ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ




ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

ОПТИМИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

Реферат


Особый круг задач в теории обслуживания сложных систем составляют задачи, в которых предполагается наличие неполной информации о надежности систем. Эти задачи чаше всего встречаются на практике, особенно на начальном периоде эксплуатации систем. Их специфика потребовала разработки специальных прикладных математичес­ких методов исследования, близких к теории игр и основанных на минимаксных подходах. Эти методы позволяют проследить за количественным улучшением показателей обслуживания по мере уменьшения степени неполноты используемой информации о надежности системы. В данной учебно-исследовательской работе рассматривается нахождение времени плановой предупредительной профилактики и оптимальных значений характеристик на примере чётырёх стратегий обслуживания систем.


Содержание

1 Введение………………………………………………..…….…….4

2 Основная часть……………………………......................................5

Математическая модель………………………....…..…………..5

Стратегия A………….………………………….......................…6

2.2 Стратегия В……………………...……………………………......…10

2.3 Стратегия С…………………………………………...……..…...….17

2.3 Стратегия D…………………………………...……………..…...….26

3 Заключение………………………………………………………..…34

4 Список использованных источников………………..………..…35

Приложения А……………………..……….....………………………....36

Приложения Б …………………..….……................................................42

Приложения В ……………......................................................................46


Введение

 

В практике эксплуатации технических систем часто возникают ситуации, при которых невозможно собрать достаточно статистических данных об их отказах, неисправностях или предпосылках к появлению отказов или неисправностей. Это, например, имеет место, если эксплуатируется новая система, или в тех случаях, когда существующими методами контроля и диагностики не удается обнаружить возникновение некоторых неисправностей или предпосылок к неисправностям или отказам. Возникает задача такой организации проверок, при которой с заданной уверенностью (вероятностью обнаружения отказа при проверке, если он возник до начала ее проведения) будут обнаружены возникшие в системе отказы, а время пребывания систе­мы в состоянии отказа (неисправности, предпосылки к неисправно­сти или отказу) в среднем наименьшее. При этом естественно предпо­ложить, что такие модели проверок разные в зависимости от имеющей­ся информации о надежности системы и тем лучше (в смысле получения выигрыша по критерию стоимости или готовности, причем готовность характеризуется средним временем пребывания системы в состоянии отказа), чем большая информация имеется о надежности системы.

На практике при большом числе однотипных систем, находящихся в эксплуатации, организация проверок каждой из них в расчетное оптимальное время при ограничениях на средства контроля и количество обслуживающего персонала, что часто имеет место, встречает большие трудности. Поэтому необходимо, с одной стороны, автоматизировать процесс выдачи рекомендаций о проведе­нии проверок, а с другой — организовать процедуру проверок так, чтобы проверки проводились в расчетное время с наименьшими потерями, связанными с простоями персонала и средств обслуживания, пере­мещениями средств обслуживания или их коммутацией и т.д.


Основная часть

Математическая модель

B создании технических систем возникает проблема разработки некоторой стратегии технического обслуживания, которая позволила бы получить от эксплуатации системы максимально возможный эффект. Поэтому задачи профилактики ставятся как задачи экстремальные и их можно назвать оптимальными задачами, надежности. Обычно при постановке задачи профилактики предполагают заданными характеристики надежности системы: функцию распределения времени безотказной работы системы F(x) или отдельных ее частей и функцию распределения времени самостоятельного проявления отказа Ф(х) и характеристики ремонтопригодности: функции распределения времен различных восстановительных работ, которые можно проводить в системе. Эти характеристики, а также правило (стратегия), в соответствии с которым назначаются сроки проведения восстановительных работ, определяют состояния системы и эволюцию этих состояний во времени.

Будем считать, что множество Е возможных состояний системы является конечным Е = {E1,E2,…,En}. В таком случае траектории процесса x(t), описывающего эволюцию состояний системы во времени, являются ступенчатыми функциями. На траекториях этого случайного процесса определим функционал, который при фиксированных характеристиках надежности будет ха­рактеризовать стратегию обслуживания исследуемой системы. За конечный отрезок времени [0,t] траектория процесса x(t) задается количеством переходов т, моментами переходов t0 = 0<t1<t2<…<tm≤t и набором состояний Е = {E1,E2,…,En} в которых процесс находится между моментами перехода.

Обычно при постановке задачи выбора оптимальной стратегии обслуживания технической системы предполагают, что полностью известны ее характеристики. Од­нако функция распределения времени безотказной работы F(y), как правило, определяется статистически и известна лишь в отдельных точках. Поэтому при постановке задачи более естественным является предположение о том, что функция F(y) принадлежит классу Ω(n,y,р) функций распределения, которые в заданных точках y = (y0=0,y1,y2,…,yn) принимают заданные значения р = (р0=0, р1, р2,…, рn).

Рассмотрим 2 метода определения оптимальных характеристик стратегий обслуживания сложных систем: расчёт характеристик с помощью, заранее известной функции распределения времени безотказной работы системы F(y); расчёт с помощью статистических данных, полученных в результате работы системы в течение некоторого времени.

 

Стратегия A.

 

Стратегия А - полное восстановление системы проводится только после самостоятельного проявления отказа.

Система, новая в момент t =0, работает до отказа в течение времени о, распределенного но закону F(x). Далее от момента t=о до момента проявления отказа t = о+Ј, в течение случайного вре­мени Ј, распределенного по закону Ф(х), простаивает в неработоспособном состоянии (скрытый отказ). В случайный момент проявления отказа начинается внеплановый аварийно-профилактический ремонт, который длится случайное время y(My=Tап) и после которого система полностью обновляется. После окончания ремонта весь процесс функционирования системы и ее обслуживания повторяется.

Постановка задачи. Определим случайный процесс x(t), характеризующий состояние исследуемой системы. Пусть z ≥ 0, тогда

· E0, если в момент t система работоспособна и до отказа проработает время, большее или равное z;

· E1, если в момент t система работоспособна и до отказа проработает время, меньшее z;

· E2, если в момент t в системе имеется скрытый отказ;

· E3, если в момент t система ремонтируется (внеплановый аварийно-профилактический ремонт).

Рисунок 1 – Диаграмма переходов процесса x(t) (Стратегия А)

 

Расчёт по статистическим данным:

Исходные данные для расчета:

· вектор y = (y0=0,y1,y2,…,yn) и вектор р = (р0=0, р1, р2,…, рn);

· средняя длительность плановой предупредитель­ной профилактики Тpp;

· средняя длительность внепланового аварийно-профилактического ремонта Тap;

· потери за единицу времени при проведении пла­новой предупредительной профилактики Сpp;

· потери за единицу времени при проведении вне­планового аварийно-профилактического ремонта Сap;

· прибыль C0, получаемая за единицу времени без­отказной работы системы;

· оперативное время Z работы системы, необходи­мое для выполнения задачи.


· Коэффициент готовности.

(1.1)

· Вероятность выполнения задачи.

(1.2)

· Средние удельные потери.

(1.3)

· Средняя удельная прибыль.

(1.4)

Расчёт по функции распределения времени безотказной работы системы:

· Функция распределения времени безотказной работы системы F(t);

· средняя длительность плановой предупредительной профилактики Тpp;

· средняя длительность внепланового аварийно-профилактического ремонта Тap;

· потери за единицу времени при проведении плановой предупредительной профилактики Сpp;

· потери за единицу времени при проведении вне­планового аварийно-профилактического ремонта Сap;

· прибыль C0, получаемая за единицу времени без­отказной работы системы;

· оперативное время Z работы системы, необходи­мое для выполнения задачи.

· Коэффициент готовности:

(1.5)

· Средние удельные затраты:

(1.6)

· Средняя удельная прибыль:

(1.7)

· Вероятность выполнения задачи:

(1.8)

Результаты вычислений представлены в таблицах 1.1 и 1.2.

Таблица №1.1 - Расчёт по функции распределения.

 

Стратегия Kг Pвып Cпр Cпот
Стратегия A 0,83 0,68 1,41 0,3

 

Таблица №1.2 - Расчёт по статистическим данным.

 

Стратегия Kг Pвып Cпр Cпот
Стратегия A 0,83 0,65 1,33 0,28

Стратегия В.

 

Стратегия В — полное восстановление системы проводится либо в момент отказа, либо в заранее назначенный календарный момент времени. В начальный момент функционирования системы (t=0) планируется проведение предупредительной профилактики через случайное время распределенное по закону О(х). Если система не отказала до назначенного момента, то в этот момент дается предупредительная профилактика, средняя длительность которой равна Тpp. Если же отказ системы произошел ранее, то этот факт обнаруживается немедленно, так как, по предположению, индикация мгновенная:

 
 


Ф(х) = (2.1)

 

Поэтому в момент отказа начинается внеплановый аварийно-профилактический ремонт, который длится время Тапаппп). После проведения любой из перечисленных восстановительных работ система полностью обновляется. В момент окончания восстановительных работ последующая предупредительная профилактика перепланируется, и далее весь процесс обслуживания повторяется.

Постановка задачи. Определим случайный процесс характеризующий состояние исследуемой систему. Пусть Z > 0, тогда x(t):

· E0, если в момент t система работоспособна и до отказа проработает время, большее или рав­ное z;

· E1, если в момент t система работоспособна и до отказа проработает время, меньшее z;

· E2, если в момент t в системе проводится вне­плановый аварийно-профилактический ремой z;

· E3, если в момент t в системе проводится преду­предительная профилактика.

Рисунок 2 – Диаграмма переходов процесса x(t) (Стратегия В)

 

Определенный случайный процесс является регенерирующим (например, иомен там и регенерации будут моменты переходов в состоянии апериодическим, если предположить, что хотя бы од на из случайных величин время безотказной работы период предупредительны профилактик или у - время восстановления является не­прерывной случайной величиной. Можно утверждать, что при длительной эксплуатации характеристики качества функционирования выражаются дробно-линейным функцио­налом:

 
 

 


(2.2)

 

Предположим теперь, что функция F(y) известна лишь в отдельных точках, т. е.

F(y) Є Щ(n,y,р). (2.3)

Тогда задача заключается в определении гарантированного среднего выигрыша и функции G*(x), которая определяет периоды профилактики, обеспечивающие этот гарантированный выигрыш,

I(G*,F*) = max min I(G,F), где G Є Щ, F Є Щ(n,y,р). (2.4)

Гарантированный выигрыш определяется как выигрыш, получаемый при наилучшей функции распределения G*(x) и наихудшей функции распределения F*(y). Ес­ли функционал (2.2) выражает потери, то необходимо брать максимум по F Є Щ(n,y,р) и минимум по G Є Щ.

 

Расчёт по статистическим данным:

Методика определения минимаксных периодов проведения плановых предупредительных профилактик гарантированных значений показателей качества функционирования:

Исходные данные для расчета:

· вектор y = (y0=0,y1,y2,…,yn) и вектор р = (р0=0, р1, р2,…, рn);

· средняя длительность плановой предупредительной профилактики Тpp;

· средняя длительность внепланового аварийно-профилактического ремонта Тap;

· потери за единицу времени при проведении плановой предупредительной профилактики Сpp;

· потери за единицу времени при проведении внепланового аварийно-профилактического ремонта Сap;

· прибыль C0, получаемая за единицу времени безотказной работы системы;

· оперативное время Z работы системы, необходимое для выполнения задачи.

 

Формулы для расчёта минимаксных периодов профилактик и гарантированных значений показателей качества функционирования:

· Коэффициент готовности.Определяется номер k0 при котором достигает максимума выражение

, (2.5)

где k = 0,1,2,..., n.

Если максимум Ak достигается при k0<n, то плановые предупредительные профилактики следует проводить в момент ф0 = yk0+1-0. Если k0 = n, то ф0 = ∞, т.е. плановые предупредительные профилактики прово­дить нецелесообразно.

· Вероятность выполнения задачи.

Определяется номер k0 (0 ≤ k0 ≤ n), для которого yk0 – z ≤ 0, yk0+1 – z > 0.

Определяется максимальное значение отношения выражений (1.6) к (1.7).

       
 
   
 


 

, при ф [0, yk+1 - z],

 

(2.6)

 

, при ф [ym - z, ym+1 - z].

 

 

 
 


, при k0 = 0,1,2, n (2.7)

 

Точка, при которой достигается максимум выражение определяет минимаксный период проведения предупредительных профилактик.

· Средние удельные потери.

Определяется номер kо, при котором достигается минимум выражения

. (2.8)

Точка ф0 = yk0+1-0 определяет сроки проведения плановых предупредительных профилактик.

· Средняя удельная прибыль.

Определяется номер kо, при котором достигается максимум выражения

(2.9)

 

Точка ф0 = yk0+1-0 определяет сроки проведения плановых предупредительных профилактик.

 

Расчёт по функции распределения времени безотказной работы системы:

Исходные данные для расчета:

· функция распределения времени безотказной работы системы F(t);

· средняя длительность плановой предупредитель­ной профилактики Тpp;

· средняя длительность внепланового аварийно-профилактического ремонта Тap;

· потери за единицу времени при проведении плановой предупредительной профилактики Сpp;

· потери за единицу времени при проведении внепланового аварийно-профилактического ремонта Сap;

· прибыль C0, получаемая за единицу времени безотказной работы системы;

· оперативное время Z работы системы, необходимое для выполнения задачи.

· Коэффициент готовности:

(2.10)

· Средние удельные затраты:

(2.11)

· Средняя удельная прибыль:

(2.12)

· Вероятность выполнения задачи:

(2.13)

· Пример. Определим гарантированные значе­ния показателей качества

функционирования и сроки проведения плановых предупредительных профилактик системы, для которой заданы следующие исходные ха­рактеристики:

Tpp = 1 ч; Тap = 2 ч; сpp=1 ед/ч; сap=2 ед/ч; z = 25 ч; с0 = 5 ед/ч;

y = (y0 = 0;.y1 = l0; у2 = 20; у3 = 30; у4 = 40),

р = (р0 = 0; р1 = 0,1; р2 = 0.15; р3 = 0,3; р4 = 0,5).

· Коэффициент готовности

Вычислим величины Ak:

Таблица №2.1 – Величины коэффициента готовности

 

А0 А1 А2 A3 А4
0,891 0,938 0,950 0,852 0,922

 

Итак, получаем гарантированное значение коэффи­циента готовности, равное 0,952, если предупредитель­ные профилактики проводить через время ф0=40-0 ч.

· Вероятность выполнения задачи.

Определяем величину k0. Для данных, приведенных в таблице №2, k0=2(y2 – z < 0, y3 – z > 0).

Таблица №2.2 – Величины вероятности выполнения задачи

 

y = 0 y = 5 - 0 y = 5 + 0 y = 10 - 0 y = 10 + 0 у = 15
  0,924 0,76 0,594 0,581 0,600

 

Максимум достигается при у = 5 - 0 и равен 0,924. Следовательно, профилактики нужно проводить через 5 - 0 ч. и гарантированное значения вероятности выполнения задачи будет равно 0,924.

· Средние удельные затраты.

Вычисляем величины средних удельных затрат.

Результаты сведены в таблицу №2.3:

Таблица №2.3 – Величины средних удельных затрат

 

k = 0 k = 1 k = 2 k = 3 k = 4
0,144   0,0829 0,0775 0,0847 0,1333

 

Таким образом, получаем, что профилактику необхо­димо проводить через время 30 - 0 ч. и при этом га­рантированное значение удельных затрат равно 0,0775 ед/ч.

· Средняя удельная прибыль.

Вычисляем величины средней удельной прибыли.

Результаты сведены в таблицу №2.4:

Таблица №2.4 – Величины средней удельной прибыли

 

k = 0 k = 1 k = 2 k = 3 k = 4
4,37 4,61 4,674 4,677 4,55

 

Окончательно получаем, что профилактику необходимо проводить через время 40 - 0 ч., при этом гарантированное значение средней удельной прибыли равно 0,4677 ед/ч.

Результаты вычислений представлены в таблицах 2.5 и 2.6.

Таблица №2.5 - Расчёт по функции распределения.

 

Стратегия Kг Pвып Cпр Cпот
Стратегия B 0,95 0,92 0,46 0,07

 

Таблица №2.6 - Расчёт по статистическим данным.

 

Стратегия Kг Pвып Cпр Cпот
Стратегия B 0,94 0,92 0,48 0,07

 

Стратегия С

 

Стратегия С - восстановление системы проводится только в заранее назначенные моменты времени независимо от отказов системы.

Для исследуемой в настоящем параграфе системы предполагается, что время самостоятельного проявления отказа разно бесконечности, т. е. появившийся в системе отказ самостоятельно не проявляется. Для такой системы планируется проведение различных восстановительных работ (плановых), при которых отказы обнаруживаются, устраняются и предупреждаются.

Пусть при t=0, когда начинается эксплуатация системы, назначается проведение плановых восстанови­тельных работ через случайное время з, распределен­ное по закону G(x). Если к назначенному моменту з система не отказала (о>з, где о — время безотказной работы, распределенное по закону F(x)), то в этот момент проводится плановая предупредительная профи­лактика, которая полностью обновляет систему и сред­няя длительность которой равна Тpp. Если к назначен­ному моменту система отказала (о≤з), то в этот момент проводится плановый аварийно-профилактический ремонт, который полностью обновляет систему и длит­ся в среднем время Тap. После окончания плановых работ весь процесс обслуживания полностью повторяется.

Определим случайный процесс x(t), характеризующий состояние системы в момент t, x(t):

· E0, если в момент t система работоспособна и проработает еще время, большее z≥0;

· E1, если в момент t система работоспособна, но до отказа проработает время, меньшее z,

· E2, если в момент t система простаивает в неработоспособном состоянии (скрытый отказ);

· E3, если в момент t в системе проводится плановый аварийно-профилактический ремонт;

· E4, если в момент t в системе проводится плановая предупредительная профилактика.

Рисунок 3 – Диаграмма переходов процесса x(t) (Стратегия С)

 

Описанный процесс является регенерирующим (например, моментами регенерации являются моменты попадания в состояние То), а в предположении, что время, ремонта - непрерывная случайная величина, и апериодическим. При длительной эксплуатации системы характеристики качества функционирования выражаются дробно-линейным функционалом.

Как и ранее, будем предполагать, что функция распределения времени безотказной работы F(х) известна лишь в отдельных точках. F(x) Є Щ(n,y,р). Задача состоит в том, чтобы определить гарантированную среднюю величину функционала I(G,F), т. е.

I(G*,F*) = max min I(G,F), где G Є Щ, F Є Щ(n,y,р).

и функцию G*(x), на которой это значение достигается. Если функционал (2.2.1) характеризует потери, то по G Є Щ берется минимум, a по F Є Щ(n,y,р) - максимум.

Расчёт по статистическим данным:

Методика определения минимаксных периодов проведения плановых предупредительных профилактик и гарантированных значений показателей качества функционирования

Исходные данные для расчета:

· вектор y = (y0=0,y1,y2,…,yn) и вектор р = (р0=0, р1, р2,…, рn);

· средняя длительность плановой предупредитель­ной профилактики Тpp;

· средняя длительность внепланового аварийно-профилактического ремонта Тap;

· потерн за единицу времени при проведении пла­новой предупредительной профилактики Сpp;

· потери за единицу времени при проведении вне­планового аварийно-профилактического ремонта Сap;

· прибыль C0, получаемая за единицу времени без­отказной работы системы;

· оперативное время Z работы системы, необходи­мое для выполнения задачи;

· потери за единицу времени при наличии в систе­ме скрытого отказа Сp.

Формулы для расчета минимаксных периодов и гарантированных значений показателей качества функционирования:

· Коэффициент готовности.

Определяется номер k0, при котором достигается максимум из выражений:

, (3.1)

, (3.2)

при k = 0,1,2,..., n.

Если выражение (2.1) больше (2.2), то профилактики целесообразно проводить через время ф = yk0 + 0 и гарантированное значение коэффициента готовности равно (2.1). Если выражение (2.1) меньше (2.2), то про­филактики целесообразно проводить через время ф = yk0+1 - 0 и гарантированное значение коэффициента готовности равно правой части этого неравенства.

· Вероятность выполнения задачи.

Определяется номер k0(0≤k0≤n), для которого yk0 – z ≤ 0, yk0+1 – z > 0. Далее определяется максиму отношения выражения (2.3) к (2.4).

, при ф [0, yk0+1 - z],

 

(3.3)


, при ф [ym – z, ym+1 – z].

 

Ф + Tап рk+1 + Tпп (1 – рk+1), при ф [yk, yk+1], k = 0,1,2,…, n (3.4)

Точка ф, при которой достигается этот максимум, определяет минимаксный период проведения предупредительных профилактик, а значение этого максимума есть гарантированное значение вероятности выполнения задачи.

· Средние удельные затраты.

Определяется номер k0, при котором достигается ми­нимум из выражений:

(3.5)

(3.6)

 

Если при этом выражение (2.5) меньше (2.6), то предупредительную профилактику целесообразно проводить через время ф = yk0 + 0 и гарантированное значения средних удельных потерь равно (2.5). Если выражение (2.5) больше (2.6), то предупредительные профилактики целе­сообразно проводить через время ф = yk0+1 – 0 и гаран­тированное значение средних удельных потерь будет равно (2.6).

· Средняя удельная прибыль.

Определяется номер k0, при котором достигается максимум выражения:

(3.7)

(3.8)

Если при этом максимум совпадает с выра­жением (2.7), то предупреди­тельные профилактики целесообразно проводить через время ф = yk0 - 0. а гарантированное значение средней удельной прибыли равно первому выражению. Если максимум совпадает с выражением (2.8), то преду­предительные профилактики целесообразно проводить через время ф = yk0+1 - 0, а гарантированное значение средней удельной прибыли равно этому второму выра­жению при k=k0.

Расчёт по функции распределения времени безотказной работы системы:

Исходные данные для расчета:

· функция распределения времени безотказной работы системы F(t);

· средняя длительность плановой предупредитель­ной профилактики Тpp;

· средняя длительность внепланового аварийно-профилактического ремонта Тap;

· потерн за единицу времени при проведении пла­новой предупредительной профилактики Сpp;

· потери за единицу времени при проведении вне­планового аварийно-профилактического ремонта Сap;

· прибыль C0, получаемая за единицу времени без­отказной работы системы;

· оперативное время Z работы системы, необходи­мое для выполнения задачи;

· потери за единицу времени при наличии в систе­ме скрытого отказа Сp.

· Коэффициент готовности:

(3.9)

· Средние удельные затраты:

(3.10)

· Средняя удельная прибыль:

(3.11)

· Вероятность выполнения задачи:

(3.12)

Пример. Определим гарантированные значения показателей качества функционирования и сроки прове­дения плановых предупредительных профилактик систе­мы, для которой заданы следующие исходные харак­теристики:

Tpp = 1 ч; Тap = 2 ч; сpp=1 ед/ч; сap=2 ед/ч; z = 25 ч; с0 = 5 ед/ч;

Сp = 2 ед/ч;

y = (y0 = 0;.y1 = l0; у2 = 20; у3 = 30; у4 = 40),

р = (р0 = 0; р1 = 0,1; р2 = 0.15; р3 = 0,3; р4 = 0,5).

· Коэффициент готовности.

Значения (3.1) и (3.2) для различных k сведены в таблицу №3.1:

Таблица №3.1 – Величины коэффициента готовности

 

k = 0 k = 1 k = 2 k = 3 k = 4
0,818 0,807 0,822 0,821 0,783 0,736 0,71 0,702

 

Итак, получили, что предупредительную профилактику целесообразно проводить через время ф =20 - 0 ч. и гарантированное значение коэффициента готовности равно 0,822.

· Вероятность выполнения задачи.

Определим величину k0. В рассматриваемом случае k0=2.

Далее определяем величины отношений в точках ви­да уk ± 0,уk - z. Результаты сведены в таблицу №3.2:


Таблица №3.2 – Величины вероятности выполнения задачи

 

y=0 y=5 - 0 y=5 + 0 у=10 - 0 у =10 + 0 у=20 - 0 y=20+0
  0.70 0.57 0.54 0,53   0,52     0,40

Максимум вероятности 0,7 достигается при ф =5 - 0 ч.

· Средние удельные затраты.

Вычисляем величины средних удельных затрат при различных k. Результаты сведены в таблицу №3.3.

Таблица №3.3 – Величины средних удельных затрат

 

k = 0 k = 1 k = 2 k = 3 k = 4
∞ 0,378 0,383 0.369 0,394 0.526 0,630 0,783 0,833 ∞  

 

Таким образом, результаты расчета показывают, что предупредительную плановую профилактику целесооб­разно проводить через время ф = 20 - 0 ч. и при этом гарантированное значение средних удельных потерь будет равно 0,369 ед/ч.

· Средняя удельная прибыль.

Вычисляем значения средней удельной прибыли для различных k. Результаты сведены в таблицу №3.4:

Таблица №3.5 – Величины средней удельной прибыли

 

k = 0 k = 1 k = 2 k = 3 k = 4
<0 3,72 3,70 3,84 3,80 8,48 3,48 0,30 0,29 <0

 

Итак, результаты расчета показывают, что предупредительные профилактики целесообразно проводить через время ф = 20 - 0 ч и при этом гарантированное значение средней удельной прибыли равно 3,84 ед/ч.

Результаты вычислений представлены в таблицах 3.6 и 3.7.

Таблица №3.6 - Расчёт по функции распределения.

 

Стратегия Kг Pвып Cпр Cпот
Стратегия C 0,89 0,71 3,70 0,38

 

Таблица №3.7 - Расчёт по статистическим данным.

 

Стратегия Kг Pвып Cпр Cпот
Стратегия C 0,80 0,70 3,95 0,37

 

Стратегия D

 

Стратегия D — полное восстановление системы проводится либо в момент самостоятельного прояв­ления отказа, либо в заранее назначенный календарный момент времени.

Пусть в начальный момент Ј=0 начинается эксплуатация новой системы, у которой время безотказной работы о распределено по некоторому закону F(у)=Р { о < у). В момент t=0 планируется проведение плановой предупредительной профилактики через случайное время з, распределенное по некоторому закону G(x). Если к назначенному моменту система не отказала, то проводится плановая, предупредительная профилактика, которая длится в среднем время Тап и которая полностью обновляет систему. Если к назначенному моменту cсистема отказала, но отказ не проявился, то факт отказа обнаруживается в назначенный момент и начинается плановый аварийно-профилактический ре­монт, средняя длительность которого равна Тап и который также полностью обновляет систему. Наконец, если система отказала, и отказ проявился до назначенного момента з, то в момент обнаружения отказа начинается внеплановый аварийно-профилактический ремонт, средняя длительность которого равна Тап и после проведения, которого система обновляется полностью. Пос­ле окончания любой восстановительной работы система обновлена, и весь процесс обслуживания повторяется независимо от прошлого.

Постановка задачи. Определим случайный процесс х(г), характеризующий состояние системы в момент t. Пусть z ≥0, тогда x(t):

· E0, если в момент t система работоспособна и еще проработает время, большее z;

· E1, если в момент t система работоспособна, но до отказа проработает время, меньшее z;

· E2, если в момент t система простаивает в неработоспособном состоянии (скрытый отказ);

· E3, если в момент t в системе проводится внеплановый аварийно-профилактический ремонт;

· E4, если в момент t в системе проводится плановый аварийно-профилактический ремонт;

· E5, если в момент t в системе проводятся пла­новая предупредительная профилактика.

 

 


Рисунок 4 – Диаграмма переходов процесса x(t) (Стратегия D)

 

Расчёт по статистическим данным:

Исходные данные для расчета:

· вектор y = (y0=0,y1,y2,…,yn) и вектор р = (р0=0, р1, р2,…, рn);

· средняя длительность плановой предупредитель­ной профилактики Тpp;

· средняя длительность внепланового аварийно-профилактического ремонта Тap;

· потерн за единицу времени при проведении плановой предупредительной профилактики Сpp;

· потери за единицу времени при проведении внепланового аварийно-профилактического ремонта Сap;

· прибыль C0, получаемая за единицу времени без­отказной работы системы;

· оперативное время Z работы системы, необходимое для выполнения задачи;

· потери за единицу времени при наличии в системе скрытого отказа Сp.

· Коэффициент готовности.

(4.1)

(4.2)

(4.3)

· Вероятность выполнения задачи.

(4.4)

(4.5)

 

(4.6)

· Средние удельные затраты.

(4.7)

(4.8)

(4.9)

· Средняя удельная прибыль.

(4.10)

 

(4.11)

 

(4.12)

 

Расчёт по функции распределения времени безотказной работы системы:

Исходные данные для расчета:

· функция распределения времени безотказной работы системы F(t);

· средняя длительность плановой предупредительной профилактики Тpp;

· средняя длительность внепланового аварийно-профилактического ремонта Тap;

· потерн за единицу времени при проведении плановой предупредительной профилактики Сpp;

· потери за единицу времени при проведении внепланового аварийно-профилактического ремонта Сap;

· прибыль C0, получаемая за единицу времени без­отказной работы системы;

· оперативное время Z работы системы,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: