Господство натурального хозяйства и обусловленное этим слабое развитие финансового хозяйства не содействовало развитию финансовой науки и в средние века. Длинный список европейских ученых, занимавшихся проблемами финансов, возглавляет Фома Аквинский (1225-1274). Он впервые предпринял попытку обосновать право короля на сбор налогов с подданных.
Фома Аквинский (1225–1274) – автор обширного сочинения по теологии, суммировавшего канонические взгляды католической церкви. Определенное место в этих канонах занимают экономические воззрения, опирающиеся для начала на труды Аристотеля.
Фома Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей такого, чего не существует в природе. Но денежные займы на содержание наемной армии, государственные нищеты допустимы. Тогда взимание процента – компенсация за риск потери денежной ссуды.
Деньги возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти; она чеканит монету и обозначает ее ценность. Фома Аквинский выступает против «порчи» денег, советует копить и хранить денежный запас. Каноник – приверженец приватной собственности, ее умножения и обороны. [4]
Но в основном для средних веков характерны общие положения о финансовой нравственности, разбросанные в теологических, философских, политических и юридических сочинениях схоластиков.
Меркантилизм
Финансовая наука возникает одновременно с политической экономией в XV столетии в городах Северной Италии, переживавших экономический подъем и культурный рост. На грани средневековья и нового времени торговый капитализм создал не только материальные условия для возникновения новой отрасли общественного знания, но и настоятельную потребность в сознательном отношении к финансовому хозяйству.
|
Меркантилизм был отражением первых успехов торгового капитализма. В конце XV в. начинают свою литературную деятельность многие писатели-меркантилисты.
Вклад ученых в развитие науки о финансах различен. Это связано с эпохой, в которую они жили. Первыми авторами работ по финансам были итальянцы Ф. Петрарка, Д. Караф, Ф. Гвиччардини, Дж. Ботеро, Н. Макиавелли и др.
Среди них наиболее интересен Диомеде Карафа (ум. В 1487 г.). Он повторяет все, что до него сказал Фома Аквинский, но поскольку Карафа одно время руководил финансовым хозяйством Неаполитанского королевства, это дало ему возможность ввести в научный оборот новый материал и поставить новые задачи. Он делил расходы на 3 группы: расходы по обороне страны, расходы по содержанию государя, расходы по удовлетворению чрезвычайных потребностей. Карафа считает, что основой бюджета должны быть домены (государственные имущества, которые имеют своим назначением приносить доход казне), что государь не должен истощать народ большими поборами, что налоги должны быть только чрезвычайным источником, что в мирное время надо скопить денежный запас для будущей войны. [2, с.7]
Карафа мечтал о сбалансированном бюджете, располагающем большими средствами, которые можно направить на повышение всеобщего благосостояния. Он хотел избежать необходимости брать вынужденные займы (которые он сравнивал с воровством и грабежом), выступал за строго определенные, справедливые и умеренные налоги, которые не приводили бы к бегству из страны капитала и не угнетали бы труд, — по его мнению, источник богатства, — умалчивая о бизнесе, хотя и добавлял, что промышленность, сельское хозяйство и торговлю надо поощрять займами и другими средствами. [5]
|
Недостаточность доходов от доменов к XVI в. заставила государство перейти к использованию в этом качестве регалий (монополий), пошлин, налогов. Это побудило писателей того времени, занимавшихся государственными науками, исследовать и вопросы финансового хозяйства. Можно сказать, что в XVI в. укрепляется связь между финансовой теорией и практикой, иначе говоря наука приобретает более заметное влияние на финансовую практику.
Выдающимся экономистом XVI в. является француз Ж. Боден. Финансы составляют в его сочинении «Шесть книг о республике» предмет систематического обзора. Боден включает в свою финансовую систему 7 источников дохода государства:
- домены
- военная добыча
- подарки дружественных государств
- сборы с союзников
- доходы от торговли
- пошлины с вывоза и ввоза
- дань с покоренных народов.
При этом в источниках государственных доходов отсутствуют налоги. К ним, как считал Боден, следует прибегать лишь в исключительных случаях. Он считал налоги опасным средством, ссорящим подданных с королём и побуждающим их к восстаниям. Что же касается расходов государства, Боден указывает, что собранные ресурсы следует тратить на содержание королевского двора, благотворительность, содержание армии, постройку крепостей, городов и общественных зданий.
Таким образом, меркантилисты в лице Бодена предприняли первую попытку определения финансового хозяйства как хозяйства, состоящего из государственных доходов и расходов. Однако учитывая классификацию доходов Бодена, можно сказать, что экономическая и финансовая науки в эпоху меркантилизма делали только первые шаги. [2, с.8]