РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК КРИЗИС СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ




Фролова Л.В.

 

УСПЕХ РЕБЕНКА

В ЖИЗНИ -

ЗАСЛУГА СЕМЬИ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

-.Предисловие

-. Семейное благополучие

-. Этапы развития семьи

-. Рождение ребенка, как кризис семейных отношений

-. Семья и общество

-. Ступени развития ребенка

-. Материнская любовь

-. Ребенок

-. Мама

-. Начало диалога

-. Отсутствие тепла общения

-. Залог родительской любви

-. Искусство любви

-. Любовь матери, любовь отца

-. Воспитание

-. Воспитание и любовь

-. Не полагайтесь только на себя

-. Что противостоит воспитателю

-. Психологические механизмы воспитания

-. Комментарий из практики

-. Список литературы

 

 

«НИЧТО НЕ ДЕЙСТВУЕТ В МЛАДЫХ ДУШАХ ДЕТСКИХ СИЛЬНЕЕ ВСЕОБЩЕЙ ВЛАСТИ ПРИМЕРА, А МЕЖДУ ВСЕМИ ДРУГИМИ ПРИМЕРАМИ НИЧЕЙ ДРУГОЙ В НИХ НЕ ВПЕЧАТЛЕВАЕТСЯ ГЛУБЖЕ И ТВЕРЖЕ ПРИМЕРА РОДИТЕЛЕЙ» Н. И. НОВИКОВ (1744- 1818).

 


Все родители хотят, чтобы их дети были добрыми, выросли счастливыми.

Хотят такими и воспитать. Однако счастье родители воспринимают все по – разному. Для одних это спокойствие и материальное благополучие, для других – самостоятельность и возможность духовного развития, для третьих – творческая работа и риск.

Недостаточно осознанные стремления родителей, могут, как помочь, так и навредить детям. Всегда лучше, познав себя, надеяться достигнуть лучших результатов. Особенно в воспитании, ведь развитие личности ребенка – это такая задача, которую можно успешно решить, только всесторонне обдумав.

Воспитание ребенка начинается с того самого момента, когда родители выбирают своему ребенку имя.


Имя, это значительный признак, который может многое сказать. Это и ожидаемые успехи в дальнейшей жизни ребенка, и определенные свойства характера, и стратегия развития ребенка в определенном направлении.

Первые впечатления ребенка надолго остаются в его психике. Влияют на его поведение и в последующей жизни. Проявляются даже тогда, когда он, уже будучи взрослым об этом не думает.

Ребенок перенимает от родителей много качеств, которые становятся важными в его дальнейшей жизни. Очень многие предполагают, что черты характера родителей, их ценностные ориентации наследуются детьми почти автоматически.

Однако еще великий Рудаки (таджикский поэт, живший около 860-941 годов) писал:

«Как жаль, что отпрыск неразумный рождается от мудреца:

не получает сын в наследство талант и знания отца».

Итак, что же перенимает ребенок от родителей? Во - первых отношение к самому себе и другим. Родители являются своеобразным отражением опыта ребенка, ребенок замечает, оценивает поведение других и тем самым «выбирает» свои особенности. В данной ситуации очень важны отношения между родителями.

 

СЕМЕЙНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

 

В глазах общества брак – это гарант сохранности моральных устоев. Брак также дает законные имена рождающимся детям. Однако, идея гражданского брака, а проще говоря, сожительства, пользуется сегодня огромной популярностью. При чем, главным аргументом в данных отношениях является термин: «Надоел, не нравится – разбежимся, и разводиться не надо». Хотя за этими высказываниями, конечно, стоят совершенно другие мотивы. Это, страх, что никогда замуж не возьмут; не желание брать на себя ответственность; зачем жениться, если и так получаю все удовольствия жизни. При сожительстве, очень много энергии уходит на эмоции.

В браке паре предоставлена возможность счастья, хотя и не указано, как его достичь. Сама по себе свадьба не обладает магической силой изменять людей или обстоятельства. Не существует и любовного зелья, гарантирующего «вечное семейное счастье». Никакие свадебные речи не научат людей, как им достичь блаженства. Их счастье будет зависеть от их собственного устремления к нему, от их знаний, любви и самопожертвования. Почти ничего, не меняя изнутри, свадьба резко меняет статус, права и возможности. Возможно, сожительствующим любовникам и удастся избежать развода, адвокатов и алиментов, но слез, страданий и проблем при этом, обычно, меньше не бывает.

В основе отношений благополучных родительских пар нет и следа противоречивости. Счастье и другие прекрасные стороны брака, заключены в неослабевающем желании быть вместе, на полной вере в прочность своих супружеских отношений и на безусловном обязательстве жить вместе.

Если в отношениях супругов присутствуют эти три момента, то пара, скорее всего, будет благополучной, даже при отсутствии многого другого. Если в отношениях семейной пары отсутствует хотя - бы один из перечисленных аспектов, то в успешности совместного воспитания можно очень и очень сомневаться. Конечно, взаимное чувство супругов, их духовное родство, единство жизненных целей, общность взглядов – это гарантия того, что брачный союз будет крепким. Но, подобное взаимопонимание между супругами, духовная близость – это чаще результат прожитой вместе жизни, чем искомые качества, присущие людям, вступающим в брак. Нельзя не принимать в расчет и имеющихся у супругов различий – социальных, демографических, культурных, психофизиологических и других. Более того, с возрастом у каждого человека изменяются его жизненные планы, появляются новые и «угасают» прежние потребности, меняются ценностные ориентации

 

ЭТАПЫРАЗВИТИЯ СЕМЬИ

 

Дети – это счастье, «божья благодать». Те, кто хотят иметь детей и психологически к этому готовы и способны содержать их материально, должны их иметь. Главное, чтобы у них было реальное представление о том, что это такое.

«Иметь ребенка» - звучит так здорово! Но младенцы превращаются в двухлетних неслухов, семилетних грубиянов, двенадцатилетних лентяев и пятнадцатилетних бунтарей.

Иметь или не иметь мужу и жене детей – на то воля Господа, но не приказ. Каждая пара должна сама решить, иметь ей детей или не иметь. Вот тут и вступает в свои права понятие «планирование семьи».

Под планированием семьи подразумевается, что муж и жена определят, сколько они хотят иметь детей, когда и через какой промежуток времени. Иными словами отдается предпочтение выбору, а не случайности. Это очень важный аспект. Так как ни для кого уже не секрет, что «случайные» дети, как правило, не имеют всех тех преимуществ в своем развитии и успешности в жизни, как запланированные и желанные дети. С этим связана способность родителей, обеспечить в полной мере физические, эмоциональные и духовные потребности ребенка.

Каждая семья проходит несколько этапов развития.

Начальный (адаптационный) период, молодые супруги, по существу, устраивают свой быт, привыкают друг к другу, распределяют роли в семье, организовывают совместный досуг. У всех пар этот период имеет различную продолжительность. Очень важно, чтобы данный этап имел по времени продолжительность, хотя бы два, три года. Так как статистика показывает, что рождение ребенка в этот период семейной жизни увеличивает вероятность развода в два раза. Как и в этапах развития ребенка, так и, в этапах развития семьи, все этапы обязательно должны быть прожиты, а не проскочены мимо, в силу каких-то обстоятельств. Природа и обязательность прожития все равно возьмут свое, не сейчас, так потом в другое время.

Следующий период развития – это период, связанный с рождением ребенка. Приводящего к большой перестройке в отношениях супругов, появлению у них новых, родительских обязанностей, перераспределение материального бюджета и бюджета времени и т. д.

По мере подрастания детей появляются задачи связанные с развитием семьи как небольшого коллектива в целом и каждого ее члена в отдельности.

 

РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК КРИЗИС СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Сегодня многие женщины, из-за смещения половой роли, и ухода в маскулинность, воспринимают рождение ребенка и роль материнства как психоэмоциональный кризис.

Этот кризис усиливается, если рядом с маскулинной женщиной находится инфантильный мужчина.

Кризис взимооотношений между супругами неизбежен и когда они психоэмоционально здоровы, поэтому очень важно, чтобы супруги обратили внимание на свою эмоциональную реакцию, когда становится известно, что беременность наступила. В такой момент происходит ряд психологических изменений в личности каждого супруга. Например, мужчина может почувствовать радость в случае, если он психологически зрел и, наоборот, печаль и тревогу, если он инфантилен. В следующей фазе протекания беременности от зачатия до рождения может вызвать усталость, связанную с физиологическими изменениями будущей мамы и сексуальной невостребованностью папы. В это время важно проговаривать, возникшие проблемы на этой почве, между собой, говоря именно об эмоциях. Кризис обязательно возникает в семьях, живущих в гражданском браке, т.к. мама не имеет уверенности в том, что дальнейшая ее жизнь, будет поддержана ее гражданским мужем.

После рождения ребенка инфантильный отец испытывает большие трудности с выполнением роли отца. У него повышается тревога и неуверенность, и глава семьи уходит от своих обязанностей в пьянство или болезнь. Чаще в такую ситуацию попадают мужчины, которые воспитывались без отца, у них отсутствует модель отцовства. Такие отцы сами на психологическом уровне дети, поэтому на бессознательном уровне появление новорожденного их не радует, а пугает. Из-за ощущения «заброшенности», которое возникает при виде, что жена уделяет больше внимания ребенку; они уходят в обиду и из дома(работа, рыбалка, охота, гараж, и т. п.). Таким поведением они провоцируют свою жену на конфликт и отрицательные эмоции, как обида, злость и разочарование – как в муже, так и в материнстве. О какой гармонии семейных отношений здесь можно говорить?

Когда в семье есть дети от первых браков, то кризис может быть спровоцирован конкуренцией и ревностью ребенка к малышу, неспособность одного (нового) супруга принять ребенка от первого брака в свое психоэмоциональное пространство.

Дети, где молодые мамы отдают своих детей бабушкам и няням, а сами уходят в работу или живут для себя, становятся раздражительными, тревожными и в итоге не получают от мамы базового доверия к окружающему миру. Взрослея, эти дети в силу своей психологической неадаптивности попадают в различные критические и опасные для жизни ситуации.

Практика сегодняшней жизни показывает, что к рождению ребенка родители готовятся только материально, но не психологически. Ребенок не просил его «заводить», это решение взрослых людей; однако на практике все последствия психологической незрелости взрослых, приходится нести именно ребенку.

Кризис семейных отношений преодолевают только те, кто преодолевает свои страхи, поднимается на новый уровень преодоления себя и происходящего в пространстве семьи. Для этого всего лишь надо уметь спокойно проговорить происходящее, быть открытым друг другу и не бояться искать помощи, откидывая в сторону все страхи и тревоги.

 

СЕМЬЯ И ОБЩЕСТВО

 

Полноценного развития ребенка и родительского счастья не бывает без чувств и переживаний.

Эмоциональная атмосфера общества, реальные ценности, утверждаемые в нем, вольно или невольно задают ориентации в каждой семье.

Нестабильность, преобладание в течение длительного времени неуверенности, страха, агрессии – все это играет драматическую роль в семейных отношениях. Искажает и упрощает эмоциональные отношения между родителями и детьми.

Драма всего общественного уклада в том, что с самого начала многие дети в семье обделены родительской и, главное, материнской любовью.

Этот страшнейший из всех видов дефицита – дефицит родительской любви - оставляет глубокие раны в сознании ребенка.

Видят ли родители всю глубину проблемы? Знают ли они, например, как малыш откликается на разные проявления чувств родителей и чем платит в ответ, и осознает ли он, что его любят не очень сильно или не любят вовсе?

Понимают ли родители чувства детей, хотят ли, что-либо, изменить в своих действиях, отношениях?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим на все ступени развития ребенка от момента рождения до начала школьной жизни.

 

 

СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Начнем с самого начала. С беременности.

Уже в это время ребенок начинает проявлять «активность», требует прислушаться к нему: тошнота по утрам, головокружение – «я уже есть, я уже с чем-то не согласен». Он заставляет изменить режим дня и ваши вкусы. Первое шевеление – появилась возможность тактильного общения. Как только вы или муж положите свою руку на живот, ребенок тот час - же замрет, прислушиваясь к теплу ваших рук. Именно через руки он может почувствовать ваши переживания – огорчение, страх, радость. И вы можете определить его реакцию – по его движениям. Он ведь уже знает ритм материнских шагов, ее голос, тепло, уют, движения, ее пульс – мир, в котором ему очень хорошо.

Уже в возрасте четырех месяцев, когда интенсивно развивается головной мозг ребенка надо рассказывать ему на ночь сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Ритм вашего голоса, мелодичность, звуковые колебания, все это способствует тому, что вы своими голосами, способствуете развитию будущей гармоничной личности.

Ведь именно такая задача стоит перед родителями. Вырастить гармонично развитую личность.

Почему именно на внутриутробном развитии мы останавливаем свое пристальное внимание. Современный уровень науки позволил выяснить, что именно в перинатальный (внутриутробный) период и появляется различная патология, которая непосредственно влияет на дальнейшее развитие ребенка. Конечно, именно с курением, алкоголизмом (причем однократным), наркоманией, токсикоманией связаны основные проблемы во внутриутробный период, но это проблема современного общества в большей степени, чем каждого родителя в отдельности. Ведь грамотные родители будут изо всех сил стремиться избежать большинства перечисленных проблем.

А о тех ситуациях «так получилось», мы не говорим. Так как изначально такие дети имеют мало шансов развиться в гармонично развитую личность, счастье, если все же получится.

 

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

«Материнская любовь к растущему ребенку, любовь, которая ничего не желает для себя, это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех достижимых» (Э. Фромм).

Разумеется, чувство матери несет на себе отсвет культуры общества: отношения к женщине-матери, к детям – будущему страны, к семье и семейным взаимоотношениям.

Природа дала матери чувство любви и предопределила механизм его дальнейшего развития и действия. Чувство любви растет вместе с малышом, и к моменту родов мать и ребенок готовы соединиться в совместном чувстве любви. Но у них разные потребности и способы «овеществления» этого чувства. Мать готова любить малыша, не видя его индивидуальные особенности, но именно они, это те опоры и стимулы, за которые должно «зацепиться» ее чувство и обрести плоть и кровь.

Ко всему: внешности, выражению лица, голосу, беззащитности ребенка - еще надо привыкнуть. Разглядеть, почувствовать, обрести и заметить потребность ребенка в себе.

Мир не разъединил, а напротив, сблизил, дал новые возможности ощутить кожей, увидеть глазами, услышать ушами, понять сердцем друг друга.

Как правило, перед родами чувства и помыслы мамы сосредоточены на себе и к несчастью, основное чувство, которое владеет будущей мамой, это страх или тревога за себя.

Сильнейший эмоциональный стресс, не отрицательный, а положительный, который испытывает мать после родов, это мощная готовность всех ее органов чувств, ее эмоционально- волевой сферы обрести малыша. Соединить возникшие новые внешние и внутренние стимулы с прежними стимулами, согласовать чувство, что выросло внутри нее, с тем, для чего оно в ней существует её главная задача после рождения ребенка.

 

РЕБЕНОК

. Младенец же остается один на один с новым, незнакомым, чужим миром яркого света, пластмассы, металла, никак не связанным с его прошлым опытом. И основная задача этого периода – обрести друг друга в новых условиях.

Очень печально, если какие- либо обстоятельства, мешают либо маме, либо ребенку, благополучно прожить данный этап развития.

Единственное, что осталось в новых условиях жизни прежним, это мама.

Все органы чувств новорожденного функционируют активно уже к моменту родов. Из нахлынувшей информации выбирают, что уже знакомо и оценивается им как хорошее: это биение сердца матери, тембр голоса, тепло ее тела, возможно, ее запах, и потребность быть снова вместе. Не надо доказывать, как важен этот этап для адаптации и успешности в дальнейшей жизни ребенка. Именно поэтому кормление грудью активно восстанавливает близость матери и ребенка, а значит, является почвой для обретения психологического контакта. Часто это первая и на протяжении первой недели жизни единственная возможность общения.

Физический (тактильный) контакт ограничен только прикосновением к груди, ограничение во времени не дает возможности длительного контакта, когда можно прочувствовать друг друга, а значит наладить наибольший психофизиологический комфорт. Поэтому надо постараться не нервничать и не волноваться, и главное не спешить. Дайте время ребенку разобраться в окружающем мире.

Это ваш совместный первый общий успех и первый шаг вашего взаимного сотрудничества. К сожалению, вся гамма первых чувств, которой на самом деле выражается сущность взаимоотношений матери и младенца, нередко остается за пределами первых встреч. Период, когда у младенца формируется отношение к матери, когда реализуется его потребность в физическом контакте с ней, и эта потребность обретает смысл защиты, удовольствия, или, напротив, напряженности и отчуждения, называется сензитивным или чувствительным периодом. А первый контакт, это самый главный, критический момент в этом процессе.

 

МАМА

 

В развитии любви матери этот период (первые дни жизни младенца) особый. Внешность, особенности строения, цвет кожи, запах, издаваемые малышом звуки- все это те ключевые стимулы, которые самой природой предопределены для пробуждения соответствующего чувства матери.

Но для того чтобы оно возникло, женщина должна быть к нему готова, и иметь возможность сосредоточится на нем. Отсюда виден еще один момент, который может привести к дальнейшим проблемам ребенка, ведь ни для кого не секрет, что повысился процент «юных» матерей. О какой готовности при этом можно говорить. Можно только пожалеть ребенка, хотя, конечно нет правил без исключения, но таких готовых «юных» зрелых мам очень мало.

Психоаналитическая практика показывает, что мать начинает создавать психологический образ ребенка(каким он должен быть) еще до рождения, а иногда и до зачатия. Образ ребенка со временем переходит с сознательного уровня на бессознательный. Этот факт и подтверждает форму и сам процесс передачи его на бессознательное ребенка. Он получает команду, каким он должен быть, от мамы на вербальном уровне (слова, в которых она выражает свое видение) и невербальном (действия, мимика, эмоциональные реакции и т.п.)

Процесс передачи образа (каким я хотела бы тебя видеть) ребенку со стороны мамы, происходит на протяжении всего процесса психосексуального развития.

 

 

 

НАЧАЛО ДИАЛОГА.

 

Глаза - зеркало души. Понимающим друг друга близким людям не нужны слова - достаточно взгляда.

Этот способ общения, богатый значениями, насыщенный эмоциями, поможет выразить то, что не всегда можно донести словами, позволит точно угадать состояние души. Такому специфически человеческому способу общения ребенку предстоит научиться. Учитывая, что тесная и длительная связь с матерью неразделима 250 дней или до момента поступления ребенка в школу, данный способ взаимодействия очень важен.

Не менее важен и другой аспект взаимодействия ребенка и матери - тактильный контакт. Ребенок воспринимает мир очень ярко, всеми своими чувствами. Его возможности в этом отношении огромны. Ничто не ускользает от детского внимания. Его нежная кожа, (экстероцептивная чувствительность), ощущает самые легкие прикосновения, малейшее давление; он тонко чувствует движения своих суставов и сокращения мышц (проприоцептивная рецепция), воспринимает давление на внутренние органы и их перемещения (висцеральная чувствительность).

Едва появившись на свет, ребенок уже способен анализировать все сообщения, исходящие от рецепторов, оценивать, насколько приятно то или иное ощущение, понимать смысл производимых с ним действий. Он очень быстро научается распознавать истинные чувства человека, берущего его на руки, и отличать тех, кто его любит.

Единство ребенка и матери определяет психическую уравновешенность и будущее сексуальное поведение ребенка.

Многочисленные исследования показывают, как губительно недостаток физических контактов влияет на здоровье, рост и психомоторное развитие ребенка. Шестимесячный ребенок, вскормленный грудью, обгоняет в своем физическом и психическом развитии ровесника, которому приходилось довольствоваться бутылочкой с соской. Он быстрее растет, меньше болеет, раньше научается ходить и говорить. И это не только результат сбалансированного питания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: