об искусстве фортепианного ансамбля




Краткие педагогические рассуждения

– Для чего вдвоем тесниться за одним инструментом? Одному что ли не справиться?

– Зачем одновременно играть на двух фортепиано? Чтобы громче было?

В этих вопросах много сарказма, но и много правды.

Помимо красоты и богатства ансамблевой фактуры, особого вкуса сотворчества и совместного воодушевления, репертуарных и других преимуществ ансамблевого исполнительства, для педагога фортепианный ансамбль – это во многих случаях «спасательный круг», увлекательный и эффективный способ решить некоторые исполнительские проблемы:

1. если ребенок «скучает» за роялем (как правило, потому что плохо играет, пока или в принципе);

2. если ребенок самостоятельно играет неритмично;

3. если ребенку трудно дается выразительность исполнения;

4. если плохо ориентируется в темпах, их смене, агогике;

5. если надо форсировать «технический сдвиг» ребенка;

6. если ребенок имеет проблемы с социализацией (поможет периодическая смена партнера по ансамблю);

7. и, наконец, если ребенок стесняется играть на публике.

С одной стороны, как сказал А.С. Пушкин: «и опыт, сын ошибок трудных» – чем больше играешь, тем лучше получается, с другой стороны, практика без теории существенно удлиняет путь познания.

Поэтому одной из важнейших задач педагога в сегодняшнем быстроменяющемся мире является максимальная концентрация своего опыта и знаний для их точной и быстрой передачи ученикам и достижения ими желаемого результата. Попробуем сделать «выжимку» общеизвестных истин.

Итак, для грамотного ансамблевого исполнительства необходимы:

1. синхронность игры четырех рук;

2. звуковой баланс между мелодической линией, басом и аккомпанементом (остальной частью фактуры);

3. общность дыхания – единство метро-ритмической пульсации, динамического плана;

4. техническая оснащенность (может быть разной у партнеров, тогда встает вопрос правильного подбора репертуара, так как партии ансамбля часто бывают разной сложности);

5. единое понимание драматургии произведения (выстроенная совместно с педагогом четкая структура соподчинения интонаций, фраз, предложений, разделов, кульминаций между собой); 6. умение слышать не только свою партию в ансамбле, но и партию партнера, и, в конечном итоге, единство всей фактуры.

Каждое из этих условий достигается путем целенаправленных тренировок и точно поставленных задач. При этом, тренироваться можно не только непосредственно на концертных произведениях, но и на гаммах и упражнениях, исполняемых вдвоем. Кстати, это и проще исполнять (почти не требует предварительной подготовки), и очевиднее недочеты каждого партнера, и веселее играть гаммы вдвоем, нежели в одиночку.

Приведем несколько примеров таких дуэтных упражнений.

1. Играть гаммы одному пианисту правой, другому левой рукой одновременно.

2. Играть гаммы в разных ритмах (пунктир, триоли, восьмая и две шестнадцатые и т.п.). При движении вверх первая партия играет, вторая – стучит четвертями (тоже с вариациями: по коленям, в ладоши, по крышке рояля, ногой по полу, с чередованием рук, ног), при движении гаммы вниз – меняются.

3. Играть гаммы каждому пианисту разными штрихами, разной силой звука.

4. Расходящиеся гаммы играть разными руками каждый по одной, в четыре руки, с одинаковой и противоположной динамикой.

5. Играть аккорды поочередно, не разваливая единую цепочку аккордов, в темпе: один играет трезвучие, другой – секстаккорд, первый – квартсекстаккорд и т.д. Можно также играть в ритмах.

6. Арпеджио начинать играть первому пианисту одной рукой, следующая рука вступает через октаву, затем через октаву вступает второй пианист одной рукой, потом другой, заканчивать подобным образом – постепенно уменьшая количество рук на клавиатуре.

7. Играть арпеджио одному – восьмыми, триолями, шестнадцатыми, другому в это же время – четвертями, и наоборот.

8. Хроматическую гамму играть обоим пианистам правыми руками, левыми отбивать метр четвертями сперва вместе каждый счет, затем поочередно (первый счет отбивает вторая партия, второй счет – первая и т.д.). Можно применять различные комбинации рук, ритмических рисунков.

И, наконец, один из лучших способов научиться искусству фортепианного ансамбля – это «заразиться» им от известных ансамблистов ХХ-ХХI веков, слушая, обсуждая и анализируя их исполнение. Вот некоторые из знаменитых фортепианных дуэтов:

Витя Вронский – Виктор Бабин;

Робер и Габи Казадезюс;

Александр Бахчиев – Елена Сорокина;

Артур Ферранте – Луис Тайхер;

сестры Галина и Юлия Туркины;

Марта Аргерих – Даниил Баренбойм;

братья Адольф и Михаил Готлиб;

Нора Новик – Рафи Хараджанян;

Любовь Брук – Марк Тайманов;

Тами Каназава – Юваль Адмони;

Груня Ганкина – Тамара Самойлович;

Анна Клас – Бруно Лукк;

сестры Катя и Мариэль Лабек;

Эмиль и Елена Гилельс;

Николай Петров – Александр Гиндин;

Марек Томашевский – Вацек Киселевский;

Алексей Володин – Константин Лифшиц;

Вадим Руденко – Николай Луганский;

Борис Березовский – Дмитрий Маслеев;

Андреас Грау – Гётс Шумахер;

Сергей Кузнецов – Петр Лаул;

Андрей Гугнин – Лукас Генюшас;

Татьяна и Родольфо Рубино;

Геннадий Пыстин – Дмитрий Карпов;

Людмила Берлинская – Артур Ансель;

Грэг Андерсон – Элизабет Джой Рой;

Максим Пурыжинский – Ирина Силиванова;

Сиван Сильвер – Гиль Гарбург;

Мюррей Перайя – Раду Лупу;

Ада Горбунова – Виталий Гаврук;

Лестари Шолтес – Гвилим Янссенс;

Имоджен Купер и Пол Льюис;

братья Лукас и Артур Юссен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: