Учитель изображает на доске таблицу из 9 клеток и предлагает учащимся
придумать изображение и нарисовать его в первой клетке. Далее коллективно обсуждается, как можно изменить изображение (определить, по каким признакам будут отличаться изображения). Затем заполняется сначала первая строка, а затем все остальные.
| ЗАНЯТИЕ 4 РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА Б.НИКИТИНА «КИРПИЧИКИ» |
Краткое содержание: занятие направлено на развитие пространственного воображения, на ознакомление с чертежами.
Примечания. 1. При проведении занятия учителю необходимы два демонстрационных кирпичика (из картона) — один одноцветный, другой с гранями разного цвета; демонстрационный игральный кубик, демонстрационный столик (подставка), кирпичики.
2. Каждому ученику во время занятия игральный кубик и четыре кирпичика (одинаковых бруска из набора игры Б. Никитина или спичечные коробки, оклеенные бумагой).
3. На чертежах, представленных в заданиях, не указываются размеры и линии невидимого контура.
|
| 1. | ![]() |
| 2. | ![]() |
| 3. | ![]() |
Например, «Спереди — 3, сверху — 6. Сколько слева?». Учащимся нужно установить свой кубик так, чтобы его расположение соответствовало указанным данным, и назвать (показать с помощью веера чисел) количество точек с требуемой стороны (5 точек). Учитель на демонстрационном кубике показывает грань, соответствующую правильному ответу, затем изменяет положение кубика и описывает новую ситуацию, например: «Слева — 2, спереди — 3. Сколько сверху?» («Сверху — 4, слева — 1. Сколько спереди?» и т. д.) Переменка 1 Проводится в виде дидактической игры на переключение внимания «Кубик и кирпичик». Учитель в одной руке держит кубик, в другой — кирпичик. Если учитель продемонстрирует кубик, учащимся надо развести руки в стороны, если кирпичик — поднять руки вверх. Игра может проходить в быстром темпе на выбывание. Упражнение «Кирпичик и чертежи» Учитель показывает разноцветный демонстрационный кирпичик и предлагает учащимся описать разные случаи его расположения на столе. В каждом случае учащимся нужно назвать цвет и форму грани, которая будет находиться спереди, сверху или слева. Учитель может обобщить: все виды кирпичика — прямоугольники, которые отличаются размерами. Далее учащиеся выполняют задание 1 в рабочей тетради сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. При выполнении задания учащиеся могут использовать кирпичик из набора. После выполнения задания проводится само— или взаимопроверка (Ответы: 1 – а, 2 – д, 3 – в, 4 – е, 5 – г, 6 – б). Упражнение «Спереди, слева или сверху?» Учащиеся выполняют задание 2 в рабочей тетради. Работа может быть организована в парах или индивидуально. При выполнении задания учащиеся могут складывать изображенную фигуру из кирпичиков, а затем отвечать на вопросы. Проверка выполнения задания проводится в виде самопроверки, когда учащиеся сверяют свои ответы с теми, что приведены в конце тетради. Упражнение «Найдите ошибку» Учащиеся выполняют задание 3 в рабочей тетради в парах или индивидуально. Можно рекомендовать учащимся сначала сложить изображенную фигуру из кирпичиков, а затем ответить на вопросы. После выполнения задания поводится самопроверка с использованием ответов в конце тетради. Переменка 2 Рекомендуется проведение зрительной гимнастики. Упражнение «Конструируем из кирпичиков»
Учащиеся выполняют задание 4 в рабочей тетради.
После окончания работы учащиеся могут сверить результаты с ответами в конце тетради.
| Интересно знать | |
| Искусство создавать различные сооружения называется «архитектура», а профессия — архитектор (от древнегреческого αρχι [архи] — старший, главный, τέκτων [тектон] — строитель, плотник). В русском языке строительное искусство называют зодчеством, а мастеров-строителей — зодчими.До наших дней сохранились многие творения древних архитекторов: древнегреческий Акрополь, египетские пирамиды, римский Колизей, Собор Парижской Богоматери, Пизанская башня в Италии, мавзолей Тадж-Махал в Индии, храм Василия Блаженного в Москве, Кижи в Карелии (учитель может сократить или дополнить данный перечень, рассказ следует сопровождать соответствующими иллюстрациями или презентацией (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)).Несмотря на историю, полную войн и разрушений, сохранились и многие архитектурные ценности Беларуси: Мирский замок, Несвижский замок, Софийский собор. Борисоглебская (Каложская) церковь, Каменецкая башня (Белая вежа), дворец Румянцевых-Паскевичей.На старинных зданиях можно увидеть табличку: «Памятник архитектуры. Охраняется государством». | ||
| ЗАНЯТИЕ 5 РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА Б.НИКИТИНА «КУБИКИ ДЛЯ ВСЕХ». ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ РАЗМЕРА И ГЛУБИНЫ | ||||||
Краткое содержание: занятие направлено на дальнейшее развитие пространственного воображения, на знакомство с геометрическими иллюзиями восприятия размера и глубины.
Примечания. 1.При проведении занятия учителю необходимы шляпа-цилиндр (из картона), кубики, комплект игры «Кубики для всех»; а также комплекты игры по числу учащихся.
2. Игру Б. Н. Никитина «Кубики для всех» можно изготовить самостоятельно из 27 одинаковых кубиков, склеив из них 7 деталей (одна деталь — из трех, остальные — из четырех кубиков); детали надо окрасить или оклеить цветной бумагой, например, в цвета радуги.
| |||||||
| Красный | Оранжевый | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | Фиолетовый |
Разминка
Занятие начинается с демонстрации «фокуса». Учитель берет шляпу-цилиндр, показывает, что цилиндр «пустой», затем кладет в него несколько кубиков, предлагает учащимся «поколдовать» и достает из цилиндра детали игры «Кубики для всех» — «Кубики склеились!» (детали игры надо уложить в шляпу заранее и накрыть тканью (бумагой) одного цвета с донышком шляпы).
После этого каждый ученик получает комплект игры.
Затем учитель складывает все детали в цилиндр и демонстрирует чертеж одной из деталей, на котором даны два вида: сверху и слева (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
Учащимся надо, изучив форму деталей игры, показать соответствующую деталь и назвать ее цвет. После правильного ответа учитель достает деталь, затем демонстрирует новый чертеж и т. д.
Ответы: 1) желтая; 2) красная; 3) зеленая; 4) оранжевая; 5) фиолетовая; 6) голубая; 7) синяя.
3. На чертежах, представленных в заданиях, не указываются размеры и линии невидимого контура.


