На уроках литературы или на олимпиаде учащимся часто приходится проводить анализ стихотворений. Эту работу вы сможете выполнить качественно и без особых усилий, если познакомитесь с планом (последовательностью и основными составляющими) анализа лирических произведений.
Начните составлять анализ стихотворения с сообщения самых важных сведений о творчестве поэта. Прежде всего, укажите дату написания лирического произведения и соотнесите с этапами жизни и творчества поэта. Например, в период, который принято называть Болдинской осенью, было написано очень много произведений А.С.Пушкиным. Если вы познакомитесь с историей жизни поэта, то поймете причину такого творческого подъема: в это время А.С.Пушкин готовился к браку с Н.Н.Гончаровой и был счастлив.
Укажите, к какому литературному направлению относится данное лирическое произведение: классицизму, романтизму, реализму, модернизму и т.д. Попытайтесь прокомментировать выбор поэта. Например, в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова, в тридцатые годы девятнадцатого века, преобладает романтизм. В этих произведениях вы сможете почувствовать глубокое одиночество лирического героя, его протест против действительности, общества и т.д.
Раскройте творческую историю стихотворения. Если оно было начато в один творческий период поэта, а закончено значительно позднее, то это важное замечание в анализе произведения. Кроме того, стоит указать сведения о том, что послужило толчком для написания стихотворения. Например, стихотворение "Размышления у парадного подъезда" Н.А.Некрасов написал, когда увидел из окна, как жестоко поступили с просителями-крестьянами у крыльца важного вельможи. За несколько часов он написал стихотворение, хотя до этого находился в творческом кризисе и не мог написать ни строчки.
Укажите тему стихотворения: любовная лирика, размышления о назначении поэта и поэзии, описание природы, любовь к Родине и т.д. Попытайтесь проанализировать, при помощи каких художественно-выразительных средств, стилистических фигур и т.д. поэт раскрывает эту тему.
|
Если поэт использует метафоры, эпитеты, оксюморон и др. художественно-выразительные средства, укажите их. Также отметьте олицетворение, если оно имеется.
Опишите настроение, которым проникнуто данное стихотворение: светлая печаль, умиротворение, тоска и одиночество, радость и восторг и т.д. Охарактеризуйте (по возможности) образ лирического героя. Сообщите о своем отношении к нему.
Если настроение или темп стихотворения меняется от первых строф к последним, укажите это в анализе. Например, в стихотворении А.С.Пушкина "Узник" первые строки проникнуты мрачным настроением, а в заключении, когда поэт пишет о вольной жизни, темп в стихотворении убыстряется, а безысходность и тоска сменяются на ожидание чуда, радости, счастья.
Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест и т.д.
Укажите рифмовку, которую применил автор: парную, перекрестную, охватывающую.
Сообщите о том, какое впечатление у вас сложилось от прочитанного стихотворения, а также о том, какие выводы о творчестве поэта, о его личности вы смогли сделать. Если у вас возникло желание познакомиться с произведениями этого автора подробнее после проведенного вами анализа, обязательно отметьте это.
|
1. Почему стих-е названо «Нате!»?
2. К кому обращено?
3. Понравилось ли вам оно, чем?
4. Какие образы произвели на вас наибольшее впечатление, почему?
5. Почему лирический субъект и толпа противопоставлены друг другу?
6. Что вы можете сказать про лирического героя?
Какие строчки характеризуют лирического героя, и какие представляют тех, кому герой бросает вызов?
Какие его качества проявлены в данном тексте?
Какая метафора помогает представить мир лирического героя?
7. Как показаны ценности героя и толпы?
«Письмо Татьяне Яковлевой» В. Маяковский
В поцелуе рук ли, губ ли,в дрожи тела близких мнекрасный цвет моих республиктоже должен пламенеть.Я не люблю парижскую любовь:любую самочку шелками разукрасьте,потягиваясь, задремлю, сказав – тубо –собакам озверевшей страсти.Ты одна мне ростом вровень,стань же рядом с бровью брови,дай про этот важный вечеррассказать по-человечьи.Пять часов, и с этих порстих людей дремучий бор,вымер город заселенный,слышу лишь свисточный спорпоездов до Барселоны.В черном небе молний поступь,гром ругней в небесной драме, –не гроза, а это просторевность двигает горами.Глупых слов не верь сырью,не пугайся этой тряски, –я взнуздаю, я смирючувства отпрысков дворянских.Страсти корь сойдет коростой,но радость неиссыхаемая,буду долго, буду просторазговаривать стихами я.Ревность, жены, слезы… ну их! –вспухнут веки, впору Вию.Я не сам, а я ревнуюза Советскую Россию.Видел на плечах заплаты,их чахотка лижет вздохом.Что же, мы не виноваты –ста мильонам было плохо.Мы теперь к таким нежны –спортом выпрямишь не многих, –вы и нам в Москве нужны,не хватает длинноногих.Не тебе, в снега и в тифшедшей этими ногами,здесь на ласки выдать ихв ужины с нефтяниками.Ты не думай, щурясь простоиз-под выпрямленных дуг.Иди сюда, иди на перекрестокмоих больших и неуклюжих рук.Не хочешь? Оставайся и зимуй,и это оскорбление на общий счет нанижем.Я все равно тебя когда-нибудь возьму –одну или вдвоем с Парижем.