной стороне снова всеобъемлющий Будда, содержащий в себе все, Будда мира. Природа Будды в человеке – это, в том числе, борьба и любовь. Речь не идет о том, чтобы уничтожить зло, но чтобы претворить его любовью, указать злу то место, где оно обретет свой смысл.
Любовь дает человеку силу отвоевать частицу зла. Пока это происходит нечасто. Происходящее между народами на Ближнем Востоке, в Азии – это месть, это противоположность претворению зла. Но в жизни отдельных людей и в социальных отношениях существуют иные примеры. Один человек попытался развить из того злого, что было ему сделано, развить силу прощения, вглядевшись во «врага», в его судьбу, его душевный строй, в то, как он стал злым. И вдруг он заметил, что произошедшая с ним несправедливость как-то связана с ним самим. Между ним и обидчиком неожиданно возникла связь, которой в другом случае может быть и не было.
Ряд людей и организаций предпринимают попытки по-новому работать с людьми, понесшими наказания за свои преступления. Строятся тюрьмы, где с преступниками обращаются по-человечески, даже пытаются помочь узникам вернуть свое человеческое достоинство, снова вернуться в общество.
Рудольф Штейнер однажды сообщил из источников духовного исследования довольно неожиданную вещь, способную углубить связь между миром и войной. Он описал, как царский сын Сидхартха, став Буддой и не имея нужды возвращаться на Землю, через много веков после своей смерти, уже после пришествия в земной мир Христа, получил новую духовную задачу. Он был послан на Марс, конечно не в теле, но как духовная индивидуальность, в духовную сферу Марса. Там он призван претворять в силы мира те силы войны, которые струятся от Марса к Земле. как Христос из смерти вырвал для человечества воскресение, так Будда из расколотости, разобщенности создает силы мира и направляет их человечеству, той его части, которая открыта этому посланию. Мы откроемся этому миру, вырванному у сил войны, только тогда, когда мы здесь на Земле воспримем тот мир, который Христос дает людям. Сосуд для принятия этого мира – мы сами. Как это может быть? В таинстве исповеди Общины христиан содержится ответ на этот вопрос. Мы призваны пожертвовать свои мысли и принять свою волю. Тогда наши души смогут почувствовать мир, который Христос дает нам. И одновременно мы окажемся в состоянии из раскола, войны, битвы, вражды стараниями Будды вырвать мир – мир, который раскроется не только в нас, но от нас засияет в далекое будущее. Благодаря нашим делам и мыслям мира возникнет небесный град Иерусалим, как об этом говорится в последней книге Нового Завета, в Апокалипсисе.
Шалом значит мир. Иерусалим – город мира. Но каково наше участие в строительстве этого города? Что значит приносить в жертву мысли? Один способ – время от времени отказываться от привычного, эмоционального хаоса мыслей. Жертвовать всеми негативными, критическими, разрушительными мыслями. Другая возможность – использовать силу мысли не только для достижения собственных познаний. Мышление направляется на такие мысли, которые мне не принесут никакой личной пользы, на мысли, которые важны для очищения и уплотнения духовной атмосферы мира. В каждой молитве, в каждой медитации, в каждом истинном культе мы таким образом жертвуем наши мысли. И нашу волю мы принимаем в каждое мгновение, когда осуществляем не свое сиюминутное желание и не вторгаемся в мир по собственному произволу, но когда мы пытаемся прислушиваться к судьбе, пытающейся поведать нам о нашем решении и выборе до рождения, выборе, согласном с божественной волей. Если мы способны открыться воле, одновременно нашей собственной и божественной – это милость Божья. Этому можно учиться. Тогда мы почувствуем мир, как он живет во Христе. И одновременно в нас продолжится дело Будды, которое он совершает на Марсе, выковывая из войны мир.
В этом процессе зло получает новое место в развитии человечества, получает благодаря людям, работающим в духе любви и мира с силами Марса, как они сегодня струятся с небес. Кто лелеет в душе этот обновленный импульс Марса, тот снимет для себя кажущуюся противоречивость двух высказываний Христа. «Я пришел принести не мир, но меч» (Евангелие от Матфея 10, 34) и «Мир оставляю вам. Мой мир даю вам. Не так, как мир дает, я даю вам» (Евангелие от Иоанна 14, 27).
Как правило люди говорят о мире, если нет войн. Значит прежние войны кончились, и между народами был заключен мирный договор. Мир превращается в объект права. Но такой договор может быть нарушен. Тогда снова война, до следующего мирного договора.
Другое переживание мира дарит пейзаж, заход солнца, птичье пение. Но тот ли это мир, который дает Христос? Христос без сомнения не отвечает за подписание мирных договоров и за создание умиротворенного настроения. Но он протягивает нам меч для внутренней борьбы, в которой мы должны выстоять. Конфликт с другим человеком лишает нас мира, даже если государства не ведут войн и нас окружает прекраснейшая природа. Игнорировать конфликт – не значит, созидать мир. Мы должны овладеть ситуацией, должны работать над ней. Мы должны найти в ней смысл, научиться чему-то. При этом предстоит преодолеть множество застывших представлений, мнений и ожиданий. В таком преодолении живет тот, кто приносит не мир, но меч. Если мы приняли меч для внутренней борьбы, тогда мы вправе надеяться на мар с миром, который дарует нам Тот, кто дал протянул нам прежде меч.
Этот мир совершенно иного свойства, чем закатное настроение или мирный договор, впрочем, правомерно присутствующие в нашей жизни. Приветствие Христа, обращенное к ученикам: «Мир вам», звучит в Евангелии только после Воскресения, только после битвы и победы над смертью.
В день Марса мы можем обратить наше внимание на меч, который Он протягивает нам, и на мир, который Он дает тем, кто вооружился в своем внутреннем мечом, и который Он дает не так, как мир дарует нам умиротворенное настроение или правовой мир с соседями. Он дает мир не как противовес войне, но как плод внутренних битв. Мир и борьба нераздельны.
Марс
Не бойся расколов!
Без них не бывает становления.
Только ими движется развитие.
Но дай им нужное направление,
чтобы зародышем стала
внутренняя борьба
за внутренний мир.
Любовью, соединяющей все расколотое.
Среда
Рана – исцеление
Среда имеет особенное отношение к Меркурию. Снова эта связь лучше видна во французском названии дня недели: mercredi, день Меркурия. Бог Меркурий был покровителем воров, торговцев и врачей, и, кроме того, был посланником Богов, посредником между Богами и людьми. По сей день жезл Меркурия – посох, вокруг которого переплетены две змеи – является символом врачевания.