Методы исследования в анатомии и физиологии.





Краткие исторические сведения по истории развития анатомии, физиологии. История развития анатомии в Беларуси.

Анатомия – это наука, изучающая строение человека с учётом биол. закономерностей присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых, индивидуальных особенностей.

Физиология – наука о процессах жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при различных условиях и состояниях организма.

У древних народов сведения о строении животных и человека складывались из случайных наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи. Анатомия в странах древнего мираАристотельУченик Платона. Колебался между идеализмом и материализмом. Труды: «История животных», «О частях животных», создал первую систематику животных, описал основы эмбриологии. Вскрывал трупы животных открыл, что артерии отходят от аорты,описал жировую ткань, хрящи, кости и кровь животных

Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал анатомию, эмбриологию, физиологию - он считал их основой медицины. Большое влияние на развитие анатомии и медицины оказала александрийская школа врачей (Герофил и Эразистрат).

Анатомия периода средневековья. Абу али Ибн-Сина (Авиценна)Родился в Афине. В Бухаре начал врачебную деятельность. Умер в Хамадане. Труды «Канон врачебной науки» 5 томов - энциклопедический свод медицинских знаний. Описал сложные лекарственные вещества, яды и противоядия, простые лекарства и их применение, выделил клиническую картину чумы, описал признаки плеврита, менингит,рекомендовал музыку для лечения психозов. Леонардо да ВинчиМатематик, механик, инженер, художник. Вклад Производил вскрытия трупов, положил начало пластической анатомии, сделал тщательные анатомические рисунки (13томов)

Развитие анатомии и физиологии в Западной Европе, России и РБ.

Гален описал 7 пар черепных нервов, соедин-ю ткань, нервы, мышцы, связки.

Основатель анатомии как науки считается Андрей Везалий. Его классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела».

Рене Декарт внёс в физиологию понятие о рефлексе.

Н.И. Пирогов основатель топографической анатомии. Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах трупов. Свои исследования обобщил в книге «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».

И.М. Сеченов вошёл в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области явления – сознания. Он открыл процесс торможения в ЦНС.

Павлов создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Он создал новую физиологию пищеварения.

Белорусские ученые. С.И.Лебедкин С 1922 по 1934 возглавлял кафедру анатомии Минского медицинского института «Биогенетический закон и теория рекапитуляции», изучал теоретические основы анатомии, филогенетическое развитие органов человека

Д.М.ГолубАкадемик АН БССР, возглавлял кафедру анатомии МГМИ с 1934 по 1975 гг. Ученик Лебедкина Посвятил исследования вопросам развития периферической нервной системы и реиннервации внутренних органов

И.А.Булыгин изучал спинной и головной мозг, вегетативной нервной системы. Н.И.АринчинИсследовал физиологию и патологию кровообращения, сравнительную и эволюционную геронтологию Разработал методы и аппараты для комплексного исследования сердечно-сосудистой системы.

Методы исследования в анатомии и физиологии.

Для изучения морфологических особенностей человека выделяют две группы методов. Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая - на живом человеке.
В первую группу входят: 1) метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила и др.) - позволяет изучать строение и топографию органов. 2) метод вымачивания трупов в воде или в специальной жидкости продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для изучения их строения. 3) метод распиливания замороженных трупов - разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела. 4) метод коррозии - применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах. 5) инъекционный метод - заключается в ведении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, лёгких и др. 6) микроскопический метод - используется для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.

Ко второй группе относятся: 1) Рентгенологический метод и его модификация - позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни. 2) Соматоскопический метод (визуальный осмотр) изучения тела человека и его частей - используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др. 3)Антропометрический метод - изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др. 4) Эндоскопический метод - дает возможность на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.

На ранних этапах развития физиологии применялся метод экстирпации (удаления) органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей. Фистульный метод основан на введении в полый орган (желудок, желчный пузырь, кишечник) металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию органов. Метод катетеризации применяется для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в кровеносных сосудов, сердце. При помощи тонких синтетических трубок - катетеров - вводят различные лекарственные средства. Метод денервации основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы. В зависимости от формы проведения физиологический эксперимент делится на острый, хронический и в условиях изолированного органа. Острый эксперимент предназначен для проведения искусственной изоляции органов и тканей, стимуляции, различных нервов, регистрации электрических потенциалов, введения лекарств и др. Хронический эксперимент применяется в виде целенаправленных хирургических операций. Функцию органа можно изучать не только в целом организме, но и изолировано от него. В таком случае органу создают все необходимые условия для его жизнедеятельности, в том числе подачу питательных растворов в сосуды изолированного органа (метод перфузии).

 





Читайте также:
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.015 с.