Нравственное учение Иисуса Христа




На тему: «Нравственное учение Иисуса Христа»

По дисциплине «Религиоведение»

 

 

Выполнила:

Студентка группы МН-12

Данилова Екатерина

Проверила:

Мальцева О.В.

 

Мариуполь,2013

Содержание

 

1. Введение

2. Рождение Иисуса Христа

3. Нравственное учение Иисуса Христа

4. Вывод

5. Список литературы

 

Введение

 

Иисус Христос (др.-греч. Ἰησοῦς Χριστός; не раньше 12 года до н. э. и не позже 4 года до н. э. — 26-36 н. э.; условно 25 декабря 1 года до н. э. — 33 год н. э.), Иисус из Назарета —центральная фигура христианства, которое рассматривает его как Мессию,предсказанного в Ветхом Завете, причём большинство христианских конфессий верят, что он — Сын Божий, который воскрес из мёртвых. Ислам считает Иисуса пророком и Мессией. Иудаизм не признаёт Иисуса ни пророком, ни Мессией. Ещё некоторые другие религии почитают его по-своему.

 

 

Рождение Иисуса Христа

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства - родился Богочеловек, Спаситель мира. "Таинство странное вижду и преславное, - с удивлением воспевает Святая Церковь, - Небо - вертеп; Престол Херувимский - Деву; ясли - вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог" (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, "повит Его и положи в яслех" (Лк. 2). Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: "Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове", и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до "рабия зрака". Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам "звездословцам", и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого - преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы - "падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну" (Мф. 2, 11).

 

 

Но начнем с начала. В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему». И отошел от нее ангел.

 

 

 

Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Когда Мария была уже беременна, ей и Иосифу пришлось отправиться в далекий путь, потому что римский кесарь Август повелел сделать перепись населения по всей его земле. Каждому надо было пойти в город своих предков. Иосиф и Мария были из дома и рода царя Давида. Родным городом Давида был Вифлеем. Царь Давид правил Израилем за тысячу лет до рождения Иисуса.

Итак, Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, город своего предка Давида. От Назарета до Вифлеема, более двухсот километров. В то время не было ни поездов, ни автомобилей, и такое путешествие длилось несколько дней. Назарет находится на севере Израиля, в Галилее, а Вифлеем – на юге, в Иудее. Идя из Галилеи в Иудею, нужно было пройти и через Самарию. А Самария и Иудея – горные местности.

 

 

Нравственное учение Иисуса Христа

 

 

Нравственное учение Иисуса Христа кристаллизуется в Нагорной проповеди. В Евангелии от Матфея говорится о том, что Христос ходил со своими учениками по Галилее, проповедуя свое учение и помогал людям исцелять болезни и «всякую немощь в людях». Среди этих людей было немало «одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их». Увидев народ, Он взошел на гору и стал говорить. В этой проповеди Христос обращается прежде всего к слабым, убогим, бедным с утешением, с утверждением, что их страдания окупятся, и они получат утешение за свои страдания:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженные милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать всячески, ибо не справедливо злословить на Меня...» По нравственному велению Евангелия надо, чтобы человек раскаялся, тогда у него появляется надежда спасти себя.

В Новом Завете приводится случай с грешником Закхеем. Это был «начальник мытарей» - сборщиков податей, человек ничтожный и грешный. Будучи небольшого роста, он, чтобы увидеть Христа, забрался на дерево. Христос, увидя его, сказал ему, что хотел бы быть в гостях у него. Вне себя от радости, Закхей повел Иисуса домой. Люди, увидев это, зароптали. Почему Христос выбрал такого грешника? Закхей был так покорен великодушием Христа, что решил на радостях раздать половину имущества нищим, а тем, у кого он взял несправедливо подати, решил возместить в четырехкратном размере. Это встретило одобрение Христа. Закхей пошел по путиспасения.
В Левите мы находим следующие наставления: «Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь (Бог ваш). Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя». Христос расширяет это правило: не только нельзя убивать ближнего своего, но надо любить его, искоренять ненависть к врагам, Христос под «ближними» понимает не только родственников, не только соплеменников, но и всех людей, все человечество. В Нагорной проповеди сказано так:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего своего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас....
Эта проповедь Христа о любви к врагам в истории мысли, пожалуй, вызывала самую большую полемику. Как понимать эту любовь к врагам и как ей следовать? Вспоминает ли человек об этом принципе в минуту битвы роковой, когда он встречается с врагом один на один? Вряд ли... Несомненно одно: этот принцип абстрактен. Это присуще, впрочем, и ряду других принципов, провозглашаемых Христом. Например, слова Христа о непротивлении злу насилием. Христос об этом говорит так: «Вы слышали, что сказано: око за око и» зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати ему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»
Слова Христа «не противься злому» вызывают споры и по сей день. В газете «Протестант» Александр Азовский рассказывает, как однажды один прихожанин решил выяснить у своего священника, как тот понимает слова Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Прихожанин подошел к священнику и с размаху залепил ему пощечину. Священник же со словами: «какою мерою мерите - такой и вам отмерено будет» ответил обидчику оплеухой. Собрался народ. Что случилось? Кто-то ответил: толкуют Писание.
Автор «популярной апологетики» Александр Азовский разъясняет, «что было бы абсурдным понимать буквально повеление Христа о подставлении обидчику другой щеки для битья. Доказать, что буквалисты заблуждаются, нетрудно. Ведь у Спасителя слова никогда не расходились с делами».
Богослов разъясняет, что Христос не ждал покорно, когда его иудеи побьют камнями, а стал их уговаривать, воздействовать на их совесть. Христиане не должны стать мальчиками для битья, они сопротивляются злу, но «силой кротости и любви». Да и к врагам не должно быть однозначного отношения. Надо посмотреть, а может, ваш противник прав, когда вас критикует. А может быть, он и не враг вам вовсе.
В истории философии не было однозначной оценки Христовой проповеди любви к врагам. Одна из резко негативных оценок - позиция Ницше. Яркий представитель одного из популярнейших философских течений «философии жизни» считал, что христианство - религия слабых, что оно подчеркивало то, что противоречит жизни, а жизнь для Ницше «это инстинкт роста, власти, накопления сил».2 Поэтому, с точки зрения Ницше, любовь к врагам противоречит самой природе человека, который борется за выживание, сражается, следуя своему главному инстинкту. Христианские призывы к состраданию, по Ницше, «парализуют инстинкты, направленные на сохранение жизни, на повышение ее ценности».
Принцип непротивления, вводимый Христом, очень нравился Л. Н. Толстому, который считал, что христианству следует отказаться от всего, что связано с чудесами, фантастическим объяснением необычного рождения Христа и даже от
идеи спасения через приобщение к личности Христа. Толстой считал совсем необязательным стать христианином, чтобы быть нравственным человекам. Важно для Толстого другое -учение Иисуса Христа, его нравственные заповеди, следуя которым человек самостоятельно может выйти на дорогу нравственного обновления. Л.Н. Толстой отстаивал идею внутреннего обновления. В «Слепых колосьях» Л.Н. Толстой писал: «Не сердись. Не блуди. Не клянись. Не воюй. Вот в чем для меня сущность учения Христа».
Современники Л.Н. Толстого бурно обсуждали свершившийся нравственный поворот в душе писателя. Когда Толстому задали вопрос, что бы он сделал, если бы увидел, что мать засекает своего ребенка, или, как бы он реагировал, если бы на его глазах зулу (людоед) захотел изжарить детей. Толстой отвечал на это в духе Христа: «Все люди - братья, - отвечал он, - все одинаковые. И если пришли зулу, чтобы изжарить моих детей, то одно, что я могу сделать, это постараться внушить зулу, что это ему не выгодно и нехорошо, - внушить, покоряясь ему по силе. Тем более, что мне нет расчета с зулу бороться. Или он одолеет меня и еще более детей моих изжарит, или я одолею его и дети мои завтра заболеют и в мучениях худших умрут от болезни».
Для Толстого лучше умереть, чем сопротивляться. Пусть лучше бешеная собака укусит меня, чем я убью бешеную собаку. Современники на это возражали: «Сомнений нет. Не следует лишать жизни «хотя бы бешеную собаку», хотя бы для спасения жизни человека. И вот возникает вопрос: если убийство бешеной собаки человеком зло, то почему же не зло убийство человека бешеной собакой? А если это зло, то интересно знать, какое же из этих зол - меньшее». В духе этой же логики можно спросить себя: как же ты поступишь, когда увидишь, что твой враг убивает твоих старых родителей, малых детей и что ты будешь делать со своей любовью к своему врагу? Когда враг не укрощен, этот принцип в реальной жизни не выполним, но зато, когда враг укрощен, этот принцип поможет человеку сохранить свое человеческое лицо.
Нравственная заповедь Христа, призывающая любить ближнего, способствует совершенствованию человека. Как уже отмечалось, Христос также расширяет понятие «ближнего». Под «ближним» Он понимает не только соплеменника, единоверца, родственника, как это понимали во времена Моисея, но и человека вообще.
В Евангелии рассказывается об одном иудее, который неожиданно подвергся нападению и ограблению. И вот грабители сделали свое черное дело, а иудей, раненный, лежал у дороги и видел, как мимо него прошли равнодушно и священник, и храмовый служитель. Как же удивился иудей, когда возле него остановился иноплеменник, верующий в другого бога, - самаритянин. Самаритянин остановился, перевязал раны и отвез иудея в гостиницу на муле, а узнав, что у раненого нет денег, даже заплатил за него вперед. Рассказав этот случай, Христос спрашивает книжника, кто из двоих оказался «ближним» для иудея, и тот не мог не сказать, что ближним является тот, кто сделал добро для другого, «сотворивший милость». Христос после этого сказал: иди, и ты поступай так же. В проповедях Христа нет призывов к национальной исключительности евреев, проповеди Иисуса Христа рассчитаны на всех, на все народы.
Новым в христианстве по сравнению с иудаизмом было отрицание Христом обязательного следования постам, обязательного празднования субботы. Для иудеев было большим грехом делать что-либо в субботу. Христос же, не считаясь с правилами иудаизма, исцелял в субботу больных, ел всякую пищу во всякое время.
Новым было отношение Христа к разводам. Как известно, Моисеев закон считал приемлемым развод, предписывал определенные правила развода, Христос в Нагорной проповеди говорит об этом так: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну».
«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5: 31 - 32).
Как идеал семьи, где муж и жена составляют единое целое, -этот идеал был шагом вперед по сравнению с Ветхим Заветом. Христианство сделало шаг вперед в направлении большей строгости и ответственности человека по отношению к семье. От этого, конечно, выиграли дети, прежде всего. Опираясь на эти слова, католическая Церковь, например, и по сей день является противницей развода, хотя в реальной жизни возникает множество ситуаций, когда развод необходим. Так, сохранение семьи, когда условия ее существования невыносимы (пьянство родителей, свирепый характер отца семейства или матери, психические заболевания родителей и т. п.) подчас является причиной еще большего зла.
Христос понимал, что Его условия суровы, требования максималистичны, но, будучи сторонником строгой ответственности мужчины за семью, Христос считал, что лучше ее не иметь, чем потом разрушать. У Христа мы находим также слова, которые ориентируют верующих прежде всего на служение Богу, а затем уже на выполнение земных обязанностей. Поэтому тот, кто посвятил себя служению Богу, может не жениться вовсе.
Взаимоотношения людей в семье тесно связаны с отношением общества к женщине. Христос признает за женщиной право на духовную жизнь. Известно, что после того, как христианство стало государственной религией, один из соборов христианской Церкви решал важный вопрос: человек женщина или нет, есть у нее душа или нет. Большинством в один голос решили вопрос положительно.
В Ветхом Завете женщина - предмет купли-продажи, собственность мужа. Правда, права женщины были оговорены и обязанности мужа тоже. В древней Греции отношение к женщине (особенно у киников) было уважительное. Христа нельзя упрекнуть в пренебрежении к женщинам. Иисус Христос не отказывался от общения с женщинами самого низкого происхождения и поведения. Женщины часто выручали Христа. Суда по всему, ему часто приходилось совершать большие переходы под палящим солнцем и непогоде. Когда он, как многие паломники, приходил к людям, первыми помогали ему женщины, скрашивая ему все невзгоды.
Лука рассказывает, что однажды Христос гостил у фарисея. По обычаям того времени Он «возлег», приготовившись к приему пищи. А в это время в дом пришла одна грешница. Она узнала, что в доме фарисея находится Христос. Она пришла и принесла с собой сосуд с мирровым маслом «и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и стирать волосами головы своей, и целовала ноги Его и мазала миром». Фарисей подумал: какой же Он пророк, если не знает, что за женщина ухаживает за Ним!
Христос прочитал мысли и, обратившись к Симону, рассказал ему притчу о двух должниках. Один человек остался должен другому пятьсот динариев, а еще один - пятьдесят, и оба не могли отдать заимодавцу долг. Поняв, что он от них ничего не получит, заимодавец решил простить долг. Христос спрашивает, кто был более рад, и Симон отвечает, что, конечно, тот, кто был должен больше.
Идея Христа следующая: самый падший грешник, раскаявшись, может любить Бога больше, чем проповедник. Христос, обращаясь к Симону, так объясняет ему свое поведение: «видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мои ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит».
Христос простил грехи этой женщины. Для Христа дороже не праведник, а раскаявшийся грешник и тот, кто преклоняется перед Ним. Среди его поклонниц были и другие женщины. Одна из них - Мария Магдалина, которую он спас от смерти. Мария Магдалина, оказавшись «соломенной» вдовой, вела себя не лучшим образом. Мужчины решили побить ее камнями. Христос, увидев эту сцену, спросил, что происходит, и после того, как выслушал противников Марии, принял мудрое решение: только безгрешный может бросить в женщину камень, а тот, кто хоть раз согрешил, должен отойти в сторону. Поскольку среди мужчин безгрешных не было, Мария Магдалина была спасена.
Хотя Христос признает за женщиной большую свободу, чем прежде, он не всегда почтителен к женщине. Лука рассказывает, что когда к нему пришли мать и его братья (родные? двоюродные?) и просили передать, что они желали бы его видеть, но не могут приблизиться к нему из-за толпы народа, он ответил: «матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божье и исполняющие его». А в

Евангелии от Матфея слова Христа звучат резче: «кто матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
Для верующего на первом месте стоит его вера, любовь к Богу, которая может обеспечить ему бессмертие. Человек, по христианству, становится высоконравственным в том случае, если он подчиняет свою жизнь высшим христианским этическим идеалам. Один, без Бога, человек не может стать нравственным человеком, учит Новый Завет, потому, что внутренняя природа человека испорчена. Молясь, человек вымаливает прощение у Бога, и Тот его прощает.
Марксисты отмечали противоречивость христианской морали, объясняя ее тем, что в Евангелие вошли как принципы морали бедных, так и принципы богатых слоев общества. Поэтому в Евангелиях мы находим слова Христа, ориентированные на разные слои населения: «кто не работает, тот и не ешь», «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Небесное». Христос относится к рабству как делу обычному и даже оправдывает рабство: «раб не больше господина своего».
В Новом Завете много наставлений рабам покоряться своим господам, не бунтовать: «раб же тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много». «Кто возвышает себя, тот унижен будет», а тот, кто высказывает покорность, тот получит вознаграждение: «кто унижает себя, тот возвысится».
Рабы, согласно учению Христа, были обязаны приумножать богатство своего хозяина, не роптать, служить своим господам не за страх, а на совесть. В Евангелиях Христос рассказывает притчу о том, как рабы получили каждый по заслугам за то, что распорядились богатством своего хозяина. Один богатый человек должен был получить царство. Отправляясь в дальние страны, он собрал своих рабов и дал им деньги, наказав пустить их в оборот. Когда он вернулся, каждый раб отчитался перед хозяином за взятые деньги. Один раб одну полученную от хозяина мину (фунт серебра - Р. Д.) увеличил в десять раз, другой в пять, а третий вернул деньги без прибыли. Хозяин дал первому рабу в управление десять городов, второму - пять, а у третьего отнял его мину и передал первому.
Мораль такова: «Сказано вам, что всякому имеющему дано будет, а у не имеющего отнимается и то, что имеет» (Лк. 12:26). Видимо, эта притча сейчас пойдет на пользу тем, кто вступает в рыночные отношения. Итак, раб должен выполнять свои обязанности по отношению к своему хозяину и не должен мучиться сомнениями по поводу того, справедливо это или нет. Раз Бог так распорядился, значит, задача человека - не роптать. А если хозяин будет несправедлив? У раба есть утешение: Бог все видит, все знает, и Он накажет хозяина.
У Христа на этот счет есть притча о нищем Лазаре. В Евангелии от Луки говорится, что в одной местности жил богатый человек, который «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно». А рядом с ним жил нищий Лазарь, который мечтал о крошке хлеба. Он был весь покрыт струпьями. Зато когда богач умер, он попал в ад, где мучался в пламени. Когда он поднял глаза, то увидел Лазаря в раю. Богач попросил Авраама послать Лазаря к нему, чтобы тот напоил его, но суровый Авраам сказал: «чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое, ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».
По дорогам Палестины бродил пророк, не признанный в своем отечестве. Несомненно, это была одаренная личность, оказавшая сильнейшее влияние на развитие религии и всей истории философии после античного периода. Подобно Будде, Конфуцию, Сократу, его идеи явились толчком для нравственного поворота человечества к ценностям, которые позднее частью мира были приняты, частью отвергнуты, однако не было людей, равнодушных к ним.
Подведем итог нашему краткому рассмотрению философских и нравственных идей Библии. Библия представляет собой величайший памятник культуры, в котором читатель найдет истоки многих философских и нравственных идей мировой мудрости человечества. Не все идеи Библии усваивались человечеством, от ряда идей постепенно человечество отказывалось, однако нас по-прежнему притягивает Библия - эта история становления человеческих идей.

 

Вывод

Иисус сказал, что Ему дано право решать, что будет с каждым из нас в конце времен. Он будет не только Судьей, но также и мерилом суда. Что случится с нами в день суда, зависит от того, как мы относимся к Иисусу в этой жизни. Одни получат наследство, приготовленное для них от создания мира, и вечную жизнь, другие, отделенные от Него навсегда, будут страдать от вечного наказания.

Довериться Иисусу как Истине - это не слепой прыжок веры. Когда христианин говорит о своей вере: «Я знаю, что Иисус — Истина», он имеет в виду не только умственное осознание этого факта, но и благодаря личным переживаниям убежденность в том, что это действительно так. Когда мы вступаем во взаимоотношения с Тем, Кто есть Истина, наше восприятие окружающей нас действительности меняется, и мы начинаем правильно понимать реальность.

 

Список литературы

1.Библейская энциклопедия. М., 1991.
2.Апокрифы древних христиан. М., 1989.
3.Азимов Айзек. В начале. М., 1989.
4.Гече Г. Библейские истории. М., 1990.
5.Косидовский 3. Библейские сказания. Сказания евангелистов. М., 1991.
6.Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1985.
7.Мень А. Сын человеческий. М., 1991.
8.Рижский М.И. Библейские пророки и библейское пророчество. М., 1987.
9.Свенцицкая И.С. От общины к Церкви. М., 1985.
10.Митрохин Д.В. Кашмирские легенды об Иисусе Христе. М., 1990.
11.Дж. Дж. Фрезер. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1986.

12.Аквилонов Е. О Спасителе и о спасении. Журнал " Москва", 1997
13.Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., Вся Москва, 1990
14.Библейские предания СПб., "РЕСПЕКС",1996
15.Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления о цели христсанской жизни. М., Московская правда,1997
16.Крывелев И. А. "Что знает история об Иисусе Христе?" М., 1969.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: