Политика Александра III в области печати и просвещения.




 

Реакционная политика Александра III распространялась на все стороны русской жизни. Особое внимание обращало правительство на борьбу с развитием передовой общественной мысли. После отставки Н.П. Игнатьева, как уже отмечалось, министром внутренних дел стал Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. 27 августа 1882 года были утверждены новые «Временные правила о печати». Правительство создавало Особое совещание четырёх министров - внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода, которое устанавливало строгий административный надзор над газетами и журналами. Отныне редакторы по требованию министра внутренних дел должны были сообщать имена авторов статей, печатающихся под псевдонимами. Любой печатный орган после трёхкратного предупреждения мог быть закрыт решением Особого совещания. В 1883-1884 годах были закрыты все радикальные и многие либерально настроенные печатные издания. В частности, были закрыты «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова – Щедрина; журнал «Дело» Н.В. Шелгунова, газеты «Голос», «Московский телеграф», «Земство», «Страна» сами прекратили свои издания. Правительство оказывало поддержку и субсидировало «правые» издания, в частности, газеты «Московские ведомости» М.Н. Каткова, «Гражданин» В.П. Мещерского.

Не ограничиваясь строгими цензурными мерами по отношению к выходящей литературе, правительство издало 5 января 1884 года положение «О временных мерах по отношению к открытию и содержанию публичных библиотек и кабинетов». Эти так называемые «временные меры» действовали во все время царствования Александра III.
Опубликованный вскоре список запрещенной для библиотек литературы включал в себя произведения Чернышевского, Добролюбова, Белинского, «Капитал» Карла Маркса и многие другие, ранее изданные книги.

Вторым объектом усиленного наступления реакции в этом направлении являлись учебные заведения. С первого же дня своего вступления на престол Александр III обратил внимание на учебные заведения, как на рассадник недовольства существующим положением. И. Делянов, вскоре ставший министром просвещения, всецело разделял мнение царя и Победоносцева по вопросу об образовании. В одном из писем к Победоносцеву он охарактеризовал министерство народного просвещения как министерство «народного развращения и растления юношества». Вступив в марте 1882 года в должность министра просвещения, Делянов с одобрения царя активно приступил к превращению университетов из места, где, по его мнению, «развращали юношество», в место «воспитания преданных сынов самодержавной России», а попросту - в казарму. Для этого в 1884 году был отменён либеральный университетский устав, допускавший выборность ректоров, деканов, профессоров и предоставлявший университетам автономию и введен новый устав, отнимавший всякую свободу у профессоров и студентов и отдававший их в руки правительственных инспекторов, субинспекторов и полиции. Назначение ректоров и профессоров теперь осуществлялось министром просвещения. При назначении на должность большее внимание уделялось политической благонадёжности претендентов. Из университетов был уволен целый ряд профессоров, пропагандировавших революционные идеи: юрист С.А. Муромцев, социолог М.М. Ковалевский, филолог Ф.Г. Мищенко, историк В.И. Семевский и другие.

Через год, 16 мая 1885 года, были опубликованы «правила для студентов». То, что выражалось в общих чертах в уставе, нашло свое четкое определение в правилах: регламентировалось поведение студентов, запрещались собрания и кружки, вне института студенты отдавались под надзор полиции, вновь вводилась форменная одежда. Для поступления в университет требовалась характеристика школы, а также свидетельство полиции о благонадёжности поступающего в университет. В случае неповиновения студента исключали из университета, и он оказывался по закону о всеобщей воинской повинности в армии в качестве рядового.

Наряду с изменением внутренней обстановки в университетах проводилась политика, направленная на отвлечение из университетов лиц из низших и неимущих классов. С этой целью в 1887 году плата в пользу университета была повышена с 10 рублей до 50 рублей в год. Реакционным преобразованиям подверглись и средние учебные заведения (гимназия и прогимназия). Делянов в своей деятельности исходил из принципа: чем меньше «людей низшего класса» будет охвачено образованием, тем лучше.
Церковноприходские школы были переданы в ведение Синода. В результате царской резолюции появился знаменитый циркуляр Делянова от 18 июня 1887 года, получивший название указа «о кухаркиных детях». В циркуляре предписывалось не принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». Резко повышалась плата за обучение в гимназиях. Реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало право поступления в университет.

В 60-х годах, в эпоху реформ Александра II, в России были открыты высшие женские курсы в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Казани. На этих курсах женщины могли получить высшее образование и определенную специальность. В 1882 - 1883 годах высшее женское образование практически ликвидировалось: только через три года, в 1889 году, после настойчивых ходатайств в Петербурге были вновь открыты курсы (Бестужевские женские курсы), но с совершенно иной организацией и программой. Высшее медицинское образование было женщинам запрещено вовсе.

Следует отметить, что царская Россия в вопросах высшего образования всегда стояла далеко позади других стран Европы. Но особенно это характерно для времени царствования Александра III.

Тем не менее, в правление Александра III наблюдается рост российской науки. Личная заслуга императора в этом очень велика. Получило развитие краеведение. В естественных, технических, математических науках формируются оригинальные школы. Мировую известность получает геолого-географическая, минералогическая, почвоведческая школа В.В. Докучаева. В 1882 году Александр III издал указ об открытии в Сибири первого университета в г. Томске. Никто из русских правителей не придавал столько значения развитию исторической науки, сколько Александр III. Он был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем. Император был знатоком русской археологии. Он поощрял издание Русского Биографического Словаря, труды по изучению памятников отечественной истории, научные изыскания отдельных исследователей.

 

Заключение.

В целом во внутренней политике второй половины XIX века проявлялись и прогрессивные, и реакционные тенденции. Причины произошедших изменений не следует искать исключительно в смене царя. Эпоха великих реформ заметно продвинула Россию по пути к стабильному социально-политическому устройству, однако до него еще было далеко. Незрелость политических структур российского общества, отсутствие механизма противодействия властям и демократических тенденций привели к тому, что гарантии необратимости преобразований не сложились. Оставшиеся не использованными возможности предстояло осознать государственным и общественным деятелям последующих поколений, которые могли или продолжить начатое в эпоху Александра II строительство, или ограничиться «латанием наиболее зияющих дыр». Страна оказалась перед выбором: осуществить постепенный переход к гражданскому обществу или попытаться сохранить основные структуры в слегка обновленном виде

В своей деятельности правительству Александра III все таки не удалось окончательно уничтожить земство и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынужденно сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязанное состояние крестьян. Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако главным образом социальная направленность внутренней политики 80-90-х годов состояла в усилении позиций дворянства, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.

В целом, сущностью внутренней политики Александра III является корректировка реформ предыдущего царствования в соответствии с основными базовыми ценностями — сохранением самодержавия и опорой на национальные традиции. Отсюда, с одной стороны, ярко выраженный патернализм, с другой — жесткая борьба со всем, что, по его мнению, несло угрозу самодержавной власти.

Список литературы.

1. Боханов А.Н. Император Александр III. - М., 1998.

2. Епанчин Н.А. На службе трёх императоров. Воспоминания. - М., 1996.

3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. - М., 1998.

4. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая

история России первой половины XIX столетия. - М.,1990.

5. Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. - М., 1997.

6. Романовы. Исторические портреты. Книга третья. - М., 2001.

7. Твардовская В.А. Александр III //Российские самодержцы (1801-1917). –

М.,1993.

8. Чернуха В.Г. Александр III // Вопросы истории. 1992. № 11-12.

9. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. - М., 1991.

10. Шмурло Е.В. История России (IX-XX вв.). - М., 1997.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: