Рабочая программа дисциплины
Особенности оперативно-розыскной деятельности
Направление подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция
Направленность (профиль) уголовно-правовая
Присваиваемая степень бакалавр
Форма обучения заочная
Костанай 2016 г.
Рабочая программа дисциплины составлена:
доцентом кафедры права, к.ю.н. Байзаковой Г.М. ____________
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция, утвержденного 04 мая 2010 года №464.
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры права
Протокол № 2 от «13» сентября 2016 г.
Заведующий кафедрой __________________ П.В.Волошин
Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ»
Протокол № 1 от «22» сентября 2016 г.
Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко
Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от 1 сентября 2016 г. № 476-1 «Об утверждении шаблонов документов»
Общие сведения
1.1 Характеристика дисциплины:
1.1.1 Назначение дисциплины: формирование у будущих юристов понимания сущности, задач, принципов, форм и методов оперативно-розыскной деятельности. От современного сотрудника правоохранительных органов требуется глубокое и прочное знание норм оперативно-розыскного законодательства и умение руководствоваться ими в повседневной работе при решении поставленных задач.
Изучение теоретических и прикладных проблем оперативно-розыскной деятельности имеет важное значение для выработки у будущих юристов четкого понимания этого основного направления правоохранительной деятельности.
1.1.2 Цели дисциплины: достижение всестороннего, глубокого понимания обучающихся природы и сущности основных форм и методов оперативно-розыскной деятельности, изучение регламентируемой законом деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по расследованию и разрешению уголовных дел.
1.1.3 Задачи дисциплины: формирование у студентов знаний в области оперативно-розыскной деятельности; формирование у обучающихся юридического мышления, понятийного аппарата.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОП. Данная дисциплина входит в профессиональный цикл Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция и относится предмету по выбору, определяемому студентом.
1.2.1 Пререквизиты: пререквизитами курса «Особенности оперативно-розыскной деятельности» являются такие дисциплины, как уголовно-процессуальное право, правоохранительные органы, прокурорский надзор, уголовное право, криминалистика.
1.2.2 Постреквизиты: усвоение основ организации оперативно-розыскной деятельности позволяет более полно изучить такие дисциплины как уголовно-исполнительное право, особенности уголовного процесса РК.
1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС) | Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-2 | способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы юриста | Знать: - научное представление о сущности и роли юриста; - основы профессиональной этики юриста. Уметь: -работать в коллективе, взаимодействовать с коллегами; - общаться с коллегами и выражать собственное мнение; Владеть: - базовыми правилами сбора, обобщения, первичного и последующего анализа правовой информации; |
ОК-3 | владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | Знать: - о проблемах науки и развития как самостоятельной отрасли права; Уметь: - применять научные методы при решении профессиональных задач. Владеть: - основными методами, способами и средствами получения и обработки правовой информации, в том числе посредством использования компьютеризированных баз правовых данных и глобальных компьютерных сетей. |
ОК-6 | нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону | Знать: - основные нравственные принципы профессиональной деятельности оперативного сотрудника; - основы профессиональной этики юриста. Уметь: -анализировать и оценивать с точки зрения нравственности ситуации, возникающие в сфере действия оперативных сотрудников; - общаться с коллегами и выражать собственное мнение; Владеть: - навыками толкования и применения норм права при решении правовых ситуаций; |
ПК-1 | способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности | Знать: - основные понятия оперативно-розыскной деятельности; - действующие нормы права в области ОРД, права и обязанности субъектов ОРД, Уметь: - правильно применять положения оперативно–розыскного законодательства в различных ситуациях борьбы с преступностью, защиты интересов граждан и юридических лиц, - четко определять юридические основания для проведения оперативно–розыскных мероприятий и принятия иных решений в ходе их производства, Владеть: - навыками анализа конкретной ситуации и принятия решения в соответствии с законом. |
ПК-2 | способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Знать: - понятие и содержание оперативно–розыскных мероприятий, условия, направления и тактику использования результатов ОРД в борьбе с преступностью, - основные положения ведомственного контроля и прокурорского надзора за ОРД. Уметь: - анализировать и оценивать с точки зрения нравственности ситуации, возникающие в сфере действия оперативных сотрудников; - правильно оформлять результаты оперативно – розыскных мероприятий и документы по передаче их в органы предварительного расследования, прокуратуру или в суд. Владеть: - навыками по планированию своей деятельности, решения ситуативных задач. |
ПК-3 | способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | Знать: - основные положения о понятии, сущности и функциях оперативно-розыскной деятельности; - специфику осуществляемой им профессиональной деятельности. Уметь: - анализировать и оценивать правовые и нравственные аспекты деятельности участников оперативно-розыскного процесса; - использовать принципы и требования в своей профессиональной деятельности в целях повышения ее эффективности. Владеть: -навыками использования результатов оперативно-розыскной деятельности |
1.4 Образовательные технологии:
Традиционная технология - авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью студента, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов. Принцип активности студента в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Вся структура технологического процесса обучения по данной технологии можно представить тремя основными каналами движения информации.
При проведении лекционных занятий используются совокупность методов, используемых в образовательных технологиях:
Лекция-информация: ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.
Проблемная лекция: на этой лекции новое знание вводиться через проблемность вопроса, задачи или ситуации, при этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
При проведении практических занятий используются совокупность методов, используемых в образовательных технологиях: учебная дискуссия, развернутая беседа, деловая игра, работа в малых группах.
Развернутая беседа: при проведении такой формы занятия студенты информируются заранее. Вопросы семинарского занятия делятся на несколько под вопросов. Проводится при наличии многообразия точек зрения специалистов по указанной теме.
Учебная дискуссия: студенты заранее готовят небольшие доклады, в рамках предложенного преподавателем плана семинарского занятия. После каждого выступления студенты дополняют или уточняют предложенную информацию и формулируют основные выводы. Совокупность представленных текстов и их обсуждение позволит всесторонне осветить проблему. В конце занятия преподаватель подводит итоги выступлений студентов.
Работа в малых группах: студенты подразделяются на группы из 5-6 человек, каждая группа выполняет задание (проект, презентацию и т.п.) по теме семинарского занятия. По истечение отведенного преподавателем на подготовку времени, каждая группа демонстрирует результат своей работы. Преподаватель задает уточняющие вопросы, дополняет, при необходимости исправляет допущенные ошибки и подводит итоги.
Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих ситуацию / процессы / деятельность.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) | |
в том числе, аудиторная работа (всего): | |
Лекции | |
Семинары, практические занятия | |
Практикумы | |
Лабораторные работы | |
Внеаудиторная работа (всего): | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | |
Вид промежуточной аттестации Зачет |
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
ЛЗ | ПЗ | СРС | ||
История и перспективы развития теории оперативно - розыскной деятельности. | ||||
Понятие оперативно - розыскной деятельности как вида юридической практики. | ||||
Принципы оперативно - розыскной деятельности. | ||||
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности. | ||||
Субъекты оперативно-розыскной деятельности. | ||||
Понятие и содержание оперативно - розыскных мероприятий. | ||||
Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. | ||||
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности. | ||||
Контроль и прокурорский надзор за оперативно – розыскной деятельностью | ||||
Всего |
Программа дисциплины
Темы лекционных занятий
№ п/п | Тема ЛЗ | Содержание ЛЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов |
1. | Тема 2. Понятие оперативно - розыскной деятельности как вида юридической практики. | 1.Понятие, цели и задачи оперативно - розыскной деятельности. 2.Соотношение оперативно - розыскной деятельности с другими видами юридической деятельности. | ||
Итого |
Темы практических занятий
№ | Тема ПЗ | Содержание ПЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов |
Тема 5 Субъекты оперативно-розыскной деятельности. | 1.Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их система. 2. Сотрудники оперативных аппаратов как субъекты оперативно-розыскной деятельности. 3. Компетенция органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. | |||
Тема 6 Понятие и содержание оперативно - розыскных мероприятий. | 1. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий. 2.Оперативно-розыскные мероприятия, не ограничивающие конституционные права граждан. 3. Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан. | |||
Тема 7 Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. | 1.Основания для проведения оперативно - розыскных мероприятий. 2. Условия проведения оперативно - розыскных мероприятий. | |||
Итого |