Эпитеты. Примеры
Трескучий мороз
Жадный взгляд
Дивный гений
Крылатые качели
Горькие слёзы
Золотая листва
Задача эпитета - создать яркий образ. Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные («белоснежная зима»). Но эпитетом может быть и наречие («горячо спорить»), и существительное («собака Калин-царь»), и числительное («первый ученик»), и причастие, и деепричастие («когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом»).
Эпитет - одна из разновидностей тропов, художественных средств речи. Название происходит от греческого слова έπίθετος - «приложенный».
Чем эпитет отличается от описания и метафоры
Эпитет не просто указывает на определенное качество, а эмоционально и образно характеризует предмет, явление, человека или любой другой объект. Поэтому не стоит путать эпитеты с описаниями. Например, в выражении «седой старик» слово «седой» - это описательное прилагательное. А в стихотворении Тургенева «утро туманное, утро седое» - уже эпитет.
Следует также отличать эпитет от метафоры.
Метафора - это скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой. Примеры метафоры: «говор волн», «море радости». При этом эпитеты могут быть составляющей частью метафоры.
Например, Владимир Маяковский сравнивает свои стихи с оружием и использует эпитеты, чтобы раскрыть эту метафору:
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Виды эпитетов
В русском языке выделяют различные виды эпитетов.
Общеязыковые эпитеты - это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос».
Народно-поэтические эпитеты уходят корнями в устный фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица».
Постоянный эпитет неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение. Например, «косолапый мишка» или «железный конь».
Индивидуально-авторские эпитеты придуманы конкретным человеком, используются ситуативно. Например, «мармеладное настроение» (А.П. Чехов).
Также эпитеты можно делить на оценочные, описательные и эмоциональные.
Оценочный эпитет - «чудесный вечер».
Описательный эпитет - «золотая осень».
Эмоциональный эпитет - «унылая пора».
Эпитеты также делятся на простые и сложные. Простые эпитеты выражены одним словом («парус одинокий»), сложные эпитеты - словосочетанием («берег, милый для меня»).
Примеры эпитетов в русском языке
Красно солнышко
Тридевятое царство
Чистое поле
Могучий дуб
Белокаменная Москва
Туманный Альбион
Дикий Запад
Примеры эпитетов в литературе
Ночь была свежая и неподвижно-светлая (Л. Толстой)
Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев)
Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)
Полночь сошла, непроглядная темень (Н. Гумилев)
В блюдечках - очках спасательных кругов (В. Маяковский)
О, покой мой многонеделен (А. Ахматова)
Шаркающей кавалерийской походкой (М. Булгаков)
Примеры эпитетов в песнях
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз (В. Агатов)
Крылатые качели (Ю. Энтин)
Чумачечая весна (А. Потапенко)
Гипе́рбола (из древнегреческого: «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Например: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».
Метафора - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении. В основе метафоры лежит сравнение предмета или явления с другим предметом и явлением на основании их общего признака. Слово, которое подменяет метафора, при этом не называется напрямую.
Примеры метафор:
Ледяной взгляд
Золотые руки
Червь сомнения
Осень жизни.
Термин происходит от греческого слова μεταφορά («перенос») и был придуман еще Аристотелем.
Метафора - один из самых распространенных тропов, художественных средств речи. Метафоры широко используются в литературе, особенно в поэзии.
Читайте подробнее: Тропы в литературе. Примеры и виды литературных тропов
В чем разница между эпитетом и метафорой?
Эпитет - это яркое определение, а метафора - перенесение свойств одного предмета на другой. Эпитеты могут быть составляющей частью метафоры, они помогают лучше раскрыть ее суть.
Например, вот строки из элегии А.С. Пушкина:
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Поэт усиливает метафоры, добавляя к ним эпитеты. Закат жизни становится печальным, а улыбка любви - прощальной.
О том, что такое эпитеты и какими они бывают, можно почитать в отдельном материале Anews.
Виды метафор
По частоте использования можно выделить метафоры общеупотребительные (мудрое решение), общепринятые поэтические (золотая листва) и индивидуально-авторские (ситец неба).
Эпифора - это стертая метафора, которая от частого употребления уже не воспринимается как сравнение. Например: прошло как по маслу или автомобильные дворники.
Метафора может быть простой, состоящей даже из одного слова, и развернутой - если сравнение используется не один раз, а последовательно на протяжении фрагмента или всего текста.
Метонимия - это замена одного слова на другое по смежности понятий. Например, в выражении «выпил три бутылки», происходит подмена содержимого бутылок на название емкости.
Синекдоха - это перенос общего на частное или наоборот - части на целое. В синекдохе единственное число может использоваться вместо множественного:«И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М.Ю. Лермонтов). Либо наоборот - множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны» (А.С. Пушкин). Часть может обозначать целое: «Первая ракетка мира». А целое может использоваться для обозначения части: «Россия забила Саудовской Аравии пять голов».
Примеры метафор в русской литературе
Безымянный червь точил его сердце (Н.В. Гоголь)
Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)
Огнем душа твоя полна (М.Ю. Лермонтов)
Она была - живой костер из снега и вина (А.А. Блок)
Повисли перлы дождевые (Ф.И. Тютчев)
Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковкий)
АССОЦИАЦИЯ (литературная) – психологический феномен, когда при чтении литературного произведения одно представление (образ) по сходству или противоположности вызывает в воображении другое.
АФОРИЗМ – лаконическое изречение, выражающее емкую обобщенную мысль: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»
БАЛЛАДА – лиро-эпическое стихотворение с историческим или героическим сюжетом, с обязательным присутствием фантастического (или мистического) элемента. В XIX в. баллада получила развитие в творчестве В. Жуковского («Светлана»), А. Пушкина («Песнь о вещем Олеге»)
БАСНЯ – эпическое произведение аллегорического и нравоучительного характера. Повествование в басне окрашено иронией и в заключении содержит так называемую мораль – поучающий вывод. Свою историю басня ведет от легендарного древнегреческого поэта Эзопа (VI–V вв. до н. э.).
ИДИЛЛИЯ – вид лирической или лироэпической поэзии. В идиллии, как правило, изображается мирная безмятежная жизнь людей на лоне прекрасной природы. – Античные идиллии, а также русские идиллии XVIII – начала XIX в. А. Сумарокова, В. Жуковского
КОМЕДИЯ – один из видов литературного творчества, принадлежащих к драматическому роду. Действие и характеры В комедии ставят целью осмеяние безобразного в жизни
КОНТЕКСТ (лат. «contextus» – связь, соединение) – 1. Законченный в смысловом отношении отрывок текста, в котором слово приобретает необходимый автору смысл. Взятое вне контекста оно может иметь другое значение; 2. Сумма сведений, необходимая для понимания смысла произведения в исторических и эстетических обстоятельствах его Появления и функционирования
ЛИРИКА – род литературы, воссоздающий субъективные переживания автора и персонажа, их отношения к изображаемому. Речевой формой лирики обычно является внутренний монолог, преимущественно в стихах. Видами лирики являются сонет, ода, элегия, песня, эпиграмма и др., жанрами – гражданская, любовная, пейзажная, философская и т. п.
МЕЛОДРАМА – жанр драмы, посвященный преимущественно любовной тематике и отличающийся напряженной интригой, сентиментальностью, поучительной интонацией.
НОВЕЛЛА (итал. «novella» – новость) – прозаический (реже стихотворный) жанр эпоса с острым сюжетом, лаконичным повествованием и неожиданной концовкой.
ОБРАЗ – эстетическая категория: способ изображения и освоения мира, присущий всем видам искусства, в каждом со своими специфическими средствами и приемами.
ОДА – вид лирики; произведение торжественного патетического характера, содержащее хвалу человеку или событию. Предмет изображения оды – возвышенное в жизни человека.
ПАРОДИЯ – шуточное воспроизведение особенностей содержания и формы произведения или творчества художника в целом.