В начале занятия учитель сообщает сюжет игры: жители планеты Шуршания решили захватить город Шарарам, в котором живут Смешарики, а всех жителей превратить в кактусы. Смешарики хотят спасти свой город. Для этой цели разработана операция «Шарарам», в которой Смешарикам необходимо за короткое время совместными усилиями:
- восстановить телефонную связь друг с другом (дорисовать граф),
- спастись от нашествия жуков (решить задачу, связанную с измерением времени),
- восстановить разрушенный мост (решить круговые примеры),
- запастись шоколадом для поддержания сил (решить составную задачу),
- разделить шоколад (решить задачу, используя принцип Дирихле),
- восстановить номера домов (установить закономерность числового ряда),
- отправить предложение дружбы на планету Шуршания (сложить оригами «Самолетик»).
Затем учащиеся объединяются в несколько команд. Каждая команда выбирает персонажа, за которого будет играть, получает соответствующие эмблемы и выбирает капитана команды (ПРИЛОЖЕНИЕ 77).
Команды выполняют по порядку задания в рабочей тетради. После выполнения каждого задания учитель проверят одну из тетрадей и, если задание выполнено правильно, дает команде часть пословицы о дружбе (пословицы у всех команд разные), после чего команда приступает к выполнению следующего задания. Если при выполнении задания допущены ошибки, капитан возвращается на место, и команда исправляет их.
В игре могут быть использованы пословицы: «В крепкой дружбе наша сила», «Настоящая дружба правдива и отважна», «Чтобы радость миру дарить, нужно дружно жить», «Будем друг за друга держаться — сможем ничего не бояться», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела».
Одновременно у стола учителя могут находиться капитан или участники только одной команды.
В зависимости от уровня согласованности и математической подготовки каждая команда работает в индивидуальном темпе и может выполнить различное число заданий (поэтому учитель разбивает пословицы на соответствующее число частей).
После выполнения задания 2 учитель может предложить отдельным командам выполнить задание «Мост», последнее задание «Переговоры» выполняют все команды одновременно.
Задание «Мост»
В Шарараме был очень красивый мост. Шуршане его разрушили, и теперь мост нужно восстановить.
Команда получает карточки, на которых изображены части разрушенного моста, и клеящий карандаш (ПРИЛОЖЕНИЕ 78). Требуется сначала склеить части моста в нужном порядке, а затем выполнить вычисления «по цепочке», чтобы зажечь фонари (при необходимости учитель обращает внимание, что ответ предыдущего выражения становится первым числом записи в следующем; для самопроверки можно сравнить ответ в последнем выражении с первым числом первого задания).
Ответы к заданиям
10 проводов | |
5 мая – 23 апреля = 12 дней Ответ: успеют | |
![]() | |
3. | 1. да. 12 = 2 +2 + 8 2. нет. 4 + 4 + 4 > 12 |
4. | У Нюши — 1 шоколадок, у Кроша — 13, у Копатыча — 15, у Бараша — 17, у Совуньи — 13. Всего 69 шоколадок. |
5. | 1, 2, 3, 7, 12, 20, 33, 54. |
Задание «Переговоры»
Каждая команда получает лист бумаги, на котором нужно написать пословицу о дружбе. Это послание надо отправить в штаб, не покидая своего места. Для этого нужно сложить «Самолетик» в технике оригами.
Затем каждая команда хором произносит свою пословицу, после чего учитель объявляет, что Смешарики смогли убедить шуршан в необходимости дружбы и сотрудничества. В знак примирения учитель дарит всем учащимся грамоты с девизом Смешариков.
Занятие можно закончить веселым танцем или исполнением песни о дружбе.
ЛИТЕРАТУРА
5 минут на размышление: Занимательные задачи, игры со спичками, домино, головоломки, забавы. — Минск: Университетское, 1993.
70 олимпиадных задач по математике для учащихся начальных классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. И. А. Евдошенко. — Минск: Жасскон, 2008.
Беденко, М. В. Сборник текстовых задач: 1—4 кл. / М. В. Беденко — М: Вако, 2007.
Быкова, Т. П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс / Т. П. Быкова. — М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Винокурова, Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания / Н. К. Винокурова. — М.: РОСТ, 1997.
Винокурова, Н. К. Развиваем способности детей. 2 класс / Н. К. Винокурова. — М.: Росмэн-Пресс, 2002.
Войтова, Ю. К. Математика 1—4 классы: методическое пособие для учителей / Ю. К. Войтова. — Минск: «Аверсев», 2014.
Войтова, Ю. К. Математика, 2 класс: рабочая тетрадь / Ю. К. Войтова. — Минск: Аверсэв, 2012.
Волина, В. В. Занимательная математика для детей / В. В. Волина. — СПб.: Лев и К, 1996.
Волина, В. В. Мир математики (для родителей, учителей и милых детей) / В. В. Волина. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.
Волина, В. В. Праздник Числа / В. В. Волина. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Гайштут, А. Г. Увлекательная математика. Часть 2. Сложение и вычитание / А. Г. Гайштут. — М.: Инфолайн, 1995.
Гайштут, А. Г. Увлекательная математика. Часть 6. Логическая мозаика / А. Г. Гайштут. — М.: Дом педагогики, 1996.
Гин, С. И. Факультативные занятия. Математическая радуга. 1 класс: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С. И. Гин [и др.]. — Минск: Аверсев, 2014.
Голубь, В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5—7 лет / В. Т. Голубь. — М.: ВАКО, 2006.
Гордиенко, Н. И. Развиваем мышление. Занимательная наука, логика, задачи / Н. И. Гордиенко, С. А. Гордиенко. — Х.: Аргумент Принт, 2013.
Гордиенко, Н. И. Увлекательная математика. Развиваем логику и математические способности / Н. И. Гордиенко, С. А. Гордиенко. — Х.: Аргумент Принт, 2013
Горшкова, О. Д. Начальная школа: математика: нестандартные задания. 1—4 классы / О. Д. Горшкова. — М.: Первое сентября, 2005.
Депман, И. Я. Мир чисел / И. Я. Депман. — Л.: Детская литература, 1975.
Дробышев, Ю. А. Олимпиады по математике: 1—4 классы / Ю. А. Дробышев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Ефимова, И. В. Логические задания для 2 класса — орешки для ума / И. В. Ефимова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2012
Житомирский, В. Г. Математическая азбука / В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. — М.: Педагогика, 1991.
Житомирский, В. Г. Путешествие по стране Геометрии / В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. — М.: Педагогика, 1975.
Згурская, М. И. Оригами / М. И. Згурская. — Харьков: Фолио, 2011
Зеленко, С. В. Математика: занимательные задачи для младших школьников / С. В. Зеленко. — Минск: Пачатковая школа, 2008.
Игры со спичками / сост. А. Т. Улицкий, Л. А. Улицкий. — Минск: ВУАЛ, 1993.
Истомина, Н. Б. Математика. 3 класс. Учимся решать комбинаторные задачи / Н. Б. Истомина, Е. П. Виноградова. — М.: Линка-Пресс, 2005.
Калашникова, Н. Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи / Н. Г. Калашникова, Т. Г. Блинова. — Волгоград: Учитель, 2013.
Керова, Г. В. Нестандартные задачи по математике: 1—4 классы / Г. В. Керова. — М.: ВАКО, 2006.
Козлова, Е. Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка) / Е. Г. Козлова. —Издание 2-е, испр. и доп. — М.: МЦНМО, 2004.
Левитас, Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики во втором классе / Г.Г. Левитас. — М.: Илекса, 2002.
Лихтарников, Л. М. Задачи мудрецов: Кн. Для учащихся / Л. М. Лихтарников. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996
Муравьева, Г. Л. Математика во 2 классе: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г. Л. Муравьева, М. А. Урбан, С. В. Гадзаова — Минск: Аверсэв, 2014.
Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б. П. Никитин. — М.: Просвещение, 1990.
Перельман, Я. И. Занимательные задачи и опыты / Я. И Перельман. — Екатеринбург: Лектон, 1995.
Свечников, А. А. Путешествие в историю математики, или Как люди учились считать / А. А. Свешников. — М.: Издательство «Педагогика-Пресс», 1995.
Труднев, В. П. Считай, смекай, отгадывай: для учащихся начальной школы / В.П. Труднев. — СПб.: Лань, 1997.
Узорова, О. В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для начальной школы. 1—2 класс / О. В. Узорова. — М.: Астрель, 2000.
Харди, Дж. Головоломки, нелепицы, обманки / Дж. Харди. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Чутчева, Е. Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников: учебное пособие / Е. Б. Чутчева. — М.: ВЛАДОС, 1996.
Энциклопедия головоломок: кн. для детей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов | |||
Программа факультативных занятий «Математическая радуга» | |||
Примерное календарно-тематическое планирование факультативных занятий «Математическая радуга» во 2 классе (1 час в неделю, всего 34 часа) | |||
Методика организации и проведения факультативных занятий | |||
Методические комментарии к темам факультативных занятий «Математическая радуга» (2 класс) | |||
Раздел 1. Осваиваем приёмы исследования | |||
1. | Оригами: базовые формы «воздушный дом», «дверь» | ||
2. | Графические диктанты: сложные замкнутые узоры. Рисование простых фигур «одним росчерком» | ||
3. | Подсчет числа многоугольников, расположенных внутри данной фигуры. Закономерности серии фигур («заплатки») | ||
4. | Развивающая игра Б. Никитина «Кирпичики» | ||
5. | Развивающая игра Б. Никитина: «Кубики для всех». Геометрические иллюзии восприятия размера и глубины | ||
6. | Математическая головоломка «Танграм» | ||
7. | Игры со спичками с геометрическим и арифметическим содержанием | ||
8. | Запись и обозначение чисел у разных народов | ||
9. | Математические игры с цифрами и числами | ||
Раздел 2. Осваиваем приёмы вычислений | |||
10. | Магические квадраты 3 ´ 3 с однозначными числами | ||
11. | Арифметические лабиринты. Нахождение закономерностей числового ряда, основанных на сложении и вычитании | ||
12. | Позиционные и непозиционные системы счисления. Абак. Римские и арабские цифры | ||
13. | Сложение чисел в пределах 100. Рациональные приёмы сложения | ||
14. | Вычитание чисел в пределах 100. Рациональные приёмы вычитания | ||
15. | Числовые ребусы на сложение и на вычитание двузначных чисел | ||
16. | Математические фокусы: угадывание числа, «мгновенный» счет | ||
Раздел 3. Осваиваем приёмы моделирования | |||
17. | Простые задачи в косвенной форме | ||
18. | Составные задачи на прибавление числа к сумме и суммы к числу | ||
19. | Составные задачи на прибавление числа к разности и разности к числу | ||
20. | Составные задачи на вычитание из числа суммы (разности) | ||
21. | Составные задачи на разностное сравнение | ||
22. | Моделирование и решение простых задач с использованием графических моделей | ||
23. | Моделирование и решение составных задач с использованием графических моделей | ||
24. | Приёмы моделирования при решении простых задач на разрезания, распилы | ||
25. | Приёмы моделирования при решении простых задач на взвешивания | ||
26. | Задачи на определение времени по часам, по календарю | ||
Раздел 4. Осваиваем приёмы преобразования | |||
27. | Занимательная математика: задачи-шутки, задачи-загадки, задачи-ловушки | ||
28. | Комбинаторные задачи на составление сочетаний из двух элементов по два, из трёх элементов по два (без повторений и с повторениями) | ||
29. | Задачи на планирование действий: перемещения, переливания, перестановки (до 5 шагов). Игра «Ханойская башня»: перемещение трех дисков | ||
30. | Решение задач на установление взаимно однозначного соответствия между элементами множеств с помощью таблицы | ||
31. | Принцип Дирихле. Использование принципа Дирихле при решении логических задач на минимальное число исходов по двум признакам | ||
32. | Круги Эйлера. Решение задач с помощью кругов Эйлера | ||
33. | Графы. Решение задач на упорядочение множества с помощью графов | ||
34. | Подведение итогов обучения | ||
Литература | |||