Краткие педагогические рассуждения
– Для чего вдвоем тесниться за одним инструментом? Одному что ли не справиться?
– Зачем одновременно играть на двух фортепиано? Чтобы громче было?
В этих вопросах много сарказма, но и много правды.
Помимо красоты и богатства ансамблевой фактуры, особого вкуса сотворчества и совместного воодушевления, репертуарных и других преимуществ ансамблевого исполнительства, для педагога фортепианный ансамбль – это во многих случаях «спасательный круг», увлекательный и эффективный способ решить некоторые исполнительские проблемы:
1. если ребенок «скучает» за роялем (как правило, потому что плохо играет, пока или в принципе);
2. если ребенок самостоятельно играет неритмично;
3. если ребенку трудно дается выразительность исполнения;
4. если плохо ориентируется в темпах, их смене, агогике;
5. если надо форсировать «технический сдвиг» ребенка;
6. если ребенок имеет проблемы с социализацией (поможет периодическая смена партнера по ансамблю);
7. и, наконец, если ребенок стесняется играть на публике.
С одной стороны, как сказал А.С. Пушкин: «и опыт, сын ошибок трудных» – чем больше играешь, тем лучше получается, с другой стороны, практика без теории существенно удлиняет путь познания.
Поэтому одной из важнейших задач педагога в сегодняшнем быстроменяющемся мире является максимальная концентрация своего опыта и знаний для их точной и быстрой передачи ученикам и достижения ими желаемого результата. Попробуем сделать «выжимку» общеизвестных истин.
Итак, для грамотного ансамблевого исполнительства необходимы:
1. синхронность игры четырех рук;
2. звуковой баланс между мелодической линией, басом и аккомпанементом (остальной частью фактуры);
|
3. общность дыхания – единство метро-ритмической пульсации, динамического плана;
4. техническая оснащенность (может быть разной у партнеров, тогда встает вопрос правильного подбора репертуара, так как партии ансамбля часто бывают разной сложности);
5. единое понимание драматургии произведения (выстроенная совместно с педагогом четкая структура соподчинения интонаций, фраз, предложений, разделов, кульминаций между собой); 6. умение слышать не только свою партию в ансамбле, но и партию партнера, и, в конечном итоге, единство всей фактуры.
Каждое из этих условий достигается путем целенаправленных тренировок и точно поставленных задач. При этом, тренироваться можно не только непосредственно на концертных произведениях, но и на гаммах и упражнениях, исполняемых вдвоем. Кстати, это и проще исполнять (почти не требует предварительной подготовки), и очевиднее недочеты каждого партнера, и веселее играть гаммы вдвоем, нежели в одиночку.
Приведем несколько примеров таких дуэтных упражнений.
1. Играть гаммы одному пианисту правой, другому левой рукой одновременно.
2. Играть гаммы в разных ритмах (пунктир, триоли, восьмая и две шестнадцатые и т.п.). При движении вверх первая партия играет, вторая – стучит четвертями (тоже с вариациями: по коленям, в ладоши, по крышке рояля, ногой по полу, с чередованием рук, ног), при движении гаммы вниз – меняются.
3. Играть гаммы каждому пианисту разными штрихами, разной силой звука.
4. Расходящиеся гаммы играть разными руками каждый по одной, в четыре руки, с одинаковой и противоположной динамикой.
|
5. Играть аккорды поочередно, не разваливая единую цепочку аккордов, в темпе: один играет трезвучие, другой – секстаккорд, первый – квартсекстаккорд и т.д. Можно также играть в ритмах.
6. Арпеджио начинать играть первому пианисту одной рукой, следующая рука вступает через октаву, затем через октаву вступает второй пианист одной рукой, потом другой, заканчивать подобным образом – постепенно уменьшая количество рук на клавиатуре.
7. Играть арпеджио одному – восьмыми, триолями, шестнадцатыми, другому в это же время – четвертями, и наоборот.
8. Хроматическую гамму играть обоим пианистам правыми руками, левыми отбивать метр четвертями сперва вместе каждый счет, затем поочередно (первый счет отбивает вторая партия, второй счет – первая и т.д.). Можно применять различные комбинации рук, ритмических рисунков.
И, наконец, один из лучших способов научиться искусству фортепианного ансамбля – это «заразиться» им от известных ансамблистов ХХ-ХХI веков, слушая, обсуждая и анализируя их исполнение. Вот некоторые из знаменитых фортепианных дуэтов:
Витя Вронский – Виктор Бабин;
Робер и Габи Казадезюс;
Александр Бахчиев – Елена Сорокина;
Артур Ферранте – Луис Тайхер;
сестры Галина и Юлия Туркины;
Марта Аргерих – Даниил Баренбойм;
братья Адольф и Михаил Готлиб;
Нора Новик – Рафи Хараджанян;
Любовь Брук – Марк Тайманов;
Тами Каназава – Юваль Адмони;
Груня Ганкина – Тамара Самойлович;
Анна Клас – Бруно Лукк;
сестры Катя и Мариэль Лабек;
Эмиль и Елена Гилельс;
Николай Петров – Александр Гиндин;
Марек Томашевский – Вацек Киселевский;
Алексей Володин – Константин Лифшиц;
Вадим Руденко – Николай Луганский;
Борис Березовский – Дмитрий Маслеев;
Андреас Грау – Гётс Шумахер;
Сергей Кузнецов – Петр Лаул;
Андрей Гугнин – Лукас Генюшас;
Татьяна и Родольфо Рубино;
Геннадий Пыстин – Дмитрий Карпов;
Людмила Берлинская – Артур Ансель;
Грэг Андерсон – Элизабет Джой Рой;
Максим Пурыжинский – Ирина Силиванова;
Сиван Сильвер – Гиль Гарбург;
Мюррей Перайя – Раду Лупу;
Ада Горбунова – Виталий Гаврук;
Лестари Шолтес – Гвилим Янссенс;
Имоджен Купер и Пол Льюис;
братья Лукас и Артур Юссен.