Внеаудиторная самостоятельная работа по русскому языку.
Семестр
ВСР №1. Написание реферата «Язык и его функции. Русский язык в современном мире»
ВСР№2. Написание сочинения на заданную тему.
ВСР№3. Написание эссе на заданную тему.
Внеаудиторная самостоятельная работа по литературе
Семестр
ВСР№1. Написать реферат на тему: В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад.
ВСР№2. Составление кроссворда по произведениям Пушкина
ВСР№3. Написание конспекта: «Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.
ВСР№4. Написать реферат на тему: Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.
ВСР№5. Проанализировать литературный эпизод
«Объяснение Базарова в любви» глава 17,18 романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева или «Спор Базарова с братьями Кирсановыми» глава 10 романа
ВСР№6. Написание реферата на тему: «Душа и природа в поэзии Ф.И.Тютчева» или «Особенности любовной лирики Ф.И.Тютчева, её драматическая напряженность»(О, как убийственно мы любим…,Последняя любовь, Накануне годовщины 4 августа 1864 года и др.)
ВСР№7. Проанализировать на выбор один литературный эпизод из романа-эпопеи «Война и мир»(Пьер и Андрей Болконский в салоне Анны Павловны Шерер, ранение Андрея в Аустерлицком сражении или пляска Наташи Ростовой в имении дядюшки)
Порядок работы над рефератом
1. Выбор темы реферата.
2. Определение задач изложения:
а) раскрыть избранную тему;
б) передать основные аспекты темы, позиции авторов тех работ, содержание которых используется;
|
в) изложить своё понимание проблемы: объяснить, с чем и почему Вы согласны или не согласны с известными исследователями темы, какие вопросы намерены рассмотреть подробнее;
г) использовать при раскрытии темы новые сведения из различных источников;
д) сделать собственные выводы, изучив выбранную тему.
3. Составление плана реферата.
План должен ориентировать на последовательное раскрытие темы и
предусматривать три части реферата: введение, основную часть и
выводы.
4. Раскрытие темы.
Во введении обосновывается выбор темы, формулируются задачи
работы. В основной части последовательно раскрывается содержание
темы, причём основная часть разделена на главы и параграфы. В
заключении излагаются выводы автора по теме исследования.
5. Составление списка литературы по теме.
В работе над рефератом используются следующие источники:
а) энциклопедии, словари, справочники;
б) первоисточники и общая литература, относящаяся к рассма-
триваемому вопросу;
в) газетный, журнальный материал;
г) специальные работы по теме исследования.
6. Правила оформления реферата:
а) в начале реферата оформляется титульный лист;
б) далее приводится оглавление с указанием страниц, номера их
последовательно проставляются до конца реферата;
в) в тексте указываются название глав, параграфов, подпараграфов.
Критерии оценки реферата:
- Соответствие реферата теме.
- Глубина и полнота раскрытия темы.
- Адекватность передачи первоисточника.
- Логичность, связность.
- Доказательность.
|
- Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение).
- Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т.д.).
- Языковая правильность.
Написание сочинений на заданную тему
Сочинение – это вид письменной работы, содержащей изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
Рекомендации:
1. Работу надо начинать с обдумывания темы. Обязательно обратите внимание на то, как она сформулирована, каков основной вопрос, на который надо дать ответ в сочинении. Продумайте, как аргументировать свои мысли.
2. Помните: каждое слово в названии темы имеет значение. Выделите главное понятие в заголовке.
3. Пишите на тему. Раскрыть тему – значит конкретно и точно ответить на вопрос или круг вопросов, которые связаны с темой, четко определить ее границы.
4. Сочинение состоит из трех связанных между собой частей: вступления, основной части и заключения. Следует обратить внимание на то, что самая большая по объему часть – основная.
Вступление обязательно должно логически подвести к основной части сочинения.
В основной части анализируется и доказывается (или опровергается) основное положение. Главный вопрос должен быть освещен глубоко, полно и доказательно.
Заключение – итог всему сказанному, вывод, отражающий ту цель, ради которой велось рассуждение.
5. Значительно улучшают качество работы:
· самостоятельность (оригинальность изложения);
· ясность слога – логическая стройность сочинения;
· грамматическая правильность речи: соответствие морфологическим и синтаксическим нормам;
|
· краткость речи, умение высказать мысль с помощью наименьшего количества слов;
· простота речи, доступность для понимания, отсутствие вычурных слов и оборотов речи;
· образность, эмоциональность, оценочность, умение использовать средства художественной выразительности;
· свежесть речевых оборотов.
6. Допустимо цитирование художественных текстов.
7. Эпиграф к сочинению желателен, но не обязателен.
Написание эссе
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
С точки зрения содержания эссе бывают:
• философскими,
• литературно-критическими,
• историческими,
• художественными,
• художественно-публицистическими,
• духовно-религиозными и др.
По литературной форме эссе предстают в виде:
• рецензии,
• лирической миниатюры,
• заметки,
• странички из дневника,
• письма и др.
Различают также эссе:
• описательные,
• повествовательные,
• рефлексивные,
• критические,
• аналитические и др.
Эссе оценивается по следующим критериям:
соответствие работы теме и основной мысли;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Составление глоссария
Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей тематикой.
После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке. После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:
1. точная формулировка термина в именительном падеже;
2. содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.
При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:
- стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;
- не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;
- при желании в глоссарий можно включить не только отдельные слова и термины, но и целые фразы.
Содержание глоссария оценивается по следующим критериям:
умение студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
Составление конспекта
Конспект – это сокращенное изложение основных идей (тезисов) какого-либо текста с их краткой аргументацией, обоснованием.
Рекомендации:
1. Конспект начинается с наименования вопроса. Сам вопрос желательно подчеркивать или выделять маркером. Определения и понятия, составляющие сущность изучаемого вопроса, целесообразно подчеркивать различными цветами.
2. Старайтесь понять главную мысль и записать ее кратко, тезисно, сопроводив перечнем основных аргументов.
3. В процессе записи можно употреблять общепринятые и собственные сокращения, используя их в первый раз полностью, например: государство – гос-во, сельское хозяйство – с/х и т.д.
Завершить конспект следует выводами.
Содержание конспекта оценивается по следующим критериям:
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
умение студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;