Глава 1. Проблема ядерной безопасности на корейском полуострове. Ядерная политика КНДР




Введение

 

Безопасность в отношении ядерного оружия является одной из самых главных задач для всех стран мира. На сегодняшний день, 170 государств стали участниками Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Если бы не этот договор, владельцев "бумажного тигра", как называл ядерную бомбу правитель КНДР Ким Ир Сен в 50-е - 60-е гг. XXв., было бы намного больше. Согласно договору (ДНЯО), страны-владельцы ядерного оружия должны не только не распространять это страшное оружие, а также сокращать и впоследствии полностью избавиться от него. Именно этого и хочет добиться Российская Федерация, ставя этот вопрос, как важнейший в своей внешней политике. Далее я расскажу о главных аспектах моей научной работы:

Актуальность темы исследования. История создания и использования ядерного оружия насчитывает более полувека. Во второй половине прошлого века одной из основных задач, которую решало человечество, было предотвращение ядерной угрозы и новой войны, которая неминуемо привела бы к тотальному уничтожению всего живого на Земле. Отсчет "первого ядерного века" начался с 1945 г., когда состоялись первые испытания ядерного оружия в США, штат Нью-Мексико и менее чем через месяц его применение американцами против мирных жителей японских городов Хиросима и Нагасаки, а также началась новая послевоенная эпоха. В то время демонстрация возможностей нового оружия проводилась не столько в интересах ведения войны, сколько в качестве определенной заявка на послевоенное устройство мира, вскоре приобретшего специфические черты холодной войны.

Благодаря усилиям всех стран мира реальная угроза применения ядерного оружия была в значительной степени нейтрализована, хотя и не устранена полностью. 12 июня 1968 г. был принят Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который вступил в силу 5 марта 1970 г. В начале 90-х гг. порядка 40 новых стран вступило в ДНЯО, в том числе две ядерные державы - Франция и КНР (1995 г.). Также в 90-х гг. двадцатого столетия четыре государства отказались от военных ядерных программ и от ядерного оружия или были лишены их применением силы извне (Бразилия, Аргентина, ЮАР, Ирак). Три государства, имевшие на своей территории ЯО в результате распада СССР, не стали его присваивать и в 1994 г. подписали Лиссабонский протокол в качестве неядерных государств (Украина, Белоруссия, Казахстан).

Договор о нераспространении стал самым универсальным международным договором, его членами теперь являются 189 государств ООН и только 4 стоят за его пределами (Израиль, Индия, Пакистан и КНДР)

Что же касается непосредственно ядерного вопроса в отношении России и Кореи, так это то, что Россия не может допустить появления ядерного оружия вблизи своих границ. На протяжении десяти последних лет ядерная проблема на Корейском полуострове периодически приобретает масштабы серьезного международного кризиса. Несмотря на предпринимаемые усилия, урегулирование ее пока не найдено.

Актуальность исследованию добавляет также тот факт, что в урегулировании межгосударственной проблемы на Корейском полуострове участвуют четыре мировые державы (США, Япония, Китай, Россия), которые инициировали шестисторонние переговоры по решению северокорейской ядерной проблемы.

Цель работы: выявить возможные подходы России к решению проблемы ядерной безопасности на Корейском полуострове.

Объектом исследования является проблема ядерной безопасности на Корейском полуострове.

Предметом исследования является анализ политики России в решении проблемы ядерной безопасности на Корейском полуострове.

Задачи исследования: определить основные интересы России на Корейском полуострове и пути к решению "ядерной проблемы"; проанализировать международно-политическую ситуацию в регионе Северо-Восточной Азии; вскрыть причины для развития ядерной программы КНДР; проанализировать динамику шестистороннего переговорного процесса и его ключевые результаты.

Хронологические рамки: Так как история ядерного оружия на Корейском полуострове началась в 1950-х годах, то хронологическими рамками данного исследования можно считать с 1950-х годов и до наших дней.

Обзор литературы: В раскрытии вопросов, связанных с темой исследования, важное значение имеют работы: статья Воронцова А.В. Россия и Корейский полуостров в системе международных отношений на Дальнем Востоке в 90-х годах//Проблемы Дальнего Востока - № 3/1997; статья Моисеева В.И. Россия и Корейский полуостров // Международная жизнь. № 2. 1996; диссертация Ткаченко В.П. Безопасность в Корее и интересы России: 1961-1995 гг. Эти работы представляют собой наиболее полное и комплексное российское исследование по эволюции и основным проблемам режима ядерного нераспространения на современном этапе. Также следует упомянуть сборник "Ядерное оружие после холодной войны" под редакцией А.Арбатова и В.Дворкина, в котором представлено исследование важнейших проблем и перспектив политики нераспространения ядерного оружия и стратегии ядерного сдерживания в современных международных отношениях. В сборнике авторы излагают свои позиции и по поводу АТР в частности, относительно Северной Кореи, которая преимущественно использует свою ядерную программу, как инструмент политического блефа и шантажа. Авторы делают вывод о том, что Пхеньян не склонен искать компромисса, поскольку сам по себе переговорный процесс по поводу возвращения КНДР в ДНЯО и отказа от политики ядерного вооружения, позволяет ему реализовывать свои интересы и обеспечивать политическую и экономическую выживаемость режима Ким Чен Ира. Авторы предлагают концепцию урегулирования корейской ядерной проблемы. Работы российских экспертов по политическим проблемам полуострова можно найти также в материалах ежегодных конференций, организуемых Институтом Дальнего Востока РАН и материалах регулярных российско-корейских форумов.

 


 

Глава 1. Проблема ядерной безопасности на корейском полуострове. Ядерная политика КНДР

 

Северная Корея располагает вполне достаточным для развития ядерной программы количеством природного урана: запасы месторождений оцениваются в 26 млн. тонн руды, из них более 4 млн. пригодны для промышленной разработки. Сейчас КНДР имеет на своей территории 10 ядерных объектов, включая завод по производству ядерного топлива, но сих пор точно неизвестно, каким количеством оружейного плутония располагает Пхеньян. Госдепартамент США предполагает, что это 6-8 кг., ЦРУ и военная разведка США называют цифру 8-9 кг., Институт Науки и Международной Безопасности США - 14 кг., южнокорейские и японские источники предполагают, что запасы могут достигать 24 кг. По сведениям МАГАТЭ, Северная Корея запустила две промышленные линии по производству плутония на полную мощность и получила в 2003-2004 годах 25-30 кг плутония. Агентство считает, что КНДР способна ежегодно вырабатывать до 10 кг плутония оружейного качества. Относительно военно-ядерного потенциала КНДР имеются различные версии. Некоторые специалисты полагают, что в настоящее время Северная Корея обладает материалами для создания 10-ти и более ядерных зарядов, а также считают, что в распоряжении северокорейцев уже есть 12-15 ядерных зарядов малой мощности. Однако проверить эти данные не представляется возможным. Реальный военно-ядерный потенциал Северной Кореи остается неизвестным. Однако, Пхеньян обладает потенциальной возможностью доставки оружия массового уничтожения, в частности, с помощью ракет малого и среднего радиуса действия. История северокорейской ракетной программы насчитывает более 30 лет и сейчас КНДР - одна из немногих стран мира, владеющих ракетными технологиями. Северная Корея также имеет устаревшие советские боевые самолеты, которые потенциально могут быть модернизированы для доставки ядерного оружия. Однако ядерные испытания, проведенные в КНДР, все же показали, что уровень развития северокорейских технологий недостаточен для того, чтобы изготовить ядерную боеголовку ракетного или авиационного базирования.

Росту ядерных амбиций КНДР, попыткам Северной Кореи использовать ракетно-ядерный фактор в своей политике, в частности, способствовали: геополитический "уход" СССР из ряда регионов мира, в том числе сокращение его связей с КНДР, включая военную сферу, переориентация СССР, а затем России, на сотрудничество с Южной Кореей; спонтанное формирование однополюсного мира, политика США как мирового полицейского, что имело свою проекцию и на Корейский полуостров; резкое ослабление и без того крайне неэффективной экономики КНДР, серьезные проблемы с финансированием общих ВС КНДР и их оснащением современными средствами, стремление компенсировать это прорывами в ракетно-ядерной сфере; стремление КНДР привлечь внимание к себе как к политической фигуре для повышения своего статуса в регионе, в том числе в ходе переговоров с США, и использование ядерной карты для торгов и разменов в экономической, политической и военной сферах.

Ядерные и ракетные разработки Северной Кореи неоднократно становились причиной международных кризисов, поскольку все последнее десятилетие КНДР успешно шантажирует страны-соседи своими ядерными и ракетными программами. А в феврале 2005 года Министерство иностранных дел Северной Кореи официально заявило о наличии у страны ядерного оружия и о временном выходе из шестисторонних переговоров по урегулированию кризиса на Корейском полуострове. Реакция международного сообщества на это была резко негативной. Соединенные Штаты в очередной раз отвергли возможность прямых двусторонних переговоров с Северной Кореей, как и выдвинутое КНДР еще в ноябре 2002 года предложение о подписании пакта о ненападении. Вашингтон также призвал также Китай и Южную Корею не идти на уступки, чтобы заставить Пхеньян возобновить прерванные им переговоры по ядерной программе. В июле 2006 года Джордж Буш возглавил очередную кампанию протестов международного сообщества в связи с испытаниями баллистических ракет "ТЭПХОДОН-2" в Северной Корее. Однако все закончилось тем, что, несмотря на принятие соответствующих резолюций ООН, Пхеньян продолжал разрабатывать баллистические ракеты и работать над своей ядерной программой. 14 октября 2006 года Совет Безопасности ООН одобрил еще одну резолюцию в отношении КНДР, осуждающую Пхеньян за испытание ядерного оружия 9 октября и накладывающую на страну ряд санкций. Кроме того, США, Австралия, Япония и Южная Корея прекратили экономические отношения с КНДР и приостановили поставки гуманитарной помощи Пхеньяну на неопределенный срок. Насколько эти меры окажутся действенными, пока неизвестно. Аналитики отмечают, что такого рода резолюции Совбеза ООН давно уже не играют особой роли в международной политике. Со своей стороны Северная Корея сочла санкции, наложенные Советом безопасности ООН, объявлением войны, и пригрозила незамедлительно нанести "безжалостный удар" по любому государству, которое "попытается посягнуть на суверенитет и право на выживание КНДР под предлогом выполнения санкций СБ ООН".

Очевидно, что военная ядерная программа - единственный серьезный козырь, с помощью которого Пхеньян может удержать на плаву крайне неэффективную экономику страны, а также надеется повысить свой политический статус в регионе. Не исключено, что северокорейский режим решил использовать опыт Пакистана, который взорвал свое ядерное устройство в 1998 году, и выдержал три года санкций, а сейчас является главным союзником США в арабском мире. Вероятно также, что имея в своем распоряжении ядерное оружие, Пхеньян стремится обезопасить себя от потенциально возможного военного вмешательства со стороны Соединенных Штатов. Однако, как отмечает Тед Карпентер, сотрудник исследовательского центра Cato Institute, автор книги "Корейская Головоломка" (The Korean Conundrum: America's Troubled Relations with North and South Korea), - за исключением КНДР, ни одна из стран, пытавшихся создать ядерное оружие, не делала атомную бомбу своим главным политическим, военным, научным и экономическим приоритетом. Северокорейский ядерный кризис сегодня в центре внимания мировой политики, но эффективного продвижения в разрешении ядерной проблемы пока не видно. Все еще нет и ясного представления о том, каким путем можно реально обеспечить ядерное разоружение КНДР. Однако вопрос состоит даже не столько в том, как решить нынешний кризис, но и в более широком плане - "что делать" с северокорейским режимом и как вообще создать стабильные политико-правовые основы для мира на Корейском полуострове.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: