Критерий эффективности преобразований собственности.




 

Отличие экономического и юридического подходов к преобразованию собственности отчетливо обнаруживается по следующим основным направлениям. Право бесстрастно фиксирует переход прав собственности от одних субъектов к другим. Вопрос о том, насколько эффективно объекты собственности использовались прежде и чем вызвана необходимость смены собственников, не являются предметом специального внимания в правовом подходе. Для экономического же подхода вопрос об эффективном использовании имущества, переходящего от одного собственника к другому, является главным. Поэтому именно экономические критерии преобразования форм собственности являются важнейшими для определения соответствия конкретных путей и форм преобразования собственности историческому и экономическому прогрессу. Игнорирование этого обстоятельства может привести к таким преобразованиям, которые приведут к большим потерям, экономическому и общественному регрессу.

Другое отличие экономического подхода к преобразованиям собственности от юридического состоит в том, что в рамках одной и той же юридической формы собственности могут произойти существенные преобразования в процессе присвоения. Например, физическое лицо обладает правом собственности на земельный участок. Независимо от того, обрабатывает оно этот участок или нет, его права собственности не изменятся, хотя по экономическому содержанию это две совершенно различные ситуации. Не изменяется его право собственности и в случае, если земельный участок будет обрабатываться наемными работниками. Однако это уже третья и принципиально иная ситуация с точки зрения реального экономического процесса присвоения при одном и том же праве частной собственности. Поэтому только экономический анализ позволяет получить более глубокое, конкретизированное и внутренне расчленённое знание о реальном содержании собственности.

Данный подход характерен для всех основных направлений экономической теории. Теория эффективного и рационального распределения ресурсов, обосновывая критерии перемещения ресурсов из негосударственного (частного) сектора в государственный (общественный), выдвигает следующее требование преобразование собственности путем перемещения средств и ресурсов из одного (частного) сектора в другой (общественный) возможен и экономически оправдан, если потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньше дополнительных выгод в государственном (общественном) секторе. Иначе говоря, преобразование частной собственности в общественную оправдано лишь в том случае, если это приводит к росту производительности (отдачи) ресурсов. Этот экономический критерий с некоторыми уточнениями может быть применен универсально ко всем иным формам собственности и перераспределяемым правам собственности.

Однако принимаемые решения о преобразованиях собственности в переходной экономике зачастую, как показывает опыт, могут диктоваться и иными обстоятельствами: политическими, интересами теневого и криминального капитала, избранным вариантом преобразований (радикальным или реформаторским). Всё это может существенно повлиять на выработку рациональных экономических решений, что может привести к экономическим потерям в данный момент времени.

Вместе с тем следует учитывать краткосрочные и долгосрочные последствия преобразований собственности. В этой связи существует проблема взвешивания краткосрочных потерь и долгосрочных выгод для общества от преобразований собственности. Её решение требует целый ряд особых экономических расчетов. В любом случае тщательный научный экономический анализ должен предшествовать преобразованиям собственности в государственном масштабе.[8]

 

 

3.3. Особенности преобразования собственности в России.

 

Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществляется в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций самих предприятий.

Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

Закон РСФСР “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” был принят 3 июля 1991 г. и послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. “Об ускоренной приватизации государственной и муниципальных предприятий” явился основой для интенсификации процесса приватизации. Широкомасштабный процесс приватизации с предписанием количественных планов приватизации по отраслям и регионам развернулся на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет приложений к нему вел процесс приватизации в состояние “технологического потока”.

В нашей стране приватизация проводилась бешенными темпами. Ей не предшествовала какая-либо предварительная подготовка. Не проводилась инвентаризация предприятий. В условиях очень быстрого обесценения денег стоимость предприятий не была правильно оценена (они часто продавались по остаточной стоимости – по стоимости полного износившегося оборудования). Поэтому многие заводы становились добычей ловких покупателей по цене, сопоставимой по стоимостью новой престижной квартиры. [9]

 

О “кавалерийских” темпах приватизации в 1993 г., когда из государственного сектора выбыли 43 тыс. предприятий, говорят следующие цифры:

 

Приватизировано предприятий, тыс.: 42,9

путем продажи 29,4

акционированием 13,5

Поступление средств от приватизаций предприятий:

приватизационных чеков, млн 46,8

денежных средств, млрд. руб. 450,3

в том числе:

личные средства граждан 50,1

фонды экономического стимулирования предприятий 19,1

средства предприятий-покупателей 208,0

средства иностранных инвесторов 1,0 [10]

 

 

Выше отмечалось, что приватизация является особой, но не единственной формой преобразования собственности. Возможно перераспределение прав собственности без перераспределения экономической власти. Саму приватизацию можно проводить радикально, подчиняя решению политических целей, или эволюционно, подчиняя целям экономической эффективности. В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.

 

В конце 90-х годов в результате осуществления широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в России произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно- правовых формах коммерческой деятельности. Данную ситуацию характеризуют:

· многообразие форм собственности;

· превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в российской экономике;

· преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;

· становление новых форм хозяйствования, адекватных изменениям в отношениях собственности;

· утверждение новых форм организации экономической деятельности (акционерные общества, товарищества, фермерские хозяйства, благотворительные и иные общественные фонды и т. д.);

· формирование инфраструктуры рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности. [11]

 

Несмотря на то что пройдены крупные этапы приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессу перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.

К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. Новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую “вползли” практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.

Имея уже достаточно очевидный опыт массового и радикального преобразования собственности, необходимо избегать радикальных, непродуманных и непросчитанных по экономическим результатам решений. [12]

 

4. Производственное предприятие

 

7.1. Предприятие, его задачи и функции

 

Производственное предприятие — это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально орга­низованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребите­лям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующе­го назначения, профиля и ассортимента. К производственным предпри­ятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, карьеры, порты, дороги, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения.

 
 

Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внут­ренней среды является готовая продукция (выполненная работа, оказан­ные услуги) (рис. 2).

 

Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффектив­ность работы предприятия, - это прежде всего потребители продук­ции, поставщики производственных компонентов, а также государст­венные органы и население, живущее в окрестностях предприятия (рис. 3).

 
 

С чисто правовой стороны согласно законодательству Российской Федерации предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производст­ва продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Важнейшими задачами действующего предприятия являются:

получение дохода владельцем предприятия;

обеспечение потребителей продукцией предприятия;

обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальны­ми условиями труда и возможностью профессионального роста;

создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях пред­приятия;

охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рен­табельности производства).

 

Задачи предприятия определяются:

интересами владельца;

размерами капитала;

ситуацией внутри предприятия;

внешней средой (рис. 4).

 

Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем независимо от его статуса — частное лицо, государственные органы или акционеры. Владелец исходя из собственных интересов, целей, приоритетов не только обладает правом, но вынужден формулировать и ставить задачи перед коллективом предприятия — в противном случае вместо него это сделает кто-то другой в своих интересах.

 
 

Важнейшей задачей предприятия во всех случаях является получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции (вы­полненных работ, оказанных услуг). На основе полученного дохода удов­летворяются социальные и экономические запросы трудового коллекти­ва и владельцев средств производства.

Орган, который формулирует и конкретизирует какую-либо хозяйст­венную задачу, обязан учитывать реальные условия ее исполнения с учетом функций, которые выполняет предприятие.

Независимо от формы собственности предприятие работает, как пра­вило, на условиях полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Оно самостоятельно заключает договоры с потре­бителями продукции, в том числе получает государственные заказы, а также заключает договоры и ведет расчеты с поставщиками нужных про­изводственных ресурсов.

К основным функциям производственного предприятия относятся:

изготовление продукции производственного и личного потребления;

продажа и поставка продукции потребителю;

послепродажное обслуживание продукции;

материально-техническое обеспечение производства на предприя­тии;

управление и организация труда персонала на предприятии;

всестороннее развитие и рост объемов производства на предприя­тии;

предпринимательство;

уплата налогов, выполнение обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;

соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

 

Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимос­ти от:

размеров предприятия;

отраслевой принадлежности;

степени специализации и кооперирования;

наличия социальной инфраструктуры;

формы собственности;

взаимоотношений с местными органами власти.

 

Предприятие несет полную ответственность перед финансовыми ор­ганами за своевременное перечисление налогов и других платежей, по­крывает из собственного дохода все убытки и потери. За счет выручки от реализации продукции (услуг) оно производит оплату расходов на орга­низацию и развитие производства, а также на закупку сырья, матери­алов, оплату рабочей силы.

Администрация и персонал предприятия обязаны постоянно заботить­ся о том, чтобы изготовленная ими продукция была достаточно высокого качества и не слишком дорогостоящей. То и другое необходимо для заво­евания и удержания рынка сбыта. Продукция низкого качества, так же, как и слишком дорогостоящая, заставляет потребителя искать поставщика, у которого можно приобрести те же изделия с лучшими качественными по­казателями или по более низкой цене. Чтобы не терять потребителей, спе­циалисты предприятия изучают рынки сбыта продукции, принимают меры по ускорению научно-технического прогресса, улучшению качества про­дукции, снижению ее себестоимости. Фактически в трудовых коллективах производственных предприятий решается судьба состояния и развития эко­номики и политики страны.

 

 

5. Типы предприятий

 

5.1. Признаки классификации предприятий

 

Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными явля­ются классификации по формам собственности, размерам, ха­рактеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминиру­ющему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности предприятия подразделяются на:

частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);

государственные, под которыми понимаются как чисто госу­дарственные (в том числе муниципальные), где капитал и управ­ление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, на которых государст­венные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников).

Из этих двух категорий предприятий часто выделяют смешанные, т.е. предприятия с существенной или преобладающей долей государства в капитале. Такая категория предприятий иногда занимает существенное место в экономической жизни страны, например в России в конце 90-х гг., когда в результате приватизации государство сохранило пакет акций на многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых работников).

По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров — численности занятых и объема производства (продаж).

По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России на них приходится около половины общего числа предприятий).

В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. в нашей стране к ним относят те, где средняя численность ра­ботников не превышает в розничной торговле и бытовом об­служивании — 30 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в научно-технической сфере, сельском хозяйстве — 60 человек, на транспорте, в строительстве и промышленности — 100 человек

Классификация фирм по характеру деятельности (производственная и непроизводственная) предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.

Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства предусматривает трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают, прежде всего, хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей.

 

 

5.2.Частный предприниматель

 

Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА:

1. Единоличное владение легко учредить, так как юридическая процедура оформления весьма легка и регистрация фирмы такого рода обычно не требует больших затрат.

2. Владелец сам себе хозяин и располагает значительной свободой действий. Для принятия решений о том, что и как производить. Не надо ждать решений никаких собраний, партнеров или директоров.

3. Владелец может предоставлять клиенту персональные услуги.

4. Стимулы эффективной работы - самые энергичные. Владелец получает все в случае успеха и теряет все в случае неудачи.

 

Однако существуют и недостатки этой организационной формы, и они весьма значительные.

 

НЕДОСТАТКИ:

 

1. За редким исключением, финансовые ресурсы единоличного предпринимателя недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупное предприятие. Такая как единоличных владений процент банкротства относительно высок, коммерческие банки не очень охотно предоставляют им большие кредиты.

2. Осуществляется полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнять все основные решения, например, относительно покупки, продажи, привлечения и содержания персонала; не упускать из внимания технические аспекты, которые могут возникнуть в производства, в рекламе и в распределении продукции.

3. Наиболее важным недостаток заключается в том, то единоличный владелец являет субъектом неограниченной ответственности. Это означает, что самостоятельные предприниматели рискуют не только активами фирмы, но и своими личными активами.

Если предприятие обанкротилось, он персонально и единолично отвечает по долгам фирмы. Для уплаты долгов в этом случае может быть продано личное имущество владельца.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: