Пожертвованная любовь – любовная жертва




 

Пятница посвящена германской богине Фрейе[1]; в Риме ее звали Венера. Венера – богиня любви. От планеты Венеры к Земле струятся силы любви. Величайшее деяние любви, совершенное Богом ради человека, произошло в день Венеры, в Страстную пятницу. Сын Божий пожертвовал себя ради людей. Три года он жил среди людей, исцеляя их. Претерпев телесные страдания и духовное унижение, он отдал свою человеческую жизнь и претерпел смерть в ее глубочайшей форме ради того, чтобы внести силы Воскресения в каждую человеческую боль и каждую человеческую смерть. Так внес он в средоточие человеческой жизни силы Венеры, превратив их в источник любви. С тех пор любовь действует в человеческой жизни не только как внешняя, природная сила. Христос явил себя как существо любви, претворив любовь Венеры в человеческую любовь и сообщив пятнице, дню Венеры, новое качество, качество жертвы.

Любовь, как и прежде, дар Богов, но только через жертву любовь между людьми может выстоять, пройдя через испытания и превращения. – Всякая любовь начинается как природная склонность, как кармическая заданность, струящаяся от Венеры к Земле. Часто она пронзает человека в самое сердце, причиняя страдания и похищая рассудок. Раньше люди говорили о том, что стрелы любви посылаются крылатым младенцем, Амуром. Из возникшей раны и струилась любовь. Рана кровоточила и саднила. Но когда рана заживала, проходила и любовь. Но если любовь научит человека принести ради другого жертву, тогда рана останется открытой. Такие раны Христос – существо самой любви – принимает на себя и несет как свои собственные.

Сегодня Христос призывает учеников коснуться не своих телесных ран. Сегодня он узнаваем во всякой человеческой боли, во всяком человеческом страдании. Конечно, далеко не все нанесенные нам раны узнаются нами как раны любви. Нам еще надлежит в отношениях с другим человеком обрести готовность для жертвы. Она рождается в свободном дарении и отказе. Когда такое настроение становится для нас естественным, можно сделать следующий шаг и признать такие жертвы, к которым мы были принуждены, когда мы действовали несвободно, когда мы чувствовали самих себя жертвами. Яркий пример – павшие на войне солдаты. Их называют жертвами войны. Они не по своей воле отдали свои жизни. Но их любовь и любовь тех, кто был связан с ними на земле, может – если не умрет – претворить жертву в субстанцию жизненного опыта, в способность принять, понять раны и страдания, поскольку они могут стать источником новой любви.

Каждый человек может чувствовать себя по жизни воином, готовым на жертву, как свободную, так и вынужденную. И он может трезво и открыто верить в то, что обе жертвы образуют в нем субстанцию, превращающуюся в его душе в новую способность, не столько зависящую от встречной симпатии, сколько пробуждающую ответную любовь. Иногда ответная любовь приходит со стороны объекта нашей любви, иногда совсем с другой стороны: от нуждающегося, от ребенка, он учителя, мастера, от общины. Без жертвы любовь – дар Венеры. В жертву человека изливается жертва Христа, который есть квинтэссенция любви. Эта новая любовь, рожденная в Страстную пятницу в момент смерти на кресте, с тех пор сияет на внутреннем небосклоне как утренняя звезда, сияет в каждом восходе и в каждом закате, который переживает человеческая душа.

 

Венера

 

Любовь есть творящая сила,

и также покой в творчестве.

Как идея растения

пронизывает растение,

от семени до стебля,

от почки до цветка,

от плода до семени,

так пронизывает любовь,

существо Христа,

всего человека

от рождения до смерти,

сквозь покой творчества,

сквозь творчество покоя,

чтобы человек стал человеком.

 

 

Христианизация идеалов

 

В завершение нашего рассмотрения обратимся к христианизации идеалов, актуализированных в связи с днями неделями.

В природе благодаря взаимодействию двух противоположных сил, мужского и женского начала, рождается новое существо – новый человек или новый экземпляр определенного вида. В душевной сфере противоположности проявляются таким образом, что человеческий дух поначалу считает их несоединимыми. Тогда в мире царит принцип «или-или». Или хорошо, или плохо, или прекрасно, или ужасно, или истинно, или ложно, или смиренно, или царственно.

Благодаря Христу, существу любви, противоположности преобразуются так, что пронизывают друг друга и между ними возникает нечто новое, целительное. Благодаря христианской любви это третье, это промежуточное между двумя исходными началами, попадает в сознание и обретает существо. В литургии Общины христиан недаром говорится о «любви, творящей сущностное».

В царстве природы и царстве стихий мы предвосхищаем духовное, направляя свое внимание на то, что живет между растениями. Тогда их облики, их композиции предстают перед нами как произведения невидимого художника и его помощников, элементарных духов. В царстве человеческих отношений общность создает совершенно особый дух. Пауль Клее говорил о промежуточном царстве. Мы можем назвать эту область областью троичности, областью, где царит любовь и свобода, отсутствующие в мире дуализма, областью, коренным образом меняющую жизнь. Давайте попробуем в духе сказанного сжиться с качествами различных дней недели и претворить планетные силы в силы христианские.

Некогда звезда Христа указала путь трем царям. Может быть и сегодня люди в состоянии стать священниками и царями, следующими по своему жизненному пути за новой звездой, пока она не приведет их к младенцу, укрытому в колыбели души, к существу любви, стремящемуся действовать в человеке и через него.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: