«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАДУГА» (1 КЛАСС)
Раздел 1. ОСВАИВАЕМ ПРИЕМЫИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАНЯТИЕ 1 ОРИГАМИ: БАЗОВЫЕ ФОРМЫ«ДОМ», «ДВЕРЬ» | |
Краткое содержание: занятие направлено на развитие пространственных представлений в процессе обучения технике оригами при складывании фигурок на основе базовых форм «дом», «дверь». Примечание. На занятии учитель демонстрирует набор базовых форм («Треугольник», «Воздушный змей», «Дверь», «Дом») и фигурки оригами («Собака», «Бабочка», «Рыбка», «Парусник», «Поросёнок»), которые надо изготовить до занятия; также необходимы комплекты квадратов из бумаги со стороной 10—15 см (два белых и один коричневый) и ластики — по числу учащихся. |
Методические рекомендации
Разминка
Сначала учитель предлагает учащимся вспомнить содержание факультативных занятий «Математическая радуга» в первом классе: какие темы были наиболее интересными, что больше всего запомнилось, какие знания и умения пригодились во время каникулах и т. п. Затем следует сообщить, что на первом занятии продолжится знакомство с японской техникой складывания фигурок из бумаги оригами, и прочитать учащимся стихотворение Н. Д. Киселёвой.
Сегодня мы вернёмся с вами
К древнейшему искусству — оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Далее учитель демонстрирует схемы с условными обозначениями операций, изученных в первом классе, и напоминает их названия.
Затем учащиеся выполняют задание 1 в рабочей тетради.
Упражнение «Знакомимся с новыми операциями»
Учитель последовательно знакомит учащихся с условными обозначениями новых операций, называет их и демонстрирует выполнение каждой из операций.
|
раскрыть карман | Предварительно выполнить сгибы «долиной», затем приоткрыть отогнутую часть, расплющить ее, чтобы получить сгибы «горой» | |
вогнуть внутрь | Фигуру приоткрыть, надавить внутрь на указанную часть, закрыть изделие, прогладить новые сгибы | |
повернуть фигуру | Повернуть фигуру в плоскости на 90° или на180° |
Учащиеся повторяют операции следом за учителем, используя квадрат из белой бумаги.
При этом важно обратить внимание на сходство и различие операций 8 и 10, имеющих одинаковое название «вогнуть внутрь»: после выполнения операции 8 уголок должен «выглядывать» наружу, после выполнения операции 10 — оставаться внутри.
Упражнение «Базовая форма «Дом»
Чтобы учащиеся самостоятельно определили название новой базовой формы, учитель предлагает учащимся отгадать загадку.
Друг за дружкой ровно в ряд
Эти кубики стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет. (Дом)
Затем учащиеся выполняют задание 2 в рабочей тетради.
Упражнение «Собака»
Учитель предлагает учащимся отгадать загадку.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек.
Две медали на груди —
Лучше в дом не заходи. (Собака)
Затем учитель демонстрирует фигурку «Собака», которая «охраняет дом».
Учащиеся под руководством учителя складывают фигурку собаки, выполняя задание 3 в рабочей тетради.
Следует обратить внимание, что при выполнении шестой операции нужно вставить в образовавшийся кармашек большой и указательный пальцы правой руки и, раскрывая кармашек, нажать на середину верхней линии сгиба пальцем левой руки (операция 7).
|
Переменка 1
Проводится в форме дидактической игры на развитие координации движений «Расставляем тапочки». Учащиеся делятся на 2—3 команды. Каждая команда подходит к столу, на котором в произвольном порядке разложены ластики («тапочки»). Требуется с помощью фигурки «Собака» расположить ластики в ряд.
Игру можно провести в форме эстафеты, при подведении итогов игры оценивается скорость и аккуратность выполнения задания.