Упражнение «Учимся составлять магические квадраты»




Учитель предлагает учащимся расставить в клетках квадрата 3×3 числа от 1 до 9 так, чтобы получился магический квадрат, регламентируя время выполнения задания — 2-3 минуты (используется Приложение 9 в конце рабочей тетради).

После проверки выполнения задания и анализа возникших затруднений можно сообщить учащимся, что математики нашли способы, которые позволяют легко и быстро справиться с задачей составления магических квадратов. Затем можно познакомить учащихся с приёмами составления магических квадратов. В зависимости от уровня математической подготовки учащихся можно рассмотреть один или несколько приемов — по выбору учителя.

 

 

ПРИЕМЫСОСТАВЛЕНИЯ МАГИЧЕСКИХ КВАДРАТОВ

 

Этапы составления магического квадрата Примеры выполнения заданий этапа
Прием составления магического квадрата французского математика Баше (XVII в.)
Постройте квадрат с дополнительными клетками, как показано на рисунке.
Заполните диагонали последовательными числами, начиная с любого числа числового ряда.
Переместите числа во второй строке, как показано стрелками.
Переместите числа во втором столбце, как показано стрелками.
  Проверьте, является ли полученный квадрат магическим.
Составление магического квадрата из членов числового ряда
Запишите ряд из девяти чисел, в котором равны разности между каждым следующим и предшествующим ему числом. 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90.
Подчеркните вторую тройку чисел ряда. 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90
Запишите эти числа последовательно по диагонали квадрата сверху вниз.  
     
     
     

 

Слева от самого большого числа этой тройки запишите самое маленькое число ряда.  
     
     
     

 

Продолжите составление магического квадрата, используя оставшиеся числа ряда.  
     
     
     

 

 

Творческое задание

Учащиеся выполняют задание 4 в рабочей тетради и знакомятся с новым приемом составления магического квадрата.

 

 

ЗАНЯТИЕ 11 АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЛАБИРИНТЫ. НАХОЖДЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЧИСЛОВОГО РЯДА, ОСНОВАННЫХ НА СЛОЖЕНИИ И ВЫЧИТАНИИ
  Краткое содержание: занятие направлено на развитие умения устанавливать закономерности числовых рядов, основанные на сложении и вычитании.

 

Методические рекомендации

Разминка

Учащиеся выполняют задание 1 в рабочей тетради, после чего называют тему занятия. Учитель может на доске записать «Лабиринты и закономерности» и предложить учащимся вспомнить, знакомы ли им эти слова и что они означают.

Упражнение «Учимся проходить арифметические лабиринты»

Учитель по очереди демонстрирует рисунки двух лабиринтов (ПРИЛОЖЕНИЕ 29) и предлагает учащимся их пройти. Требуется, выбирая по одному слагаемому на каждой окружности, получить число, указанное в центре. Разные «маршруты» можно записывать на доске мелками разного цвета. Можно предложить учащимся найти несколько решений каждой задачи:

1) 10 + 5 = 15, 15 + 0 = 15, 9 + 6 = 15, 8 + 7 = 15;

2) 30 + 30 + 30 + 10 = 100, 60 + 40 + 0 + 0 = 100, 10 + 50 + 30 + 10 = 100 и др.

Затем учащиеся выполняют задание 2 в рабочей тетради, для проверки используют ответы в конце тетради.

 

Упражнение «Проходим арифметические лабиринты»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: