Главным воспитателем детей в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своему младенцу. Естественно, что и дети отвечают матери соответствующим образом, между ними — особенно в раннем возрасте ребенка — обычно устанавливаются более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.
Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим образцом для своей дочери. Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери начиная с первых недель — успех его воздействия в большой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого. Дочь прежде всего у матери перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно благодаря ей это качество становится свойством дочери.
Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде. Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.
|
РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ДОЧЕРИ.
Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.
Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.
|
ДОЧЬ — ШКОЛЬНИЦА.
Поступление ребенка в школу — большое событие для него и его родителей. Став школьницей, девочка активно включается в систему общественных отношений, что большинству из них обычно импонирует. Она принимает на себя вполне конкретные обязанности — добросовестно учиться, вместе с тем обретая определенные права как член школьного коллектива. С появлением школьницы в семье верным союзником и квалифицированным помощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная забота родителей — установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решать актуальные задачи воспитания.
В семье ребенку-школьнику необходимо создать надлежащие условия для занятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, который предусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. В этом отношении родители имеют возможность проконсультироваться в школе с учителем, школьным врачом, учитывая при этом специфические особенности жизни своей семьи.
Сознавая, что для начинающей школьницы учение является не только новым занятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, родителям следует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами, вникать в затруднения, в случае надобности оказывать помощь разъяснениями и советами, дополнительными упражнениями. Бывают полезны дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленные вместе с ребенком. Наряду с предметной помощью школьнице в учении важно по-прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрять познавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии и т. п.
|
Опираясь на все положительное в характере своей дочери, отец и мать должны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенствовать важнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью используются объяснение, приучение — девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости напоминают об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию таких методов. Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает хорошим поведением, успехами в учении, добрыми поступками. Это может быть похвала, разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности.
Разумеется, совершенно исключаются какие-либо физические наказания, унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того, кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, так как вызывают у ребенка страх, стремление скрыть свой проступок, приводят к отчуждению, а иногда их последствием могут быть серьезные физические или психические травмы.
ПЕРВЫЕ УРОКИ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ — В СЕМЬЕ.
В подростковом возрасте воспитание девочек заметно усложняется. Претендуя на взрослость, они предпочитают по многим вопросам иметь собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением старших, предъявляют повышенные требования к окружающим. Круг их интересов расширяется, возрастает активность, обостряется желание иметь более обширный круг общения как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.
Испытывая определенные трудности с учебой в 5—6-х классах, вызванные, в частности, началом полового созревания, девочки в дальнейшем справляются в основном с этими трудностями и в большинстве своем учатся более ровно, чем мальчики-подростки. Сравнительно лучше обстоит дело у них и с дисциплиной.
Поскольку многие девочки-школьницы предпочитают гуманитарные учебные предметы, в целях всестороннего развития родителям имеет смысл привлекать их внимание и к естественно-научным дисциплинам, раскрывать значение таких предметов, как математика, физика, химия, для совершенствования мышления, повышения общей культуры. Вместе с тем, учитывая их интерес к внутреннему миру человека, важно оказывать им содействие в этом отношении путем непринужденных бесед на соответствующие темы, обсуждения художественных произведений, рекомендации доступной литературы по психологии. Девочки-подростки охотно читают популярные книги, посвященные проблемам нравственности, конкретным вопросам взаимоотношений между людьми, между полами, культуре поведения, что оказывает положительное влияние на их нравственное и общее развитие.
Подростковый возраст школьника связан с проблемой выбора им будущей профессии. Вместе со школой отцу и матери следует уделять этой проблеме специальное внимание, с одной стороны, выявляя склонности и способности дочери, а с другой — знакомя с различными сферами деятельности, специальностями, профессиями. В принципе, представительницам женского пола доступны очень многие, почти все существующие профессии, но немало таких, которые наиболее отвечают женской натуре, соответствуют их физическим и психологическим особенностям. Например: воспитательница, учительница, врач, медсестра, машинистка, портниха, продавщица, парикмахер, повар, доярка и т.д. При выборе профессии наряду с личными интересами девочки имеют значение состояние ее здоровья, семейные традиции и другие обстоятельства, с которыми необходимо считаться. В любом случае нельзя забывать, что верный и обоснованный выбор призвания, жизненного пути — весьма важная предпосылка человеческого счастья, материального и морального благополучия.
В среднем и старшем школьном возрасте становится особенно актуальной задача подготовки дочери к семейной жизни. Создание семьи, выращивание и воспитание детей — естественный долг каждого здорового человека. В школе старшеклассникам преподается специальный курс — «Этика и психология семейной жизни», призванный готовить будущих семьянинов. Но и родители не могут оставаться в стороне. В процессе семейного воспитания необходимо исподволь, постепенно, но и неуклонно при удобном случае внушать девочке, а затем и девушке мысль о том, что у нее со временем будет своя собственная семья, дети. Такая психологическая установка имеет существенное значение, помогает сформировать положительное отношение к семье, стимулирует целенаправленную подготовку к будущей семейной жизни. Конечно, при этом надо иметь в виду, что очень многое определяется примером родительской семьи. Если девочка изо дня в день видит, как хорошо и дружно живут отец и мать, помогают друг другу во всем, какая теплая и доброжелательная атмосфера постоянно царит в доме, насколько легче преодолеваются любые трудности общими усилиями, у нее закономерно будет складываться впечатление о том, что именно семья создает все условия для счастья, что она действительно нужна каждому.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКА.
Семейное воспитание мальчиков, имея много общего с воспитанием девочек, тем не менее обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителей мужского пола. Правда, на практике эти особенности в силу разных причин и обстоятельств и в семье, и в школе часто не учитываются. Но такая практика, разумеется, отнюдь не служит интересам повышения эффективности усилий воспитателей по формированию личности будущих мужчин. Поэтому родителям, действительно и всерьез заинтересованным в правильном воспитании своих сыновей, целесообразно знать и учитывать их половые особенности.
Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие.
Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы.
В силу половых особенностей мальчиков воспитывать их несколько сложнее. Успеваемость в школе у них ниже по сравнению с успеваемостью девочек, они менее самокритичны; в среднем школьном возрасте среди них в результате упущений в воспитании чаще появляются «трудные» подростки, которым свойственны вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания, сквернословие и др.), а также правонарушения (хулиганство, воровство). Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а также в дальнейшем и на супружеской жизни.
ОТЕЦ И МАТЬ — ПРИМЕР ДЛЯ СЫНА.
Как вообще любому ребенку, мальчику для его нормального развития необходимо широкое и содержательное общение как с матерью, так и с отцом, доброе влияние обоих родителей. Хотя мать всегда ближе всем своим детям, для мальчика отец близок по половому признаку, и этим в большой мере определяется характер их взаимоотношений, восприимчивость мальчика к отцовскому влиянию.
Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильного пола. Прежде всего на примере отца мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать мужественность у сына, рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела.
Мать в глазах мальчика должна воплощать в себе все лучшее, что вообще характерно для женщины. Своей искренней и бескорыстной любовью она вызывает ответные чувства у сына, стимулирует его эмоциональное развитие. Отношение к матери дает возможность мальчику в определенной степени усвоить характер взаимоотношений с лицами женского пола вообще, приучает его проявлять заботу о людях, оказывать необходимую помощь окружающим.
Воспитывая сына, и отцу, и матери важно помнить о задачах всестороннего развития его личности, с раннего детства приучать к правильным, добрым и уважительным отношениям с девочками. Учитывая физические и психологические особенности мальчиков, следует уделять внимание тому, чтобы сын, сохраняя свойственное ему стремление проявлять физическую активность, вместе с тем привыкал к порядку, аккуратности, организованности, овладевал навыками дисциплинированного поведения. В этом смысле большое положительное значение имеет участие ребенка в различных играх, домашних делах. Отвечая детским интересам, развивая физически и умственно, они учат дисциплине, общению со сверстниками, а также способствуют проявлению активности, самостоятельности, инициативы, организаторских умений, полезных навыков.
Важно приучать мальчиков к самообслуживанию. Каждый мальчик – подросток - юноша в соответствии со своими возрастными возможностями должен уметь и себя обслужить, и оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. При этом, конечно, было бы неверным выделять для них только «мужские» дела и занятия: настоящий мужчина должен быть, как говорится, мастером на все руки. Успех в данном случае обеспечивается не столько словесными призывами и нотациями, сколько личным примером родителей, отца, включением сына в посильную повседневную трудовую жизнь семьи.
Как правило, с мальчиками-школьниками, подростками у родителей больше хлопот, нередко их приходится заставлять учиться. Дети не могут предвидеть последствий своих поступков, своего нежелания закончить школу, техникум, вуз. Отец и мать, опираясь на свой жизненный опыт, должны показать важность образования, его возрастающую роль в связи с научно-техническим прогрессом, содействовать выработке у сына ответственного отношения к учению, понимания необходимости непрерывного образования.
ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.
Ответственный этап воспитания мальчиков — подростковый возраст. Не случайно этот возраст называют трудным: таким он является как для самих подростков, так и для родителей, учителей. Эта трудность обусловлена многими причинами, и в частности тем, что учащиеся среднего школьного возраста, переживая переходный период, находятся в состоянии, когда они уже не дети, но еще и не взрослые. Такое «промежуточное» положение подростков вызывает естественные противоречия между их притязаниями и реальными возможностями, что ведет порой к необъяснимым на первый взгляд поступкам, к резкой смене настроения и другим особенностям поведения. Поэтому отцу и матери особенно надо быть терпеливыми, не отталкивать сына, не отваживать от дома, не отвечать резкостью на резкость, разумно сочетать требовательность и уважение во взаимоотношениях с ним.
Возросшие физические и умственные возможности учащихся среднего школьного возраста, с одной стороны, снимают с родителей известную долю забот, но с другой — значительно повышают их ответственность за надлежащую реализацию этих возможностей. Чтобы растущая энергия подростков была направлена во благо, необходимо создавать условия для полезной и привлекательной для них практической деятельности.
КАК ОТВЛЕЧЬ ОТ ДУРНОГО ВЛИЯНИЯ?
Озабоченность родителей нередко вызывают факты, когда подростки попадают в дурные компании, начинают курить, употреблять алкоголь, заниматься другими неблаговидными делами. Надо подчеркнуть, что чаще всего это — результат упущений предшествующих лет воспитания. Но здесь могут отрицательно влиять и новые приятели подростка с «улицы». Поэтому родители должны интересоваться, с кем их сын проводит свободное время, чем они занимаются, и тактично направлять выбор друзей, стимулировать их полезное времяпрепровождение. Помимо школьных занятий у мальчика есть широкий выбор разнообразных видов внеклассной и внешкольной деятельности — в предметных, технических, художественных и иных кружках, спортивных секциях, творческие занятия дома. Важно всеми мерами содействовать тому, чтобы подростки читали художественную и научно-популярную литературу, разные газеты и журналы. Интересные и полезные занятия не оставят времени для безделья, будут способствовать общему развитию, активизации школьника, помогут ему определить свое призвание.
Достижению этих и других воспитательных целей служит участие подростков в ученическом самоуправлении, в работе юношеских и молодежных организаций. Заинтересованные в этом родители не только поощряют такое участие, но и оказывают реальное содействие своими советами, предположениями, конкретной помощью, что помимо всего прочего, безусловно, повышает их авторитет в глазах подростков.
ПОИСКИ ИДЕАЛА.
Так же как и для девочек, в подростковом возрасте для мальчиков приобретает актуальность проблема выбора будущей профессии. Родители, конечно, весьма заинтересованы в ее оптимальном решении. В данном случае полезны беседы общего характера — о роли труда в жизни человека, о необходимости добросовестного отношения к любой работе, о важности учета индивидуальных склонностей и способностей, рассказы о людях разных профессий, обсуждение преимуществ и недостатков той или иной конкретной специальности. Прямой резон отцу и матери рассказывать и о собственной работе, ее трудностях и радостях, может быть, показать свои рабочие места, продукцию и т. д. Жизнь свидетельствует, что наиболее благоприятным результат бывает, когда ответственный вопрос о выборе сыном жизненного пути решается согласованно и уж во всяком случае не вопреки его желанию.
С расширением кругозора, приобретением жизненного опыта подростки начинают поиски идеала, которому они хотели бы подражать, что стимулирует их к самовоспитанию. Это чрезвычайно важно для формирования личности: к усилиям воспитателей подключается сам объект воспитания, существенно повышая его эффективность. Однако такое возможно, если родители держат в поле зрения этот процесс, тактично помогают подростку в выборе идеала, ненавязчиво знакомя с достойными людьми из окружающей жизни, истории, литературы, раскрывая их высокие моральные качества, если они практически содействуют личным усилиям воспитанника в выработке желаемых черт характера.
Нужно признать, что миссия родителей-воспитателей весьма трудна. Им надо постоянно учиться, быть начеку, чтобы не допустить промаха в отношениях с сыном. А он взрослеет, и, естественно, на него влияют сверстники и старшие друзья. Однако и у родителей немало возможностей воспитательного воздействия. Среди методов семейного воспитания подростков наиболее действенный — метод убеждения. Убеждать можно, беседуя, советуя, разъясняя на собственном примере. Вместе с тем в необходимых случаях приемлемо и применение твердых требований, а также поощрений и наказаний.
ЮНОША В СЕМЬЕ.
Учащиеся старшего школьного возраста требуют к себе по сравнению с подростками нового подхода. В юношеском возрасте многие качества личности, черты характера в основном уже сформированы, и задача родителей — способствовать их совершенствованию, надлежащей корректировке, преодолению имеющихся недостатков. Главное направление воспитательных усилий отца и матери — подготовка достойного гражданина, добросовестного труженика, хорошего семьянина, надежного защитника Родины.
Для нормальных взаимоотношений родителей со старшеклассниками, создания благоприятных условий, обеспечивающих эффективность влияния на них, в первую очередь необходима четкая установка старших на то, что они имеют дело с людьми, которые являются равноправными членами семейного коллектива. Это значит, что все или почти все вопросы жизни семьи касаются и старшеклассников, что они могут и должны принимать участие в их обсуждении и реализации, что родителям следует прислушиваться к мнению молодежи и считаться с этим мнением. Такая позиция родителей, импонируя юношам, помогает сохранять и развивать на новой основе доверительные отношения, способствующие дальнейшему воспитанию юношей.
Успех воспитательного воздействия отца и матери на юношу возможен лишь при постоянном общении. Оно предполагает не только специальные беседы, но главным образом совместный труд и отдых, коллективное обсуждение насущных семейных проблем, обмен новостями, взаимопомощь и многое другое. Важно, чтобы отношения родителей к сыну строились на основе доверия, взаимопонимания, что обычно вызывает ответное доверие, ответное чувство.
Важен личный пример родителей, других старших членов семьи. Их поведение, поступки, высказывания, оценки людей и событий убедительнее всяких наставлений и нотаций воздействуют на молодежь, как бы автоматически выступают эталоном для подражания. Не жалейте времени на непринужденные беседы, обсуждайте злободневные вопросы — дети должны знать мысли, взгляды отца и матери. Ненавязчиво давайте советы. Это в сущности то же поучение, но оно не внушается, а предлагается на основе равноправия. Следует назвать и такую форму воспитания, как просьба. Если родительские просьбы учитывают реальные возможности сына, сформулированы надлежащим образом и не слишком часты, то юноша, как правило, охотно откликается и выполняет их, старается оправдать возлагаемые на него надежды.
Эффективное воспитание учащихся старшего школьного возраста в семье — дело важное, ответственное и весьма непростое. Здесь требуются творческий подход, умение быстро ориентироваться, учитывать реальную обстановку, проявлять инициативу, находчивость, смекалку. Но самое главное — родители не должны рассчитывать, что все само собой образуется, им необходима твердая установка на целенаправленное воспитание своего сына, осознание высокой ответственности за подготовку юной смены. А поэтому важно постоянно пополнять свои педагогические знания, использовать положительный опыт других родителей, поддерживать сотрудничество со школой, учителями, слушать специальные лекции, читать литературу, рассчитанную на родителей. Словом, если хотите, чтобы ваши дети достигли успеха в жизни, раскрылись как личности, специалисты, трудитесь, как говорят, не покладая рук. Это с лихвой окупится и для вас, и для них, и для общества.
Содержание.
1. Основные задачи воспитания.
2. Половые различия детей и воспитание.
3. Особенности психики девочки.
4. Мать — пример для дочери.
5. Роль отца в воспитании дочери.
6. Дочь — школьница.
7. Первые уроки взрослой жизни — в семье.
8. Особенности воспитания мальчика.
9. Отец и мать — пример для сына.
10. Трудности подросткового возраста.
11. Как отвлечь от дурного влияния?
12. Поиски идеала.
13. Юноша в семье.
Список использованной литературы:
1. Семья как общественное явление, Воронеж, 1989 г.
2. Семья, М., 1993 г.
3. Семья – 500 вопросов и ответов, М., 1991 г.