Функции и роль коммерческих банков
Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать. К таким конструирующим операциям банка относят:
• прием депозитов;
• осуществление денежных платежей и расчетов;
• выдача кредитов.
Создание платежных средств тесно связано с депозитной функцией кредитования банковских клиентов. Депозит может возникнуть двумя путями: в результате внесения клиентом наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Эти операции по-разному отразятся на величине денежной массы в стране. Если клиент внес деньги до востребования, то они превратились из наличных в безналичные. Общая сумма денег в хозяйстве не изменилась. Если же деньги зачислены на депозит, то общее количество денег в хозяйстве увеличилось, так как банк своей операцией создал новые платежные средства. Обратное действие - уничтожение происходит при снятии клиентом наличных со счета и при списании денег с депозита для погашения кредитов. Способность коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты и денежную массу широко используется центральным банком, который через систему обязательных резервов управляет динамикой кредита.
Вторая обширная функциональная сфера деятельности банков - посредничество в кредите. Коммерческие банки, как уже говорилось, выполняют роль посредников между хозяйственными единицами, накапливающими и нуждающимися в денежных средствах. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег в виде разнообразных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такая форма хранения денег более предпочтительна, чем вложение в облигации или акции. Банковский кредит - тоже весьма удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизированы).
Помимо выполнения базовых функций, банк предлагают клиентам множество других финансовых услуг. Например, банки осуществляют разного рода доверительные операции для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества в управление банку на доверительной основе, покупкой для клиентов ценных бумаг, управление недвижимостью, выполнение гарантийных функций по облигационным выпускам.
|
Коммерческие банки по статусу, по целям и направлениям не равноценны, но у всех банков есть общая основа: наличие баланса и его строение; характер основных функций и операций; получение дохода от своей деятельности.
Коммерческие банки также характеризуются как основное звено кредитной системы. Это означает, что банки, как основной центр кредитования, раскрывают богатые возможности кредита. В банковской системе кредит выдают центральный банк, банки второго уровня, специальные кредитные институты. А коммерческие банки, Коммерческие банки в условиях рыночной экономики – это активные деловые банки и во всех странах в банковской системе они занимают особое место.
Обслуживая всю экономику, выдают кредиты хозяйствам, предпринимателям. Отдельным лицам, приближены к клиентам и способствуют развитию сферы производства и сферы обращения.
В условиях рыночной конкуренции каждый банк определяет себе приоритеты, утверждается как основное звено кредитной системы.
В банковской системе страны функции кредитования выполняют:
|
· Центральный банк – при кредитовании банков второго уровня, государства;
· Коммерческие банки – при кредитовании отраслей экономики, потребностей всех видов заемщиков с развитием собственных коммерческих интересов.
Коммерческие банки выступают как «работающее звено», универсальные предприятия денежного рынка, которые выполняют для клиентов все операционные услуги. Вкладывая в понятие «коммерческий банк» широкое толкование можно их классифицировать по следующим признакам (рис 1.).
Общеизвестно, что коммерческие банки воспринимаются общественностью через их традиционные базовые функции, но на современном этапе они оказывают клиентам множество финансовых услуг, трастовые операции, покупка для клиентов ценных бумаг, управление недвижимостью, гарантийные обязательства.
Функции коммерческих банков можно разделить на традиционные и нетрадиционные; базовые (рядовые) и новые (рыночные). При общей группировке функций коммерческого банка можно их представить:
|
· мобилизации и аккумуляция свободных денежных капиталов, накоплений и сбережений (вкладные и депозитные операции);
· кредитование экономики и населения (активные операции);
· организация проведения платежей и переводов денег (посреднические операции);
· инвестиционная деятельность (вложения в ценные бумаги и проекты);
· финансирование внешней торговли;
· хранение ценностей в сейфах;
· прочие финансовые услуги клиентам.
Функция мобилизации и аккумуляции сбережений подтверждает то, как привлекаются мелкие разрозненные денежные средства частных лиц, а затем, образовав общий запас таких денежных ресурсов, направляются в наиболее эффективные вложения в экономике. Заинтересованность вкладчиков в сохранении своих денег в высоко ликвидной форме и получении процента должна обеспечиваться банками и последние несут за это ответственность.
Функция посредничества в кредите является самой определяющей для банка, так как, перераспределяя временно свободные денежные средства путем предоставления их в ссуду хозяйствующим субъектам, он получает доход. Этой функцией банк способствует проявлению самой «категории кредит», когда кредиторы и заемщики одинаково заинтересованы и ответственны в рациональном использовании ссуженных средств исходя из объективной потребности в них. Предоставление ссуд кредитоспособным заемщикам для коммерческого банка является самой доходной операцией.
Функция посредничества в расчетах и платежах со счетов проявляется при переводе денег банком по поручению клиентов, оплате счетов при совершении хозяйственных операций в стране. Коммерческие банки, обеспечивая платежный механизм, следуют принципам расчетов, заинтересованы в снижении рисков в сфере денежного оборота, в развитии рыночных услуг при проведении расчетно-платежных операций.
Финансирование внешней торговли в условиях развития международных экономических отношений, международного рынка товаров выделяется как функция коммерческих банков. Конвертирование валюты, необходимой для расчетов с экспортерами, выставление импортерами аккредитивов по внешнеторговым операциям обязывает банки брать на себя обязательства по обеспечению расчетов, оказывать услуги по страхованию импортеров.
Функция посредничества банка в операциях с ценными бумагами проявляется при покупке ценных бумаг в целях получения дополнительного дохода, поддержания своей ликвидности. Покупая ценные бумаги, банк использует их в качестве обеспечения обязательств по вкладам перед государственными органами власти. Приобретаемые банками ценные бумаги бывают следующих видов:
· ценные государственные бумаги (краткосрочные и долгосрочные);
· облигации корпораций;
· акции различных компаний;
· банковские акцепты;
· коммерческие векселя, обращающиеся на рынке;
· сертификаты товарно-кредитных корпораций.
Хранение ценностей в сейфах является исторически важной функцией коммерческих банков. Высокая репутация банка, как надежного хранителя ценностей, подкрепляется его кассовой операцией, наличием фондов, хранилищ, кассовых сейфов для денег и других ценностей. Хранение ценностей банк может осуществлять в двух формах:
· предоставление сейфов для хранения ценностей, за что банк согласно договора получает плату за услуги и, в свою очередь, обеспечивает клиенту гарантию;
· хранение в стальной камере, когда банк принимает ценности под свою ответственность и, выступает в роли агента и может по просьбе клиента производить доверительные операции.
Все функции коммерческих банков, как традиционные, так и нетрадиционные, типичные для всех стран с рыночной экономикой можно сгруппировать в следующей основной форме (рис 2).
Группировка основных функций коммерческого банка.
Традиционные | Нетрадиционные |
1. Депозитно-ссудные. | 1.Выдача гарантий, поручительств и обязательств за третьих лиц при расчетах и погашении долга по кредит. |
2. Кассовое обслуживание клиентов. | 2. Покупка и продажа иностранной валюты, драгоценных металлов, камней. |
3. Ведение счетов клиентов, расчеты по поручению. | 3. Привлечение и размещение на доверительной основе средств и управление по поручению клиентов их средствами и ценными бумагами. |
4. Выпуск платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов). | 4. Оказание клиентам консультаций по вопросам связанных с банковской деятельностью. |
5. Покупка, продажа и хранение государственных и иных ценных бумаг. | |
6. Оказание услуг (лизинговые, факторинговые, инжениринговые). |
Баланс коммерческого банка и его строение.
Характеристика коммерческого банка будет более полной и завершенной, если будем иметь представление о банковской отчетности. Назначение банковской отчетности – это обеспечение полной достоверности о деятельности банка; предоставление оперативной информации, понятной инвесторам, кредиторам, всем заинтересованным органам; подтверждение о доходах, объемах операций, рисках.
Для оценки финансового состояния коммерческого банка необходимо располагать достаточной информацией о деятельности банка. Такая информация содержится в годовых отчетах банка, а для ее детализации используются данные бухгалтерского учета.
В мировой практике формы финансовой отчетности банка представлены следующими основными документами: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении источниках, финансирования, отчет об акционерном капитале, пояснения к балансу и другие.
Баланс банка характеризует в денежном выражении состояние ресурсов коммерческого банка, источники их формирования и направления использования, а также финансовые результаты деятельности банка на начало и конец отчетного периода.
По данным баланса осуществляется контроль за формированием и размещением денежных ресурсов, состоянием кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций, включая операции с ценными бумагами. Балансы коммерческих банков являются главной частью их отчетности. Их анализ позволяет контролировать ликвидность банков, совершенствовать управление банковской деятельностью.
Коммерческие банки в законодательном порядке должны публиковать данные годового баланса и отчеты о прибылях и убытках. Консолидированный баланс всех коммерческих банков Казахстана предоставляет возможность охарактеризовать состояние экономики в целом и различных областей и регионов в частности. Данные балансов банков являются основным источником для выработки Нацбанком РК основных направлений денежно-кредитной политики, регулирования их деятельности.
Состав и структура баланса банков зависят от характера и специфики их деятельности, принципов построения бухгалтерского учета в банках и используемых банковских операций.
Базовая формула баланса банка:
Активы = Обязательства + собственный капитал.
Банк должен предоставлять балансовый отчет, в котором активы и обязательства группируются по их сущности, и перечислять их в порядке, отражающем их относительную ликвидность.
Баланс банков состоит из трех основных разделов: активы, обязательства и собственный капитал.
Баланс представляет собой соотношение взаимосвязанных показателей деятельности коммерческого банка. Эта итоговая таблица, в которой отражены обобщенные статьи, характеризующие пассивные и активные операции на определенную дату. Между активом и пассивом должно быть равенство.
Банковские балансы составляются по унифицированной в каждой стране форме и публикуются в открытой печати, являясь важным источником коммерческой информации. Конкуренция в банковской системе обуславливает необходимость ограничений публикуемой информации в соответствии с коммерческой тайной. Формы балансов коммерческих банков могут отличаться по статьям в зависимости от традиций в банковском деле, особенностей государственного регулирования в этой сфере.
Баланс коммерческого банка в отличие от баланса предприятий имеет особенность: составляется ежедневный, месячный, квартальный, годовой балансы.
В балансе банка имеются разделы:
· Балансовые счета, которые по пассиву показывают собственные средства банка и привлеченные ресурсы, а по активу – размещение банковских ресурсов.
· Внебалансовые счета, на которых происходит учет ценностей и документов, ценности на хранение, бланки чеков, акции.
Баланс необходимо изучать с различных подходов, возможности здесь большие. Баланс отражает источники привлеченных для своей деятельности ресурсов (входящие финансовые потоки) и распределение средств (исходящие финансовые потоки).
План счетов коммерческого банка
Бухгалтерский учет банками второго уровня РК осуществляется на счетах плана счетов, основанного по общепринятым в мировой практике стандартам.
План счетов представляет собой перечень счетов с разбивкой по классам:
1. Первый класс | «Активы» |
2. Второй класс | «Обязательства» |
3. Третий класс | «Собственный капитал» |
4. Четвертый класс | «Доходы» |
5. Пятый класс | «Расходы» |
6. Шестой класс | «Условные и возможные обязательства и требования» |
7. Седьмой класс | «Счета меморандума к балансу банка» |
Счета балансов банков подразделяются на балансовые и внебалансовые, на активные и пассивные. Счета первых трех классов отражаются в Консолидированном балансе банка, а счета четвертого и пятого классов отражаются в отчете о результатах финансово-хозяйственной деятельности.
Результат по итогам отчетного периода отражается по счетам третьего класса «Собственный капитал».
Поданным шестого класса составляется отчет об условных и возможных обязательствах банка, а данные седьмого – необходимы для предоставления дополнительной информации, например, по трастовым операциям.
Первая цифра счета указывает на принадлежность к классу; вторая, третья – к группе счетов; четвертая – дальнейшую детализацию и расшифровку счетов группы.
В составе банковской отчетности финансовая отчетность коммерческого банка кроме баланса содержит также отчет о прибылях и убытках, в котором отражаются стоимость привлеченных ресурсов (процентные выплаты) для получения доходов, другие непроцентные доходы, а также все расходы банка. Чистый доход банка выступает результативным показателем.
При работе в условиях коммерческого расчета все текущие расходы банка должны полностью покрываться его доходами, а дальнейшее развитие финансироваться за счет накопленных на эту цель собственных средств. Поэтому коммерческий банк должен так строить тактику и стратегию своей деятельности, чтобы, рентабельно работая, одновременно формировать достаточные накопления денежных средств для развития производственно-технической базы.
Отсюда движущим методом деятельности коммерческого банка является прибыль, получаемая в результате кругооборота банковского капитала, а также использования заемных и привлеченных средств.
Банк является специфической отрасль экономики, однако для определения доходов и расходов используются те же принципы, что и для предприятия.
Балансовая прибыль банка определяется как разница между общей суммой полученных доходов, штрафов, пени, неустоек и общей суммы расходов, уплаченных штрафов, пени и неустоек. Балансовая прибыль выводится 31 декабря отчетного финансового года и направляется на уплату подоходного налога в бюджет, на формирование резервного фонда для покрытия убытков, связанных с осуществлением банковской деятельности, фонда на выплату дивидендов, фонда накопления и потребления. Распределение прибыли банка утверждается общими собранием акционеров по результатам деятельности банка за отчетный финансовый год.
Подоходный налог рассчитывается на основе совокупного годового дохода банка с учетом вычетов и не зависит от метода учета, применяемого банком в целях налогообложения. Подоходный налог банка равен 30% от облагаемого дохода. Уплата текущих платежей в бюджет по подходному налогу производится ежемесячно, исходя их расчетных показателей доходов и расходов банка.
Банк производит перечисления из прибыли по итогам финансовой деятельности за год не позднее 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным годом по утвержденным нормативам:
· в резервный фонд;
· в фонд на выплату дивидендов;
· фонд накопления и фонд потребления.
Порядок образования и использования фондов банка определяется Положениями, утвержденными Правлением банка.
Банковская система - наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. Уровень проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставим с показателями стран Евросоюза. В целом по банковской системе растут основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность). Банковский сектор Казахстана по динамике своего развития намного опережает как темпы роста ВВП, так и наиболее успешные несырьевые отрасли страны. Привлекая внешнее финансирование, банки наряду с нефтяными компаниями являются основными поставщиками валютных средств в республику, оказывая существенное влияние на курсообразование национальной валюты. Банки являются также основными игроками на фондовом рынке республики, они обеспечивают основной оборот средств и служат основными поставщиками финансовых инструментов. По данным АФН на 01.02.2010 г. на казахстанском финансовом рынке функционируют следующие банки второго уровня: 1. АО «Казахстанский инновационный коммерческий банк» 2. АО «Delta Bank» 3. АО «Альянс Банк» 4. АО «АТФБанк» 5. АО «БАНК «КАСПИЙСКИЙ» 6. АО «Банк ТуранАлем» 7. АО «Банк ЦентрКредит» 8. АО «ДАБ «ABN AMRO Банк Казахстан» 9. АО «ДАНАБАНК» 10. АО «ДБ «Национальный Банк Пакистана» в Казахстане 11. АО «ДОЧЕРНИЙ БАНК «КАЗАХСТАН-ЗИРААТ ИНТЕРНЕШНЛ БАНК» 12. АО «Евразийский банк» 13. АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана» 14. АО «Заман-Банк» 15. АО «Казинвестбанк» 16. АО «Казкоммерцбанк» 17. АО «Мастербанк» 18. АО «МБ «Алма-Ата» 19. АО «Народный сберегательный банк Казахстана» 20. АО «Нурбанк» 21. АО «СЕНИМ-БАНК» 22. АО «Ситибанк Казахстан» 23. АО «Торгово-промышленный Банк Китая в Алматы» 24. АО «Цеснабанк» 25. АО «Эксимбанк Казахстан» 26. АО «ЭКСПРЕСС БАНК» 27. АО «МЕТРОКОМБАНК» 28. АО ДБ «Альфа-Банк» 29. АО ДБ «Банк Китая в Казахстане» 30. АО ДБ «ТАИБ Казахский Банк» 31. АО СБ «ЛАРИБА-БАНК» 32. АО "ДЕМИР КАЗАХСТАН БАНК» 33. ДБ АО «HSBC Банк Казахстан» 34. ДБ АО «Сбербанк России» 35. ДО АО «Банк Туран Алем» - АО «Темiрбанк».
2 Анализ становления и развития банковской системы Республики Казахстан на современном этапе
2.1 Этапы развития банковской системы в РК
Процесс становления банковской системы республики состоит из трех этапов:
На первом этапе (1988-1991 гг.) были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки;Начало 90-х годов прошлого столетия в Республике Казахстан характеризовалось бурным ростом численности различных финансовых организаций: коммерческих банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В частности, тогда только коммерческих банков насчитывалось более 200. Впоследствии, многие, из которых оказались финансово несостоятельными (таблицы 1, 2).Данные таблицы 1 показывают динамику сокращения общего количества банков второго уровня в республике, так если в 1993 году количество банков составляло 204 единицы, то 2002 годуихколичество сократилось до 38 единиц, а в 2008 году уменьшилось до 35.
Таблица 2 - Организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций
Кол-во организаций, осуществл-х отдельные виды банковских операции, в т.ч: | ||||||||||||||
Кол-во кредитных товариществ | - | - | - | - | - | |||||||||
Кол-во ломбардов | ||||||||||||||
Кол-во других организаций | - | - | - | - | ||||||||||
Примечание - Источник статистические данные по банкам за 1993-2005 гг. С 2006 г. деятельность не лицензируется | ||||||||||||||
Наблюдаемая тенденция напрямую связана с проводимой Национальным Банком Казахстана политикой последовательного ужесточения требований к банкам второго уровня, и как следствие улучшение их финансовой устойчивости и надежности. Одновременно с уменьшением общего количества банков второго уровня отмечается увеличение числа организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, так если в 1993 году их количество составляло всего 5 единиц, то 2002 году их общее число выросло до 117 единиц, а в 2005 году увеличилось до 272 единиц. К моменту введения тенге в ноябре 1993 года банковская система Казахстана претерпела существенную реформу: функционировала двухуровневая банковская система, все специализированные банки были преобразованы в акционерные банки, а центральный банк был наделен рядом функций центрального банка. Все это в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте и проведению Казахстаном собственной денежно-кредитной политики [12, с. 89]. На дальнейшее укрепление банковской системы была направлена Программа перехода банков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года. Согласно данной Программы все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации. Количество банков за годы реализации Программы (1996-2001 годы) значительно сократилось за счет тех, финансовое состояние которых было неустойчивым (таблица 3).
Таблица 3 - Структура банковского сектора и сведения о переходе банков второго уровня к международным стандартам в 2001 году
на01.01.01 г. | Ha01.01.02 г. | ||
Количество банков (БВУ), в т.ч.: | |||
Банки, выполнившие требования уровня к международным стандартам | |||
Банки, отнесенные к I группе | |||
Банки, отнесенные к II группе | |||
Банки, не выполнявшие требования Программы | |||
Банки, не включенные в Программу | |||
Дочерние банки, чьи родительские байки-нерезиденты имеют рейтинг категории «А» | |||
Банки, на которых требования Программы не распространяются | |||
Примечание - Источник финансовая отчетность банков за 2001-2002 гг. | |||
По данным таблицы 3 в 2001 году процесс перехода банков второго уровня на международные стандарты деятельности резко активизировался, что было обусловлено главным образом целенаправленной работой, проводимой Национальным банком Казахстана и продолжающимся развитием банковского бизнеса в республике. В начале 2000 года 16 банков стали и участниками системы коллективного гарантирования (страхования) срочных вкладов физических лиц. Активное привлечение сбережений населения в банки привело в конечном итоге к росту объемов проводимых банками активных операций, повышению их конкурентоспособности, снижению себестоимости банковских услуг и в конечном итоге доступности их для широких слоев населения республики. В течение 2000 года число банков-участников данной системы увеличилось до 18, а к настоящему времени - более 20. Также совершенствовалась система зашиты вкладов населения - в апреле 2000 года были внесены изменения и дополнения в банковское законодательство, по банковской тайне применительно к депозитным счетам физических лиц [19, 208]. Комплекс мер по защите вкладов граждан в банках привел к повышению доверия населения к банковской системе, а в сознании людей произошел своего рода «перелом», когда они перестали хранить деньги в «чулках» и предпочитают для своих сбережений отечественные банки. Самым серьезным изъяном в философии создания современной банковской системы на этапе перехода от командной экономики к рынку была однозначная наполненность основных нормативных актов, касающихся функционирования коммерческих банков, так называемым «макро содержанием», взглядом сверху, при котором коммерческие банки рассматриваются в качестве объектов управления, исключительно нацеленных на решение макроэкономических задач. Третий этап развития банковской системы Казахстана начался в 2003 году с разработкой и принятием Концепции развития финансового сектора на 2003-2006 годы. Главная цель Концепции - определение стратегических задач, стоящих перед финансовой системой, основных направлений деятельности на перспективу. В настоящее время финансовый сектор находится на таком уровне, когда основные реформы уже проведены законодательно, нормативная база в целом построена. Задачи, которые ставились в начале процесса реформирования, уже выполнены. В связи с полной передачей Национальному банку Казахстана функций по регулированию всего финансового рынка встала задача комплексного определения путей развития финансового сектора. В этом контексте переход финансового сектора Казахстана на стандарты Европейского союза позволит создать рынок, где будут существовать «правила игры», понятные любому инвестору или участнику. Национальный Банк Казахстана использует такой же механизм регулирования денежного рынка, как и Европейский центральный банк. Выбор стандартов Евросоюза предопределен и тем, что до 80% товарооборота Казахстана осуществляется либо со странами, входящими в ЕС, либо со странами, которые в будущем могут в него вступить (Россия, Турция, Украина). В дальнейшем влияние Еврозоны на экономику страны будет постепенно превалировать. В этих условиях, несомненно, углубление взаимоотношений финансовых систем Казахстана и Европейского союза. Указом Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003 года было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. В целях обеспечения покрытия возможных потерь от банковской деятельности и повышения финансовой устойчивости отечественных банков второго уровня 30 ноября 2007 года Правлением Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций приняты постановления: 1. №256 «О внесении изменения в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 февраля 2000 года №70 «О минимальном размере резервного капитала банков второго уровня» В целях покрытия убытков, связанных с осуществлением банковской деятельности, банки обязаны за счет чистого дохода до выплаты дивидендов по простым акциям формировать резервный капитал. Данным постановлением с 1 мая 2008 года изменяется требование по размеру резервного капитала банков, который должен составить величину, равную не менее 2 процентов от ссудного портфеля банков, подлежащего классификации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. По предварительным оценкам совокупный размер резервного капитала после введения в действие постановления увеличится в 3 раза и окажет положительное воздействие на капитал первого уровня. 2. №257 «О минимальных размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня, а также о внесении изменения в постановление Правления Агентства от 25 октября 2004 года №304 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций» (в новой редакции) в соответствии с которым утрачивает силу предыдущее постановление Правления Агентства от 2 июня 2001 года №190 «О минимальных размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня». Данным постановлением предусматривается:
- увеличение минимального размера собственного капитала (действующий минимальный размер - 1 млрд. тенге):
с 1 января 2009 года - до 1,5 млрд. тенге;
с 1 января 2010 года - до 2 млрд. тенге;
- увеличение минимального размера уставного капитала (действующий минимальный размер - 1,5 млрд. тенге):
с 1 января 2010 года - до 2 млрд. тенге [18].
Таким образом, нестабильное финансовое состояние банков Казахстана в настоящее время вынуждает Национальный банк, АФН и Центральные органы власти Республики Казахстан осуществлять вмешательство в банковскую среду с целью поиска путей недопущения кризисных ситуаций в банковской сфере. Центральными органами власти Республики Казахстан было произведены ликвидация и объединение неплатежеспособных и находящихся в кризисном положении крупных банков республики, имеющих широкую сеть филиалов - это, в целом, с одной стороны вызывает определенные опасения в плане ограничения прав собственников, а с другой - внушает надежду на то, что финансовый и банковский кризис банковской системе Казахстана не грозит.