Учитель предлагает учащимся решить задачу «Было 9 листов бумаги, 4 из них разрезали на 2 части. Сколько всего листов бумаги разного размера получили?». Учащиеся выполняют задание 3 в рабочей тетради под руководством учителя, используя разные способы моделирования:
I способ — графическое моделирование;
II способ — арифметическое моделирование;
III способ — практическое моделирование.
После выполнения задания рекомендуется сравнить полученные результаты (при правильном выполнении задания они совпадут – 13 листов) и обсудить преимущества каждого способа и какой способ представляется более удобным («экономичным»).
Затем учащиеся выполняют задание 4 в рабочей тетради. Сначала рекомендуется предложить учащимся установить отличие числовых данных в данной задаче от предыдущей (увеличено первоначальное число листов бумаги, изменены условия разрезания). После проверки выполнения задания (88 листов) следует обратить внимание учащихся, что при решении задач на разрезание с «большими» числовыми данными наиболее удобным представляется арифметический способ.
Упражнение «Решаем задачи на разрезания на равные части»
Учащиеся выполняют задание 5 в рабочей тетради. Можно организовать выполнение задания в парах или группах.
Для проверки целесообразно использовать метод практического моделирования. Решение задач 1 и 2 можно смоделировать с помощью бумажных кругов.
Задача 1. Три яблока надо разрезать на две части (получится 6 половинок) и четыре яблока — на три равные части (получится 12 третей). Тогда каждый получит по одной половинке и по две трети.
Задача 2. Два арбуза надо разрезать пополам и один арбуз — на 4 равные части – всего 4 разреза. Каждому достанется по одной половине и одной чертверти арбуза.
Решение задачи 3 можно продемонстрировать на модели из пластилина.
Задача 3.
1) | ![]() | 2) | ![]() |
Переменка 2
Рекомендуется проведение подвижной игры «Проходим через открытки». Учитель показывает обычную открытку и сообщает, что можно разрезать ее так, что через получившееся отверстие может пройти человек. Затем учитель последовательно демонстрирует такое разрезание, а учащиеся повторяют за ним (можно заранее нанести линии разрезов на обратную сторону открыток).
1. Сложить открытку пополам. | ![]() |
2. Сделать надрез вдоль линии сгиба, не доводя его до краев открытки. | ![]() |
3. Выполнить надрезы, чередуя последовательность направлений разрезания сверху-вниз и снизу-вверх. | ![]() |
4. Развернуть полученную «гармошку». | ![]() |
Затем проводится игра-эстафета «Через открытку цепочкой». По два игрока от каждой команды держат разрезанные открытки так, чтобы через нее удобно было «проходить» другим игрокам. Сначала к разрезанной открытке подбегают первые игроки и «проходят» через открытку. Затем, возвращаясь к команде, первые игроки берут за руку второго игрока, и они вдвоем бегут и «проходят» через открытку, не разъединяя рук. Вернувшись к команде, к двум игрокам присоединяется третий и т.д. Если разрезанная открытка порвется, то команда заменяет ее другой.