Вопросы и задания для дискуссии:
1. В чем состоит проблема классификации методов педагогических исследований?
2. Какая классификация наиболее подходит для Вашего исследования? Дайте обоснование.
3. Подберите несколько авторефератов по теме близкой к теме вашей магистерской диссертации и проанализируйте, какие методы были использованы в указанных работах.
4. Обоснуйте выбор тех или иных методов Вашего исследования с учетом темы магистерской диссертации.
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» (выполнено) выставляется студенту, если представлен отчет с выполненными заданиями 3-4 (в печатном виде);
- оценка «не зачтено», если не представлен письменный отчет с выполненными заданиями.
Дискуссия
Тема «Основные структурные компоненты педагогического исследования»
Вопросы и задания для дискуссии:
1. Что понимается под научным результатом в педагогических (методических) исследованиях?
2. Дайте краткую характеристику каждому методу определения научных результатов.
3. Как соотносятся понятия новизны, теоретической и практической значимости?
4. С чего начинается постановка и решение проблемы педагогического исследования?
5. Каким условиям должна отвечать гипотеза в педагогических исследованиях?
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» (выполнено) выставляется студенту за аргументированные ответы на вопросы дискуссии;
- оценка «не зачтено», если студент не представил ни одного аргументированного ответа на поставленные вопросы
Разноуровневые задания
Задание 1 (репродуктивного уровня).
Запишите определение понятия «эксперимент» и его основные признаки.
Задание 2 (реконструктивного уровня).
|
Используя метод «распаковки понятия», раскройте сущность и содержание понятия «эксперимент» (заполните предложенную авторами статьи схему).
Задание 3 (реконструктивного уровня).
О каких этапах эксперимента идет в статье речь? Какие функции необходимо реализовать на каждом из этапов? Заполните таблицу.
Задание 4 (творческий уровень).
На основе подобранных диссертаций или авторефератов по теме, близкой к теме Вашей магистерской диссертации проанализируйте описание экспериментальной работы.
Задание 5 (творческий уровень).
Составьте примерный план экспериментальной работы по теме Вашей магистерской диссертации. Определите участников эксперимента, место и время его проведения. Ответьте на вопросы:
1. Какова основная цель эксперимента в соответствии с темой магистерской диссертации?
2. Какие виды эксперимента необходимо и возможно провести в рамках предстоящих практик?
3. Какие задания, тесты, анкеты будут разработаны и использованы в рамках эксперимента?
4. На базе каких классов, школ, других учреждениях будут проведен эксперимент?
5. Какова методика сбора, обработки количественных и качественных результатов эксперимента?
6. Как согласовать полученные экспериментальные данные с теоретическим материалом по теме диссертации?
7. Где и каким образом провести апробацию полученных результатов?
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» (выполнено) выставляется студенту, если представлен отчет с выполненными заданиями 1-5 (в печатном виде);
- оценка «не зачтено», если не представлен письменный отчет с выполненными заданиями.
|
Доклады
Тематика докладов соответствует темам магистерских диссертаций студентов. Структура докладов аналогична структуре введения диссертации или автореферата.
В докладах студенты раскрывают актуальность темы исследования, обозначают проблему, цель, задачи, гипотезу, основные методы исследования, демонстрируют достижения (публикации, сертификаты, апробация).
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» (выполнено) выставляется студенту, если он подготовил доклад и презентацию по теме магистерской диссертации;
- оценка «не зачтено», если не представлен доклад и презентацию по теме магистерской диссертации.
Комплект материалов для зачета
Вопросы для зачета
№ п/п | Вопросы |
Основные этапы в развитии педагогики и педагогических исследований. | |
Понятие методологии педагогических исследований. Основные проблемы методологии педагогических исследований. | |
Система научных учреждений в России. Институт, Академия, Университет. Бакалавриат и Магистратура. Аспирантура и докторантура. | |
Научные кадры. Научные степени и звания. Квалификация (степень) бакалавра и магистра. Кандидат наук. Доктор наук. Доцент. Профессор. Член-корреспондент академии, академик. | |
Соотношение методологии, теории, методики и технологии обучения предмету. | |
Характеристика научного педагогического исследования. | |
Структурные основные компоненты педагогического исследования. | |
Понятие актуальности проблемы и темы исследования. | |
Объект и предмет педагогического исследования. | |
Цель и основные задачи педагогического исследования. | |
Гипотеза (гипотезы) в рамках педагогического исследования. | |
Методы педагогических исследований. | |
Опытно- поисковая работа, ее особенности. | |
Опытно-экспериментальная работа, ее особенности. | |
Понятие педагогического эксперимента и его основные признаки. | |
Основные этапы педагогического эксперимента. | |
Основные функции педагогического эксперимента. | |
Требования к программе экспериментальной работы по теме исследования. | |
Методы изучения научно-педагогического и практического опыта. | |
Основные методы сбора, обработки экспериментальных данных. | |
Цель, задачи, содержания констатирующего этапа эксперимента. | |
Цель, задачи, содержания поискового этапа эксперимента. | |
Цель, задачи, содержания обучающего (контролирующего) этапа эксперимента. | |
Количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента. | |
Оформление и представление результатов педагогического исследования | |
Основные приемы и методы работы с научной и учебной литературой. Требования к оформлению списка литературы. | |
Требования к представлению научных результатов в виде тезисов. | |
Требования к представлению научных результатов в виде статей. | |
Требования к представлению научных результатов в виде доклада. | |
Требования к представлению презентаций. | |
Магистерская диссертация: основные требования к содержанию. | |
Магистерская диссертация: основные требования к оформлению. |
Процедура оценивания
|
На зачете студенты должны продемонстрировать знание теоретических вопросов и приобретенный опыт практической реализации знаний.
Условиями допуска являются выполнение всех заданий текущего контроля в соответствии с указанными выше критериями оценивания.
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» выставляется студенту при правильном выполнении не менее 90% заданий текущего контроля.
- оценка «не зачтено» выставляется студенту при выполнении менее 10% заданий текущего контроля.