Движение по реке
Принцип простой: выставляется катамаран в нужном направлении гребками управления, учитывая инертность катамарана, набирается скорость прямыми гребками. При этом учитываются скорость реки, обстановка вокруг катамарана, работа других гребцов. Для лучшего обучения надо:
- знать теорию.
- первые пороги проходить только с просмотром.
- самому наметить линию движения, обсудить её с лоцманом, внести коррективы при необходимости.
- посмотреть прохождение первого экипажа, внести коррективы при необходимости.
- пройти порог, стараясь реализовать намеченную линию движения. Растерялся в пороге и нет команд – греби вперед. Команды лоцмана выполнять беспрекословно, все вопросы к нему – на берегу.
- ещё раз посмотреть порог, вспомнив реализованную линию движения и свои действия при этом. Проанализировать свои действия и получить замечания лоцмана.
- в дальнейшем надо научиться быстро оценивать ситуацию в пороге и быстро выбирать: подстроиться под воду или упираться для реализации выбранной линии движения.
Отчаливание
Катамаран спускается в воду под острым углом к течению носом вверх по реке, чтобы струя била в борт и стремилась прижать судно к берегу. Передний гребец, чье место ближе к берегу, придерживает катамаран (он садится последним), первыми садятся другой передний и задний по диагонали, потом – задний, дальний от берега. Последний отталкивает нос от берега и садится в стремена. Все гребут вверх по течению, затем передний, дальний от берега закалывается или задний табанит или оба вместе, и судно водой разворачивает по течению. Иногда приходится стартовать носом вниз по течению. Тогда садятся в обратной последовательности. Выходят на струю прямыми гребками, задние держат правильный угол.
|
Чалка (причаливание к берегу)
Самый главный маневр. На сложных участках реки места чалок обговариваются заранее и по мере надобности оборудуются страховкой. Иногда (на протяженных сложных участках) чалка просто необходима для отдыха гребцов и для спасения их жизней.
Если катамаран проходит рядом с уловом (надо задать небольшой угол на улов), передний закалывается в стоячую воду, остальные могут помогать ему (иногда, в особо сложных случаях), а могут грести прямо. Течением судно разворачивает, при достаточно остром угле все переходят на прямые гребки и заводят катамаран в улов. Как только нос касается берега, передний с этой гондолы выскакивает из катамарана и держит его, буквально ложась под гондолу. Затем передний и задний, ближний к берегу, тоже выскакивают и один помогает держать кат, другой (передний) привязывает чальный конец. Оставшийся на судне помогает им прямыми гребками. Этот способ позволяет чалиться на струе.
Если есть достаточно большой улов или берег позволяет выброситься на него, можно чалиться и находясь на струе подальше от берега. Тогда надо выставить угол на улов, с учетом сноса судна течением реки, и прямыми гребками разгонять катамаран в улов или на берег. Передние гребут только вперед прямыми гребками, задние держат нужный угол и помогают передним.
Весла следует не оставлять на судне, чтобы не потерять, а брать с собой на просмотры. Весла – очень эффективный вспомогательный инструмент при посадке и высадке. Не надо прыгать по кату, надо плавно передвигаться, используя весло, как опору…
|
Прохождение препятствий
Линию движения в сложных порогах надо стараться выбирать по струе, с минимумом маневров. Прохождение порогов можно разложить на эпизоды, в которые экипажу необходимо опять-таки выставить угол гребками управления, сместиться в нужном направлении прямыми гребками.
Когда опыт ещё не большой, надо проходить пороги с предварительной разведкой. При просмотре — обращать внимание на то, как проходит по порогу основная струя, на места, где она образует прижимы, бочки, сливы. Представить, как кат пойдет по струе, выделить мелкие камни и бочки, которые могут повернуть его, определить последовательность действий (или бездействия, если подвернет в нужную сторону) по исправлению ситуации. Если возникают сомнения, как судно пройдет сложные места, бросают на струю бревно, палку (часто в этом качестве выступает более опытный экипаж). По результатам эксперимента корректируют линию движения.
Заходить в порог надо по струе, по языку. При движении рядом со струёй катамаран всё равно затянет на струю за счет устойчивого поперечного течения, силы будут потрачены зря; в струю входить всё равно придется, выполняя манёвр непосредственно перед или в самом препятствии при дефиците пространства и времени, что грозит навалом на камни или тем, что не получится войти в струю.
Исключения составляют:
1.струя ведет в завал, негабарит и т.п. - обнос, если нет возможности просочиться по мелководью.
2.Струя, отражаясь от камня правого берега, бьёт в камень левого берега, стоящий ниже по течению, занимая всё пространство ворот. Т.е. ворота получается расположенными вдоль струи. В подобных случаях надо заходить не по струе, а, разгоняясь сбоку, входить в струю. Другие варианты — обнос и мелководье.
|
3. когда мощь реки (струи) не адекватна объему судна. Здесь надо резать струю, чтобы попасть в менее мощную её часть, более спокойный участок реки. Или обнос.
При возможности зайти по такой части струи и заранее заложить такой угол в первых воротах (под воротами в данном случае надо понимать ограниченную часть реки, в которую обязательно надо попасть при прохождении порога — слив, промежуток между камней, язык струи...), чтобы после их прохождения оставалось бы только набрать скорость, сместиться в нужном направлении. Это правило относится и к дальнейшему прохождению, если есть возможность увидеть последующий путь или запомнили линию движения при просмотре. Когда не ясно в какую сторону идти после ворот, а судно уже повернуто, не торопитесь выставлять нос вниз по реке, оглядитесь, может быть вам в ту сторону и надо (иногда легче заложить вираж, изменить намеченную линию движения, а не пытаться погасить инерцию катамарана и доворачивать его в нужную сторону). На длинных порогах надо использовать более спокойные участки для того, чтобы перевести дыхание, подготовится к следующей части.
На катамаране выполняют крен при навале на препятствие, прохождении сильного прижима. Крен надо делать, телом отклоняясь на препятствие. При навале иногда приходится переходить на другую гондолу, ту, которая соприкасается с препятствием. Если навал на препятствие неизбежен – лучше подойти к нему тоже под прямым углом, есть шансы, что носики сыграют и отведут катамаран.
Виды препятствий и техника безопасности
Бочки
Пенное месиво, образующееся на месте падения воды с крутых сливов.
Опасность Из бочки довольно сложно выбраться, пенный поток будет засасывать судно или упавшего в него туриста, а встречное течение на поверхности будет мешать еще больше, возвращая к наиболее опасному участку. Бочки проходятся перпендикулярно гребню; здесь частенько воду для гребка приходится искать глубоко или тянуться далеко вперед. После сливов часто встречаются бочки, поэтому действия экипажа в общем-то похожи.
Главная задача, если ты не смог удержаться на катамаране по время сплава по реке, — не выронить из рук весло. С ним будет больше шансов выбраться. Когда будешь вариться в бочке (течение будет носить тебя по кругу), можешь попробовать или перегрести течение, что, конечно, сложно, или же поймать основную струю, которая и вынесет тебя из бочки. Обычно она проходит по дну или вдоль берега.
Валы
Это волны, скрывающие неподвижные препятствия. Образуются из-за специфики рельефа дна. Проходятся перпендикулярно гребню. Особенно опасны косые валы.
Опасность Если вал окажется слишком крутым, судно перевернется. Часто встречаются нагромождения валов: только закончился один — тут же перед начался другой.
Как выжить При прохождении вала важнее всего слаженные действия экипажа — грести нужно дружно и вовремя. Если упал в воду, главное — не захлебнуться, грести нужно как можно активнее, чтобы выплыть к берегу или к острову. Правильная поза при самосплаве — ногами вперед, колени прижаты к груди, так столкновение с подводными камнями окажется для тебя наиболее безопасным
Шиверы
Неглубокие участки реки с очень быстрым течением, нагромождением камней (они могут быть как на поверхности, так и под водой), валами и бочками.
Опасность Острые подводные камни могут прорезать баллон катамарана, о камни можно удариться головой.
Как выжить Опасные участки реки лучше всего сначала просматривать с берега, а потом уже проходить на катамаране. «Если тебя несет по течению, постарайся зацепиться за камень и дождаться, пока тебя спасет проплывающий мимо экипаж. Другой вариант — отталкиваться от камней ногами или веслом и таким образом добраться до берега или острова», — советует инструктор.
Пороги
Это резкие понижения уровня воды. Возникают на стыке плит, могут быть водопадного типа. Также возникают в местах нагромождения крупных камней. Могут сочетать в себе все вышеперечисленные препятствия.
Опасность Возможны непредсказуемое поведение судна и угроза оверкиля (переворота катамарана) из-за трудности управления.
Серьезные пороги проходятся только по струе, как бы ни прельщала возможность обойти часть препятствия сбоку, а потом выйти на струю. Главное при прохождении порога — правильно зайти (по струе, по языку), пользоваться помощью струи, быстро сообразить, когда надо уходить со струи, варьировать скорость от нуля до максимальной, иногда отрицательной. Правильность зависит от многих факторов, прежде всего от струи, самого порога, уровня воды в реке, манеры движения экипажа.
Как выжить Перед порогом зачалиться и внимательно изучить карту местности. Если успешное прохождение порога под вопросом, организуется страховка с берега, разгружается судно — так оно будет более маневренным. Если (согласно карте) порога впереди быть не должно, видно, что течение ускоряется и слышен нарастающий шум — Скорее всего, порог есть. Нужно пристать к берегу и по возможности сделать разведку.
Завалы
Считается одним из самых серьезных препятствий, которые только могут встретиться на реке. Это скопление бревен и прочего мусора в русле реки.На горно- таежных реках опасны ещё и тем (кроме очевидной угрозы жизни туристов), что их практически невозможно привязать к конкретному месту — после паводка они часто перемещаются. Но реки сейчас все известны, лоции написаны и там где ожидаются завалы лучше заранее пристать к берегу и разведать. Когда завал состоит из одного бревна через всю реку, могут быть варианты когда один конец бревна, перегораживающего реку, чуть приподнят над водой, и можно протиснуться там или чуть притоплен, и, разогнавшись, можно перескочить в этом месте.
Надо помнить: завал = смерть!!! Это смертельно опасное препятствие на воде. Единственный способ надежного прохождения - не попадать в завалы!
Если вас несет на завал на кате, необходимо вылезти на него желательно одновременно с касанием завала катом, в следующий миг после касания кат начнет притапливать и затягивать под завал вместе со всеми, кто на нем находится. Если струя не очень сильная, то, зачалившись к завалу лагом, необходимо перелезть на ближний к завалу баллон, и если нет опасности переворота катамарана, пропихивать его на струю или к берегу...
Если вы плывете в завал самосплавом, боритесь!!! Гребите, смещаясь поперек струи к краю залома (это когда он не через всю реку) или к берегу, под которым струя слабее. Может вам и хватит сил и времени, чтобы избежать контакта или выплыть на более мелкое место, откуда можно выбраться или где вам смогут помочь. Обычно не хватает 1-2 гребка... Боритесь!!! Спасайтесь как от убийцы-маньяка!!! На кону – ваша жизнь!
К чудесным спасениям в такой ситуации относятся случаи, когда народ проныривал под завалом, если он не до дна. Или когда начинали дышать через катетер спасжилета, но, к сожалению, надежных рекомендаций тут нет. Боритесь. Не поддавайтесь панике. Пытайтесь анализировать ситуацию, в которой находитесь. Единственное снаряжение, которое может тут помочь, удача.
Попадание в завал - не аварийная ситуация. Это КАТАСТРОФА!!!
Вам надо не просто бороться, надо СПАСАТЬСЯ!!!
Спасение вещей и судна ВТОРИЧНЫ!!!
Предупреждая возможный вопрос, почему при наличии таких страшных препятствий категория реки 1-2, скажу: завал, препятствие 1й к.с., это обнос!!! Категорируют линию движения для избегания попадания в завал, она может быть и 2 к.с., и 6 к.с. Завал не может сам по себе увеличивать категорию. Синонимом завала является слово «непроход».
- Водопады - падение воды в реке с уступа, пересекающего речное русло. В отличие от порога характерны резкий перепад высоты речного дня и отвесность падения.
Проходятся по языку. Перед прыжком все отклоняются назад, при касании воды гребцы резко закалываются перед собой и тянут катамаран вперед.
- Слив - заметный на глаз локальный перепад уровня воды, обесловленный наличием в русле водотока камней и других препятствий. В отличии от водопада вода в русле не спадает, а стекает. Проходится аналогично водопаду.
- Прижимы - нагон воды на отвесный (чаще скальный) берег на поворот реки под действием сил инерции потока. В результате поперечного смещения воды непосредственно у берега происходит локальное повышение её уровня. Проходится по внутренней части струи, закладывая угол на выгнутый берег и отгребаясь от прижима под небольшим углом к струе.
Наиболее частые ошибки
· Основная и часто распространенная ошибка при преодолении препятствий — когда начинают грести в нужную сторону не выставив катамаран. В результате: тратится много сил и драгоценного времени на неправильные и ненужные действия, судно разворачивается не в нужную сторону, не смещается в нужную.
· Обратная ошибка: нос катамарана выставлен, надо смещаться прямыми гребками, а гребец в зависимости от ситуации: а) вообще не гребет, б) продолжает выполнять гребки управления.
· В результате в прижиме отгребаются от препятствия, когда надо уходить вниз по струе, смещаясь по ней под некоторым углом от прижима, при чалке пытаются притянуть кат к берегу по кратчайшему расстоянию, подставляя борт под струю. Катамаран при этом не заходит в улов, а смещается ниже, под угрозу ставится возможность чалки.
· Пороги на катамаране проходятся не по струе. Часты случаи, когда кат уводят со струи, чтобы выйти на неё уже перед самим препятствием. При этом может получиться аварийная ситуация: кат не всегда удается вывести на струю, выйдя на струю надо устанавливать правильный угол, мало времени и места на набор скорости. Тратится много сил и времени занятие катамараном правильного положения в струе.
· Страховка выставляется в пороге. Человек, находясь в нестабильном положении, не осмотревшись, не может взять спасконец, а кат-спасатель рискует проходить оставшуюся часть порога как бог на душу положит, да ещё одному из экипажа приходится держать, помогать, контролировать спасаемого.
· Человек со спасконцом ставится в месте, где не может перекрыть струю веревкой.